Применение техники "Ручной скрайбинг" на уроках информатики.
Презентация "Из опыта работы" 20.05.2017г.
Учитель информатики Плотникова С.В.
1 слайдЧто такое скрайбинг?
В последнее время все чаще модное слово «скрайбинг» стало появляться на просторах интернета, входить в лексикон дизайнеров и людей, имеющих отношение к бизнесу. Дословно «скрайбинг» (англ. scribing) — это описывание или разметка, scribe — переписывать, описывать, размечать, а scriber — это инструмент для разметки.
2 слайд
Учеными доказано, что человек более 80% информации воспринимает визуально. Поэтому на сегодняшний день актуально создание графических презентаций, позволяющих слушателям воспринимать и усваивать информацию более эффективно. Согласитесь, коллеги, что нашим ученикам уже надоели презентации в обычном виде.
Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками, фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.
Считается, что скрайбинг изобрел британский художник Эндрю Парк. Проще говоря, скрайбингом называется визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.
3 слайд
То есть, это графическое представление излагаемого материала, но в отличие от инфографики скрайбинг может быть представлен в двух вариантах:
- вариант «здесь и сейчас», когда учитель визуализирует учебный материал по мере его представления ученикам (например, рисует на доске)
Наиболее распространенные виды скрайбинга: скрайбинг-фасилитация и видеоскрайбинг.
Скрайбинг-фасилитация — это метод перевода информации из вербальной системы в визуальную и фиксирования ее в режиме реального времени. Скрайбер зарисовывает основные идеи и ключевые моменты презентации, лекции, конференции, заменяя существительные и глаголы картинками, схемами, графиками. Скрайбинг с успехом используется как в бизнесе (во время проведения стратегических сессий, на организационных совещаниях), так и в образовании. В принципе, скрайбинг применим в любых ситуациях, где в буквальном смысле необходимо посмотреть на ситуацию в целом, иметь возможность проанализировать связи и отношения, увидеть пробелы и нестыковки. Скрайбинг-фасилитация помогает вовлечь участников в процесс генерирования идей и принятия решений, дает им возможность сформулировать свои мысли по-новому.
4 слайд
- вариант «подготовься заранее» подразумевает предварительную подготовку иллюстрированного материала (например, создание презентаций).
Видеоскрайбинг — это удивительный и эффективный метод передачи сообщения определенной аудитории. У него несколько преимуществ. Во-первых, зритель наблюдает многократно ускоренный процесс рисования, что само по себе всегда вызывает положительные эмоции, пробуждает интерес и удерживает внимание лучше, чем обычный видеоряд. Ученику становится интересно что же произойдет дальше, он вовлекается в визуальное повествование и следит за ходом истории. Во-вторых, в процессе восприятия одновременно участвуют слуховая и зрительная системы, в которых сообщение транслируется параллельно. Это значительно увеличивает процент усвоенной информации, а также закрепляет ее в памяти на более долгий срок. Видеоролики, созданные в стиле скрайбинг, главным образом применяются для передачи информационных и рекламных сообщений.
Сейчас очень популярны видеоролики в технике "Скрайбинг" на сайте Ютуба по различным тематикам - предметным или научно-популярным.
5 слайд
По технологии создания скрайбинг можно условно разделить на «ручной» и «компьютерный».
При создании ручного скрайбинга — голос за кадром рассказывает о чем - либо, а рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В такой технике используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски.
Компьютерный скрайбинг не требует большого количества дополнительного образования, при создании используются специальные программы и онлайн - сервисы.
6 слайд
Перед вами "проба пера" в 10 классе. Тема урока " Информационные модели в задачах управления". Урок не содержит компьютерного практикума. В начале урока познакомила ребят с техникой скрайбинга. Показала небольшой ролик и рассказала о профессии и областях применения. После объяснения темы, ученикам предложила три ситуации, в которых они должны были определить цель управления, управляющий и управляемый объект, допустимые воздействия на управляемый объект. Работая в парах, ребята должны были обсудить примеры движения поезда в метро, объявление начала посадки в самолет, ловлю рыбы на удочку. Примеры простые, схема для всех была одна: управляющий объект-цель-воздействие-управляемый объект. Ответ нужно было изобразить графически, т.е. проиллюстрировать свою ситуацию. Необычное задание сначала вызвало отторжение, зачем это нужно, не умеем и не знаем, что рисовать. Но в итоге мы увидели целый поезд в метро, где все цели и объекты нашли свое место. Время выполнения 5-7 минут.
7 слайд
Открытый урок в 11 классе, который я разработала к дню открытых дверей в школе. Здесь задание содержало 5 конкретных вопросов из пройденной темы. Тоже был показан ролик по теме урока в технике скрайбинг. Попросила придерживаться примеров из параграфа. На задание и защиту запланировала 15 минут в конце урока. Ребята работали в группах, тоже сначала были возражения, т.к. я попросила защитить свой ответ, т.е. прокомментировать свои рисунки. Но через неделю услышала вопрос, а можно мы сегодня порисуем этот скрайбинг. Ребята спрашивали про возможности программы, трудности освоения и т.д.
8 слайд
Самый простой скрайбинг можно создать с помощью программы Power Point: в такой анимированной презентации изображения на слайдах появляются постепенно, в соответствии с рассказом «за кадром». В данном случае соблюдается основной принцип скрайбинга, то есть «эффект параллельного следования».
С помощью скрайбинга можно экранизировать стихи, сказки, загадки.
9 слайд, 10 слайд
Еще 2 работы, которые были выполнены давно ребятами 6 класса. Рисунки выполнены в растровом редакторе. Стихи записаны авторами, анимацию старались подгадать под звук и вот, что у нас получилось.
11 слайд
Рассмотрим достоинства и недостатки технологии скрайбинг.
Отмечу положительные стороны технологии:
Необычность, оригинальность;
Краткость и образность;
Большая степень усвоения материала аудиторией.
Основные недостатки технологии:
Большие временные затраты: написание сценария, тренировки в рисовании, озвучка, съемка, монтаж фильма;
Наличие у учащихся слабых изобразительных способностей.
Неумение визуализировать информацию при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.
12 слайд. Заключение
Скрайбинг — это результат работы скрайбера (или скрайба) — человека с уникальной комбинацией навыков. Профессиональный скрайбер — не обязательно художник. Он должен не столько уметь рисовать, сколько быстро находить точные и простые визуальные символы для понятий или явлений. Не менее важные качества — умение внимательно слушать, анализировать информацию и выделять главное. Успех скрайбинга объясняется тем, что мозг человека мыслит образами, а язык рисунка — универсальный язык.
Данную технологию можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Скрайбинг может быть применен для объяснения нового материала и проверки усвоенного, как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как «мозговой штурм» и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использование скрайб-презентаций в проектной деятельности.
13 слайд
Разработка урока в 11 классе с применением техники скрайбинга опубликована мною на страничке сайта Мультиурок.
14 слайд Спасибо за внимание!
Надеюсь, вам было интересно узнать про скрайбинг.