СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение технологии критического мышления как форма организации подготовки к итоговому сочинению.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем,формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалогав совместной  деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Применение технологии критического мышления как форма организации подготовки к итоговому сочинению.»»

«Применение технологии критического мышления как форма организации подготовки к итоговому сочинению. » Смирнова Ольга Алексеевна  МОУ Лучинниковская оош  Калязинский районТверская область

«Применение технологии критического мышления как форма организации подготовки к итоговому сочинению. »

Смирнова Ольга Алексеевна МОУ Лучинниковская оош Калязинский районТверская область

Проблема: современное образование требует развития информационной и коммуникативной компетенции .  Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?

Проблема: современное образование требует развития информационной и коммуникативной компетенции .

Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) позволяет создать на уроке атмосферу партнерства,  совместного поиска  и творческого решения проблем, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них,  позволяет развивать культуру диалога  в совместной деятельности .

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) позволяет создать на уроке атмосферу партнерства,

совместного поиска и творческого решения проблем,

формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них,

позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности .

Главная цель данной технологии –  научить ученика самостоятельно добывать знания,  научить работать с информацией, понимать, осмысливать, соотносить с собственным опытом –  и, в итоге, на этой основе  формировать собственное суждение . -

Главная цель данной технологии – научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работать с информацией, понимать, осмысливать, соотносить с собственным опытом – и, в итоге, на этой основе формировать собственное суждение .

-

Стадии урока. Стадия вызова .(Как побудить учеников на формулирование вопросов и целей обучения. Как они будут оценивать свои предыдущие знания). Стадия осмысления (Как ученики будут изучать содержание? Как отследить понимание ими содержания?) Стадия рефлексии . (Как ученики будут использовать знания урока. Как их вести к осмыслению новых знаний, к поиску ответов на вопросы, которые остались без ответа и разрешению сомнений).

Стадии урока.

  • Стадия вызова .(Как побудить учеников на формулирование вопросов и целей обучения. Как они будут оценивать свои предыдущие знания).
  • Стадия осмысления (Как ученики будут изучать содержание? Как отследить понимание ими содержания?)
  • Стадия рефлексии . (Как ученики будут использовать знания урока. Как их вести к осмыслению новых знаний, к поиску ответов на вопросы, которые остались без ответа и разрешению сомнений).
«Верные – неверные утверждения» . Урок «Имеет ли месть право на существование в жизни человека и общества ?»

«Верные – неверные утверждения»

.

Урок «Имеет ли месть право на существование в жизни человека и общества ?»

Прием «ЗХУ» - таблица «Знаю» - «Хочу узнать» - «Узнал»  Урок «Что такое толерантность?  При солнышке тепло, при матери добро.    Знаю Кому жить легче, доброму или злому человеку?  Самый добрый человек на свете- мама. Хочу узнать  Ко всем ли надо быть добрым? Узнал Что такое доброта?

Прием «ЗХУ» - таблица «Знаю» - «Хочу узнать» - «Узнал»

Урок «Что такое толерантность?

При солнышке тепло, при матери добро.

Знаю

Кому жить легче, доброму или злому человеку?

Самый добрый человек на свете- мама.

Хочу узнать

Ко всем ли надо быть добрым?

Узнал

Что такое доброта?

«Двойной дневник » - состоит из двух частей:  цитаты и мысли, чувства, ассоциации.  При чтении текста учащиеся обращают внимание на цитаты, которые заставили задуматься, заполняют таблицу, состоящую из двух граф. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»  Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. Цитаты, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)  Я не верю, Печорин не может испытывать такие чувства! Мои мысли , ассоциации .( Что заставило меня сомневаться? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?)

«Двойной дневник »

- состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении текста учащиеся обращают внимание на цитаты, которые заставили задуматься, заполняют таблицу, состоящую из двух граф.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!..

Цитаты, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)

Я не верю, Печорин не может испытывать такие чувства!

Мои мысли , ассоциации .( Что заставило меня сомневаться? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?)

Инсерт Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. V – ИНФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНА +  -  НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ - - ИМЕЛ ДРУГОЕ МНЕНИЕ ? – НЕПОНЯТНО, ТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ

Инсерт

Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.

V – ИНФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНА

+ - НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

- - ИМЕЛ ДРУГОЕ МНЕНИЕ

? – НЕПОНЯТНО, ТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ

«Чтение с остановками» Материалом для использования приема

«Чтение с остановками»

Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст.

Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Урок «Подготовка к сочинению  «Месть или отказ от мести?»  - Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васенька? И еще скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за чтоу били? Молчишь? Молчи, молчи Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке пологой погребной лестницы... Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы...  - Молчишь? - повторила она. - Ничего не знаешь и сказать ничего не можешь? И кто людей в неволю погнал - не знаешь... И кто хутор спалил, а скотину перестрелял - не знаешь... Брешешь, подлюка... Ты все знаешь и за все сейчас ответишь... ... Вопрос –прогноз: Какое она примет решение?

Урок «Подготовка к сочинению «Месть или отказ от мести?»

- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васенька? И еще скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за чтоу били? Молчишь? Молчи, молчи Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке пологой погребной лестницы... Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы...

