СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе обучения: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья во время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.                                                                                                                                               

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики.»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики.

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А. Сухомлинский

Здоровьесберегающие образовательные технологии –

  1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

  2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

  3. технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе обучения: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья во время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Физика – мировоззренческая наука, формирует кругозор учащегося. Знания по физике могут обеспечить безопасность, так как законы физики действуют везде, где существует физическая материя:
1. Одним из главных свойств материи является движение. Движение тел окружает нас постоянно, поэтому знание законов механики обеспечит безопасность на дорогах.
2. Электричество. В наше время без него невозможна человеческая жизнь, но пренебрежение законами физики и здесь может привести к печальным событиям.
3. Человечество научилось использовать энергию атома. Но как оказалось, применение атомной энергии требует соблюдения определенных правил безопасности.
Получается, что безопасность жизни, сбережение здоровья возможно только при наличии знаний, сформированных умений. На уроках физики изучается разнообразный материал. Задача учителя на уроке не только дать знания основ науки, но научить применять полученные знания в течение всей жизни. Для достижения этих целей отлично зарекомендовала практика решения задач по физике. При изучении физики с 7 по 11 класс в процессе изучения материала, при его закреплении нужно решать задачи, содержание которых направлено на сохранение здоровья и жизни.

Каждый учитель на своем уроке должен заботиться о здоровье учащихся. Поэтому на своих уроках я слежу за посадкой ученика за школьной партой, так как сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Во время урока провожу физкультминутки, особое вниманию уделяю гимнастике для глаз, осанке. Доказано наукой и подтверждено практикой, что длительность активного внимания у школьников намного меньше, чем у взрослых. Естественно, что ученики, утомившись на уроках, слабо усваивают материал и, расслабившись, принимают неправильную рабочую позу, приобретая дефекты осанки. Уставший ребенок чаще нарушает дисциплину, отвлекается, мешает одноклассникам и учителю. Исходя из многолетнего опыта работы могу сказать, что привести ученика в рабочее состояние помогают физкультминутки.

Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды: 1. Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы. Например: «Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация»     2. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. 3. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель: формирует интерес к своему предмету; устанавливает доверительные, партнерские отношения; продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта; максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Главным критерием такого урока является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.

7 класс, изучение темы «Строение вещества». Одна группа детей на уроке изображает поведение молекул в твёрдых телах - дети становятся изображая кристаллическую решётку, берутся за руки и хаотически колеблются, другая группа детей демонстрирует строение жидкостей - дети уже не так крепко держатся за руки, расстояние между ними больше, движение молекул хаотическое, третья группа учеников изображает строение газов и поведение молекул в нём: молекулы свободно двигаются, изредка сталкиваются между собой. Все модели наглядны и хорошо запоминаются.

«Способы изменения давления» провести физкультминутку- эксперимент: предложить детям встать на одну ногу, на обе ноги, встать на цыпочки, взять в руки книгу, положить книгу на место, при этом каждый раз выясняя, что происходит с давлением, которое каждый из них оказывает на пол.

Упражнение №1 « Диффузия»

Учитель : Что такое диффузия?

Ученик: Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. Можно сказать, это перемешивание веществ.

Учитель: Давайте попробуем показать это явление .

Встанем рядом с партами. Ученики, стоящие за соседними партами, поменяются местами. А теперь вернемся на свои места.
Упражнение выполним 2-3 раза.


Упражнение №2 «Инерция»

Учитель: Что такое инерция?

Ученик : Сохранение телом своей скорости.

Учитель: Давайте представим, что мы – пассажиры автобуса. Покажем, как будет меняться положение вашего тела при его движении.

1)Автобус тронулся с места. ( Ученики отклонились назад)

2)Автобус повернул налево. (Ученики отклонились вправо)

3)Автобус повернул направо. (Ученики отклонились влево)

4) Автобус затормозил. ( Ученики отклонились вперед)

Упражнение №3 « Давление»

Учитель: Как можно увеличить давление на опору?

Ученик: Уменьшить площадь опоры.

Учитель : Встанем возле парт. А теперь увеличим давление на пол – встанем на левую ногу. А теперь постоим на правой. Снова уменьшим давление – встанем на обе ноги.


Упражнение №4 « Трение покоя»

Учитель: Что называют трением покоя?

Ученик: Трение , возникающее между покоящимися телами.

Учитель: Давайте покажем, как сила трения покоя помогает нам

отталкиваться от пола. Встанем на носочки, потянемся вверх.

Упражнение выполняем 2-3 раза.


Упражнение №5 «Маятник»

Учитель : Какие движения совершает маятник?

Ученик : Колебательные.

