«Применение технологии критического мышления как форма организации подготовки к итоговому сочинению. »
Смирнова Ольга Алексеевна МОУ Лучинниковская оош Калязинский районТверская область
Проблема: современное образование требует развития информационной и коммуникативной компетенции .
Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) позволяет создать на уроке атмосферу партнерства,
совместного поиска и творческого решения проблем,
формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них,
позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности .
Главная цель данной технологии – научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работать с информацией, понимать, осмысливать, соотносить с собственным опытом – и, в итоге, на этой основе формировать собственное суждение .
-
Стадии урока.
- Стадия вызова .(Как побудить учеников на формулирование вопросов и целей обучения. Как они будут оценивать свои предыдущие знания).
- Стадия осмысления (Как ученики будут изучать содержание? Как отследить понимание ими содержания?)
- Стадия рефлексии . (Как ученики будут использовать знания урока. Как их вести к осмыслению новых знаний, к поиску ответов на вопросы, которые остались без ответа и разрешению сомнений).
«Верные – неверные утверждения»
.
Урок «Имеет ли месть право на существование в жизни человека и общества ?»
Прием «ЗХУ» - таблица «Знаю» - «Хочу узнать» - «Узнал»
Урок «Что такое толерантность?
При солнышке тепло, при матери добро.
Знаю
Кому жить легче, доброму или злому человеку?
Самый добрый человек на свете- мама.
Хочу узнать
Ко всем ли надо быть добрым?
Узнал
Что такое доброта?
«Двойной дневник »
- состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении текста учащиеся обращают внимание на цитаты, которые заставили задуматься, заполняют таблицу, состоящую из двух граф.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!..
Цитаты, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)
Я не верю, Печорин не может испытывать такие чувства!
Мои мысли , ассоциации .( Что заставило меня сомневаться? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?)
Инсерт
Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.
V – ИНФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНА
+ - НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- - ИМЕЛ ДРУГОЕ МНЕНИЕ
? – НЕПОНЯТНО, ТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ
«Чтение с остановками»
Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст.
Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Урок «Подготовка к сочинению «Месть или отказ от мести?»
- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васенька? И еще скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за чтоу били? Молчишь? Молчи, молчи Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке пологой погребной лестницы... Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы...
- Молчишь? - повторила она. - Ничего не знаешь и сказать ничего не можешь? И кто людей в неволю погнал - не знаешь... И кто хутор спалил, а скотину перестрелял - не знаешь... Брешешь, подлюка... Ты все знаешь и за все сейчас ответишь... ...
Вопрос –прогноз: Какое она примет решение?
Толстые и тонкие вопросы
Помогают учащимся научиться давать
как фактический ответ, так и обстоятельный, развернутый. Можно попросить учащихся придумать вопрос и задать его одноклассникам.
- кто...
- что...
- когда...
- может...
- будет...
- мог ли...
- как звали...
- было ли...
- согласны ли вы...
- верно...
?
- дайте объяснение, почему...
- почему вы думаете...
- почему вы считаете...
- в чем разница...
- предположите, что будет, если...
- что, если...
?
Эссе (метод свободного письма)
Даются ключевые слова (или предлагаются учащимися). Задача учащихся на основе данных слов написать то, что хочется. Дается 5 минут полной тишины.
По истечении времени работы читаются , выявляется наиболее интересная.
«Авторский стул»
Пятистишие (Синквейн )
Синквейн составляется по строгим правилам:
1 строка – тема стихотворения, ОДНО слово, имя существительное;
2 строка – описание темы, ДВА прилагательных;
3 строка – описание действия в рамках темы ТРИ глагола;
4 строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – ОДНО слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы.
Диаманта –
стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:
Строчка первая: тема (существительное)
Строчка вторая: определение (два прилагательных)
Строчка третья: действие (три причастия)
Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных)
Строчка пятая: действие (три причастия)
Строчка шестая: определение (два прилагательных)
Строчка седьмая: тема (существительное)
Жизнь.
Любовь .
Первая, трепетная.
Крепнущая, растущая, волнующая.
Весна, счастье, сердца, дети.
Бьющая,затмевающая, угасающая.
Глухая, трагическая
Ненависть .
Урок «Что такое толерантность?»
Толерантность.
Терпимый, снисходительный.
Принимает, располагает, прощает.
Толерантность способствует уважению личности.
Терпение.
«Шесть шляп мышления»
КРАСНАЯ ШЛЯПА – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ.
БЕЛАЯ ШЛЯПА – ОБЪЕКТИВНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ.
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА – ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ КРИТИК.
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА –
ПОЗИТИВНЫЙ НАБЛЮДАЕТЛЬ
СИНЯЯ ШЛЯПА –ФИЛОСОФ.
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
.
Урок «Месть или отказ от мести?»
Применение технологий проблемного обучения и РКМЧП позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить, вести подготовку к итоговой работе – сочинению.
Спасибо за внимание.
Литература в помощь
- Л. Спиргене «Возможность перемен: Что может сделать библиотека для развития критического мышления»
- Дэвид Клустер. «Что такое критическое мышление?»
- Ольга Громова. «Критическое мышление – как это по-русски?»
- Сергей Заир-Бек. «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»
- Игорь Загашев. «Умение задавать вопросы»