- Молчишь? - повторила она. - Ничего не знаешь и сказать ничего не можешь? И кто людей в неволю погнал - не знаешь... И кто хутор спалил, а скотину перестрелял - не знаешь... Брешешь, подлюка... Ты все знаешь и за все сейчас ответишь... ...

Вопрос –прогноз: Какое она примет решение?

Толстые и тонкие вопросы Помогают учащимся научиться давать  как фактический ответ,  так и обстоятельный, развернутый.  Можно попросить учащихся придумать вопрос  и задать его одноклассникам.   кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... ?   дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... ?

Толстые и тонкие вопросы

Помогают учащимся научиться давать

как фактический ответ, так и обстоятельный, развернутый. Можно попросить учащихся придумать вопрос и задать его одноклассникам.

 

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...

?

 

  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

?

Эссе  (метод свободного письма)   Даются ключевые слова  (или предлагаются учащимися).  Задача учащихся на основе данных слов  написать то, что хочется.  Дается 5 минут полной тишины.  По истечении времени работы читаются , выявляется наиболее интересная. «Авторский стул»

Эссе (метод свободного письма)

Даются ключевые слова (или предлагаются учащимися). Задача учащихся на основе данных слов написать то, что хочется. Дается 5 минут полной тишины.

По истечении времени работы читаются , выявляется наиболее интересная.

«Авторский стул»

 Пятистишие (Синквейн ) Синквейн составляется по строгим правилам: 1 строка – тема стихотворения, ОДНО слово, имя существительное; 2 строка – описание темы, ДВА прилагательных; 3 строка – описание действия в рамках темы ТРИ глагола; 4 строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5 строка – ОДНО слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы.

Пятистишие (Синквейн )

Синквейн составляется по строгим правилам:

1 строка – тема стихотворения, ОДНО слово, имя существительное;

2 строка – описание темы, ДВА прилагательных;

3 строка – описание действия в рамках темы ТРИ глагола;

4 строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка – ОДНО слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы.

Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме: Строчка первая: тема (существительное) Строчка вторая: определение (два прилагательных) Строчка третья: действие (три причастия) Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных) Строчка пятая: действие (три причастия) Строчка шестая: определение (два прилагательных) Строчка седьмая: тема (существительное)

Диаманта –

стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:

Строчка первая: тема (существительное)

Строчка вторая: определение (два прилагательных)

Строчка третья: действие (три причастия)

Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных)

Строчка пятая: действие (три причастия)

Строчка шестая: определение (два прилагательных)

Строчка седьмая: тема (существительное)

Жизнь. Любовь . Первая, трепетная. Крепнущая, растущая, волнующая. Весна, счастье, сердца, дети. Бьющая,затмевающая, угасающая. Глухая, трагическая Ненависть  .  Урок «Что такое толерантность?» Толерантность. Терпимый, снисходительный. Принимает, располагает, прощает. Толерантность способствует уважению личности. Терпение.

Жизнь.

Любовь .

Первая, трепетная.

Крепнущая, растущая, волнующая.

Весна, счастье, сердца, дети.

Бьющая,затмевающая, угасающая.

Глухая, трагическая

Ненависть .

Урок «Что такое толерантность?»

Толерантность.

Терпимый, снисходительный.

Принимает, располагает, прощает.

Толерантность способствует уважению личности.

Терпение.

«Шесть шляп мышления» КРАСНАЯ ШЛЯПА –  ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ. БЕЛАЯ ШЛЯПА –  ОБЪЕКТИВНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ. ЧЕРНАЯ ШЛЯПА –  ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ КРИТИК. ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА – ПОЗИТИВНЫЙ НАБЛЮДАЕТЛЬ СИНЯЯ ШЛЯПА –ФИЛОСОФ. ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ .

«Шесть шляп мышления»

КРАСНАЯ ШЛЯПА – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ.

БЕЛАЯ ШЛЯПА – ОБЪЕКТИВНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ.

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА – ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ КРИТИК.

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА

ПОЗИТИВНЫЙ НАБЛЮДАЕТЛЬ

СИНЯЯ ШЛЯПА –ФИЛОСОФ.

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

.

Урок «Месть или отказ от мести?»

Урок «Месть или отказ от мести?»

Применение технологий проблемного обучения и РКМЧП позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить, вести подготовку к итоговой работе – сочинению.

Применение технологий проблемного обучения и РКМЧП позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить, вести подготовку к итоговой работе – сочинению.

Спасибо  за внимание.

Спасибо за внимание.

Литература в помощь Л. Спиргене «Возможность перемен: Что может сделать библиотека для развития критического мышления» Дэвид Клустер. «Что такое критическое мышление?» Ольга Громова. «Критическое мышление – как это по-русски?» Сергей Заир-Бек. «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма» Игорь Загашев. «Умение задавать вопросы»

Литература в помощь

  • Л. Спиргене «Возможность перемен: Что может сделать библиотека для развития критического мышления»
  • Дэвид Клустер. «Что такое критическое мышление?»
  • Ольга Громова. «Критическое мышление – как это по-русски?»
  • Сергей Заир-Бек. «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»
  • Игорь Загашев. «Умение задавать вопросы»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!