Учитель: Давайте покажем движения маятника .( Ученики делают наклоны туловища влево – вправо).


Упражнение №6 « Невесомость»

Учитель : Когда наступает состояние невесомости?

Ученик: Когда на тело действует одна сила тяжести.

Учитель : Давайте побудем в состоянии невесомости. Что для этого нужно сделать?

Ученик : Подпрыгнуть. ( Ученики делают несколько прыжков на месте)


Упражнение №7 « Волна»

Учитель: Что называют волной?

Ученик: Это распространение колебаний от точки к точке.

Учитель: Давайте изобразим волну ( Ученики последовательно встают из – за парт: сначала ученики, сидящие за первыми партами, затем за вторыми и так далее. А затем также последовательно садятся.)


Упражнение №8 « Упругость»

Учитель: Какие деформации называют упругими?

Ученик: Если тело после деформации возвращается в исходное состояние.

Учитель : С помощью наших рук покажем упругую деформацию. Сожмем пальцы в кулак и снова выпрямим их. И так несколько раз.

Упражнение № 9 « Спектр»

На передней стенке класса закреплены на разной высоте разноцветные буквы: К,О,Ж,З,Г,С,Ф.

Учитель : Как выглядит спектр солнца?

Ученик: Радужная полоска из 7 цветов.

Учитель: Какой стишок помогает запомнить чередование цветов в спектре?

Ученик: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Учитель: Давайте назовем цвета в правильной последовательности и найдем глазами соответствующие буквы . Упражнение повторим несколько раз.


Упражнение №10 « Электрон»

Учитель: По какой орбите движутся электроны в атомах?

Ученик: По круговой.

Учитель: Давайте представим, что мы наблюдаем за движением электрона. Проследим за ним глазами. (Ученики выполняют вращательные движения глазами – по часовой стрелке и против.)

8 класс, изучение темы «Теплопроводность» Прошу всех учеников выйти из-за парт и стать в шеренги. Прошу: «Изобразите гвоздь. Мы частички этого гвоздя. Предлагаю показать, как ведут себя частички этого гвоздя. Объявляю: «Нагреваем кончик гвоздя. Изобразите, что происходит с каждой частичкой гвоздя».

Схема проведения физкультминуток

Классы

Количество и время проведения на уроке

Продолжительность

Содержание

7-9 классы

Начиная с 3 урока

Одна (на 20-35 минуте)

Не менее 2-3 минут

1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища, на мобилизацию внимания. Один из комплексов упражнений для глаз.

10-11 классы

Начиная с 4 урока Одна (на 20-35 минуте)

Не менее 2-3 минут

1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища, на мобилизацию внимания. Один из комплексов упражнений для глаз.


Примеры физкультминуток
1)Упражнения, способствующие развитию мышц пальцев, руки, предплечья. И.п. - сидя, руки вверх, 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти.
повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти
кистями, темп средний.
2) Упражнения для снятия напряжения
Еще одну группу упражнений составляют приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания уделяется окраске голоса и темпу произношения слов. «После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко. 

3) Тема «Движения тела под действием сил тяжести, упругости, тяги и трения» 9класс

Исходное положение – стоя (сидя), руки на поясе в замке на затылке или перед грудью. Учитель задает вопрос, используя чертеж на доске или показывая движение реального тела: «Если тело движется равнозамедленно влево…» - учащиеся делают поворот влево,- «то равнодействующая сил, приложенных к телу…» - пауза, переход в исходное положение, - «…направлена вправо», - поворот вправо. Упражнение с вариациями («Если равнодействующая сил, приложенных к телу, направлена вправо, то ускорение направлено…») или без них надо повторить несколько раз. В это упражнение тоже можно внести числовые значения величин, делая пружинящие повороты по указанному числу раз. Разумеется, числовые выражения надо выбирать разумные, хотя можно и пошутить, предложив выполнить дробное число поворотов.

4) Дыхательные упражнения Тема «Агрегатные состояния вещества» 7-8 классы

Например, при изучении давления газа на стенку сосуда: исходное положение – сидя прямо, прижав спину к спинке стула, руки на поясе. Учитель: «Делаем медленный глубокий вдох – объем воздуха в легких увеличивается, делаем медленный выдох – объем воздуха в легких…» - пауза – «…уменьшается», - руки вниз.

