Ковалева А.Г.
учитель иностранного языка
МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д. Кармацкого»
Применение технологии сотрудничества
с целью повышения эффективности уроков английского языка
Основной целью обучения иностранным языкам, обусловленной ФГОС ООО, является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Для достижения указанной цели широко применяются современные методы и технологии обучения иностранному языку.
К современным технологиям, применяемым на уроках, относится и технология сотрудничества, основная идея которой заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Если учитывать специфику предмета «иностранный язык», эта технология может обеспечивать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого учащегося группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить и осознать новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Выбору указанной темы предшествовали педагогические наблюдения в процессе обучения английскому языку. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас и просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. В результате поиска предложений для разрешения данной проблемы решила внедрять элементы технологии сотрудничества на уроках английского языка. Считаю, если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 2-6 человек) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но, и, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академических успехов, но и их интеллектуального и нравственного развития. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот что составляет суть данного подхода.
Таким образом, целью своей работы в данном направлении считаю повышение качества образования по предмету «английский язык» в результате активного внедрения в практику технологии обучения в сотрудничестве.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
познакомить учащихся с работой в сотрудничестве;
теоретически обосновать сущность и значение технологии работы в сотрудничестве для учащихся;
активно внедрять элементы выбранной технологии на уроках английского языка с учетом различных приемов и форм;
сравнить результаты использования технологии обучения в сотрудничестве с традиционными приёмами обучения иностранному языку.
В процессе работы активно используются педагогическое наблюдение, изучение педагогического опыта, диагностика результатов учебной деятельности.
Идея обучения в сотрудничестве получила своё развитие усилиями многих педагогов. Существует несколько разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Например:
1. Р. Славин выделяет так называемое «Student team learning» (STL, обучение в команде). В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success), что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащим изучению.
2. Другой вариант организации обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw. В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, товарищей в своей группе, те, в свою очередь, рассказывают о своей части задания. Все общение ведется на ИЯ. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом.
3. Ещё один вариант обучения в сотрудничестве – learning together (учимся вместе) – разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон и Р. Джонсон). Класс делится на группы по 2-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Каждой группе дается задание подготовить свою часть. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объёме.
Технологию обучения в сотрудничестве уместно применять не только на занятиях формирования лексических и грамматических навыков при работе с текстом, при изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного, но также и при обучении диалогической речи и общению на изучаемом языке.
Таким образом, организация сотрудничества учащихся на уроке помогает более эффективно решать такие дидактические задачи, как овладение новым языковым материалом, контроль понимания и правильность его применения, систематическое повторение, способствует росту мотивации к учению, разнообразит урок. Кроме того, также свое отражение находят и воспитательные задачи: развитие способности к общению, укрепление межличностных отношений, объективная самооценка и оценка других участников.
При этом и те, и другие одинаково значимы. Учитель, контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
Существует много интересных приемов для организации активного сотрудничества на уроке, например такие, как интервью, «пустой стул», «поиск пары» и многое другое. Хотелось бы отметить наиболее используемые мною приемы.
Интервью. Итак, общим признаком этой группы приёмов является задача опросить как можно больше членов группы, с тем, чтобы выяснить их мнение, суждение, ответы на поставленные вопросы. Для этого ученики, работая одновременно, свободно перемещаются по аудитории, выбирая ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируя ответы на листе, а затем выбирают другого ученика и т.д. В зависимости от поставленной дидактической цели урока, итоги опроса могут быть представлены для общего обсуждения.
Этот приём не имеет возрастных или тематических ограничений. Данный приём является средством интенсивной речевой тренировки, т.к. если в группе пять учеников, каждый из них четыре раза формулирует свой вопрос и даёт четыре ответа на обращённые к нему вопросы.
Следующим приёмом организации является такой приём как банк информации. Одной из форм такой работы является обмен информацией об актуальных событиях. Каждый ученик получает на карточке краткую информацию о тех или иных событиях в стране или за рубежом. Задача ученика: за ограниченное количество времени расспросить об этих событиях как можно большее число одноклассников, а также сообщить каждому свою информацию. После этого выступает тот ученик, который сумел собрать наибольшее количество сообщений.
Таким образом, рассмотрев некоторые приёмы организации обучения в сотрудничестве, я пришла к выводу, что каждый приём по-своему эффективен, имеет определённую систему работы, предусматривает свою степень продуктивного обучения учащихся. Если учитель стремится к более эффективному, хорошему усвоению учащимися материала, он будет использовать какие-либо разнообразные приёмы и формы работы на уроке.