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

Например: К уроку «Звуковые волны» (9,11кл.)
1. «Звуковой ландшафт» воздействует на человека сильнее атмосферного, газохимического, промышленного, транспортного и сравнимо с действием повышенной радиации. Количество машин, поездов, и самолетов в нашем техногенном обществе «зашкаливает». Постоянные телефонные разговоры, круглосуточные радио и телеэфир... Шум стал бедствием современного мира и самым нежелательным продуктом технической цивилизации. Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума снижается на 10-12 лет. Наиболее чувствительны к шуму лица старших возрастов. Шум ослабляет иммунную систему, Становится причиной нервного истощения, инфаркта, психических заболеваний. Поэтому вредно находится в зоне громких постоянных шумов и музыки. 2. Когда про человека говорят, что «у него прокуренный голос», тем самым предполагают, что причина этой особенности - курение. Действительно, хроническое раздражение голосовых связок табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым, изменяется его тембр, создающий окраску произносимым словам. При проверке слуха новейшей электронной аппаратурой выяснилось, что у курильщика слух значительно хуже. И вот почему: под действием никотина барабанная перепонка утолщается и втягивается вовнутрь, подвижность слуховых косточек уменьшается.Если ухо кролика смазать табачным дегтем несколько раз, то у животного образуется раковая опухоль.

К уроку «Электромагнитное поле» (9, 11 кл)
Почему люди, работающие за компьютером, чаще болеют простудными заболеваниями и заболеваниями дыхательных путей? Дело в том, что под действием э-магнитного поля монитора происходит ионизация атмосферного воздуха, появляется большое количество положительно заряженных ионов, которые присоединяются хорошо к болезнетворным микроорганизмам, потом быстро проникают в организм человека, вызывая заболевания.
Для устранения этих нежелательных эффектов, помещение нужно чаще проветривать, работать за компьютером не более 2 часов, насыщать воздух отрицательно заряженными ионами при помощи специальных приборов.
К уроку «Оптические приборы» (8 класс) «Дисперсия света» (11 класс)
Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, и края век распухают. Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление, вследствие чего снижается острота зрения. При курении сужаются сосуды, изменяется сетчатка глаза, что ведет к частичной потере цветоощущения сначала на зеленый свет, а потом на красный и желтый, это снижает быстроту реакции человека в среднем на 24%. Такой дефект зрения может сделать профессионально непригодными: водителей транспорта, операторов пультов управления...
К уроку «Ядерные реакции» (9,11 класс) «Если бы будущая мать знала» Рассматривая вопрос о ядерных реакциях и правило смещения, привожу реакции самопроизвольного радиоактивного распада компонентов одной из ветвей «генеалогического дерева» семейства урана-радия, а именно тех радиоактивных компонентов, которые обнаружены в табачном дыму: изотопы свинца, висмута и полония. На базе этих уравнений решить задачи по определению кинетической энергии а-частицы и ее скорости. А при анализе задачи заострить внимание на значении энергии, которой обладает а-частица. И далее, пояснить, что частицы таких энергий, проникая в организм человека, способны повреждать наследственные структуры - гены, хромосомы. Особенно это должна знать будущая мать. Ученые пришли к выводу: каждый пятый ребенок мог бы остаться в живых, из числа погибших во время беременности, если бы его мать не курила в период его утробного вынашивания.

Вопросы здоровьесбережения, рассматриваемые в основных темах курса физики

7 класс

Что изучает физика?
Человек - часть природы, зависит от нее

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды в лесу, на реке, в городе, по месту проживания и учебы. Меры безопасности при работе в кабинете физики.

Измерительные приборы

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Уметь осуществлять простейшие физиологические измерения (вес, рост, частота пульса).

Первоначальные сведения о строении вещества

Меры безопасности при знакомстве с неизвестными веществами. Влияние паров ртути на организм человека.

Диффузия

Диффузия в живой природе, ее роль в питании и дыхании человека и живых организмов. Искусственное дыхание.

Смачивание

Гигиена кожи. Моющие средства и правила хранения и использования чистящих средств в быту.

Механическое движение или скорость

Правила дорожного и пешеходного движения. Режим учебы, отдыха и сна.

Масса. Вес

Уметь измерять вес тела.

Сила

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека. Уметь осуществлять тесты на силу.

Трение

Меры предосторожности при гололеде. Безопасное поведение на дорогах во время гололеда и дождя. Безопасный спуск по канату. Оказание первой медицинской помощи при травмах. Бывает трение полезное и вредное. Если у автомобиля протертые шины, то это значит, что он сможет быстро остановиться при торможении. На скользкой дороге движение опасно, так как автомобилю трудно маневрировать.

Инерция

Тормозной путь Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, так как автомобиль вследствие инерции не может сразу остановиться. Человек также не может рассчитать длину тормозного пути движущегося транспортного средства.


Давление


Безопасная работа с режущими и колющими инструментами. Первая медицинская помощь при резаных и колющих ранах.

Давление на глубине

Личная гигиена и охрана водной среды. Фильтрование и другие способы очищения воды. Глубоководные погружения с аквалангом и требования безопасности.