Результативность применения элементов технологии сотрудничества
За непродолжительный период времени работы над указанной темой мне удалось отследить некую динамику результатов усвоения учебного материала учащимися. К примеру, диагностика знаний по теме «Изучение космоса» (тест) среди обучающихся 8-х классов. В рамках указанной темы для обучающихся 8 «в» класса применялись элементы технологии сотрудничества, для обучающихся 8 «б» класса - иные формы и приемы работы, большая часть которых основывалась на индивидуальной работе. Таким образом, качественная успеваемость обучающихся 8 «в» класса выше (69%), чем обучающихся 8 «б» (42%) класса соответственно.
Подобным образом проходила организация обучения в 9 –х классах. Результаты словарного диктанта по теме «Дружба в жизни подростка» (качественная успеваемость: 9 «а» класс - 26%, 9 «в» класс - 48%) также подтверждают эффективность и качество обучения посредством применения технологии сотрудничества на уроках английского языка.
Таблица 1 Результаты диагностики предметных знаний по теме «Изучение космоса» (среди 8-х классов, тест)
Таблица 2 Результаты диагностики предметных знаний по теме «Дружба в жизни подростков» (среди 9-х классов, словарный диктант)
![]()
В ходе реализации работы по теме самообразования мне не удалось избежать некоторых трудностей организационного и психологического характера, таких как:
- большая наполняемость классов и, как следствие, проблемы с дисциплиной на уроке
- неприспособленность классного помещения (невозможность свободного перемещения и перестановки мебели)
- организация работы в группах требует много времени (часто занимает весь урок и даже может быть не закончена до звонка)
- невозможность проконтролировать все группы в целях корректировки всех видов ошибок.
Обучение, основанное на групповом общении, ставит учащегося в центр процесса обучения и ломает его традиционную схему: инициатива учителя – ответ учащегося – реакция (оценка преподавателя). Согласно систематическим наблюдениям в рамках апробации технологии сотрудничества на уроках, обучающиеся также имели ряд затруднений, а именно:
Неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке (они привыкли к традиционной форме общения: «учитель – ученик»).
Языковая неподготовленность учащихся к групповому общению (необходимость использовать живой разговорный язык)
Непонимание учащимися своей роли в процессе обучения.
Боязнь учащихся говорить на иностранном языке в присутствии других.
Возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения задания в группе.
Выполнение заданий учащимися в разное время внутри группы, т.е. одни учащиеся выполняют задания раньше и начинают мешать другим.
Возникшие в процессе внедрения технологии сотрудничества трудности, безусловно, преодолимы, и мною намечены и применяются пути их преодоления:
организацию группового общения следует начинать с формирования навыка общения в парах
сюжеты и ситуации для диалогов должны быть разнообразны, интересны учащимся и побуждать их к общению, задания должны соответствовать уровню владения языком каждого учащегося
учителю необходимо иметь под рукой необходимый вспомогательный материал, который поможет учащимся облегчить процесс общения (карточки с заданиями, карточки с ЛЕ и РО, карточки для организации ролевых игр, словарь и т.д.)
постепенный переход от назначения учителем партнёра для общения к свободному выбору его самим учащимся
учитель должен чётко, ясно и, по возможности, кратко объяснить задание так, чтобы оно было понятно всей группе и каждому члену группы в отдельности. Необходимо также проверить, все ли учащиеся поняли задание, и если нет, то дополнительно им пояснить.
необходимо определять время для подготовки того или иного задания и чётко его соблюдать. Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и при этом предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты. Для тех групп, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания.
очень важно не прерывать учащихся в процессе общения и обращать внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки учитель может отметить для себя, чтобы впоследствии поработать с детьми над ними дополнительно.
во время контроля или проведения итогов группового общения учителю следует делать акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал, использование жестов, интонация, эмоциональный фон), не обходя вниманием и ошибки.
объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового общения должны проводиться на иностранном языке. При использовании обучения в сотрудничестве самое трудное – добиться, чтобы ученики в малых группах общались на английском языке. Но практика показывает, что при достаточно настойчивом внимании со стороны учителя это требование выполняется сначала с трудом, а затем постепенно с явным удовольствием.
Таким образом, если следовать предложенным рекомендациям, то технология обучения в сотрудничестве будет одним из эффективных способов обучения иностранному языку учащихся и наиболее употребляемым в классно – урочной системе, так как, ее основные идеи (решение проблемы речевого общения школьников с различным уровнем способностей, эффективное использование времени урока, повышение мотивации к изучению английского языка, формирование творчества, познавательной активности, самостоятельности детей) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов её реализации.
В заключение хотелось бы вспомнить слова Рея Клиффорда о том, что «технологии не заменят учителя, но учителя, которые используют технологии, могут заменить тех, кто этого не делает».
Список литературы:
Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: методическое пособие.- М.: Дрофа, 2013.-148 с.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.– М.: АРКТИ, 2014.– 192с.
Павлова Д. Д. Современные технологии обучения иностранным языкам // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 471-473.
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2014