Исследование морских глубин

Профилактика дефицита морепродуктов в питании, морской капусты и их влияние на наш организм.

Атмосферное давление

Правило проветривания помещения. Значение и применение аэратора для аквариума. Озон. Применение люстры Чижевского. Значение озона и озонового слоя для жизни человека.

Атмосферное давление

Применение и принцип работы медицинских банок, шприца, пипетки, присоски ЭКГ. Ученики должны уметь объяснять, как мы пьем и дышим.

Давление твердого тела

При спасении утопающего важно правильно подойти к этому человеку. Если подползать к тонущему, то можно во много раз уменьшить давление на лед.

Архимедова сила. Плавание тел

Тело тонет, если сила тяжести превышает выталкивающую силу. Для безопасного пребывания на воде лучше пользоваться надувным кругом, так как он увеличивает Архимедову силу. Безопасность поведения на воде. Профилактика первой помощи. Правила тушения бензина и спирта. Знать средства спасения утопающего на воде в теплое и холодное время года, последовательность действий при спасении и умение их выполнить.

Потенциальная энергия деформированного тела

Потенциальная энергия растянутого или сжатого тела (пружины, резинового шнура и т.д.) очень велика. Удар может быть большой силы.

8 класс

Температура

Уметь осуществлять измерения температуры тела. Влияние повышенной и пониженной температуры на организм человека. Оказание первой помощи при высокой температуре (физические методы охлаждения тела человека при высокой температуре и согревание тела при обморожении). Соблюдение теплового режима в школе и дома. Сколько лет термометру?

Внутренняя энергия
Теплопередача
Теплопроводность
Конвекция

Применение тел хорошо и плохо проводящих тепло. Проветривание помещения. Гигиенические требования к воздухообмену в классе. Круговорот воздуха в природе.


Теплопроводность

Теплопроводность материалов различна. Металлы имеют высокую теплопроводность. Держаться рукой за конец металлического прута нельзя. Если другой конец нагревается. Можно получить ожог.

Парообразование

Ожог паром опаснее ожога кипятком. Энергия пара намного больше энергии кипятка на величину количества теплоты, необходимой на парообразование, т.е. mλ

Испарение

Роль испарения при понижении температуры во время болезни и при охлаждении продуктов питания в летнее время на природе.

Влажность воздуха

Влияние влажности на самочувствие человека. Правила проветривания. Научить самостоятельно регулировать воздушно-тепловой режим в школе и дома. Влияние банных процедур на организм человека. Ее влияние на здоровье и самочувствие человека. Баня и сауна, их влияние на здоровье человека. Наиболее благоприятная влажность воздуха 40-60%.

Плавление и отвердевание

Одежда по сезону. Объяснить, почему опасно мокрыми руками на морозе хвататься за железо.

Изменение агрегатных состояний вещества

Сосудистые реакции на повышение температуры. Принципы закаливания. Правила проветривания помещений. Факторы, способствующие обморожению. Как надо одеваться зимой, чтобы не получить обморожение, правила приема солнечных ванн. Оказание первой помощи при тепловом ударе и обморожении.

Двигатели внутреннего сгорания

Загрязнение атмосферы выхлопными газами и их влияние на здоровье человека. Охрана окружающей среды.

Электрические явления

Электризация тел

Электризация одежды и методы ее устранения. Правила безопасности при транспортировке и переливании горючих веществ.

При трении различных материалов накапливается большой статический заряд.

Электрический ток

Ток короткого замыкания

Напряжение

Правила безопасной работы с электрическими приборами в школе и дома. Знакомить учащихся со значениями безопасного напряжения и силы тока.
Короткое замыкание и его последствия. Предохранители и вред “жучков”. Роль заземления. Рассказать о поведении во время грозы.


Объяснить учащимся, почему опасно касаться опор высокого напряжения или трансформаторной будки. Биоэлектропотенциалы. Правила поведения вблизи места, где оборванный провод высокого напряжения соприкасается с землей.

Свет. Источники света. Плоское зеркало

Почему солнечный свет полезен для здоровья? Профилактика защиты глаз в яркий солнечный день, в ясный зимний день, на воде.

Оптика

Глаз. Зрение

Оптические приборы в медицине - микроскопы, медицинская техника для лор-врача, стоматолога, окулиста. Светочувствительность глаза. Правила освещения рабочего места. Познакомить с признаками утомления органов зрения, способы его снятия. Дефекты зрения и их коррекция при помощи очков. Гимнастика для глаз. Признаки утомления органов зрения, способы его снятия.

9 класс

Механика
Кинематика

Безопасность поведения на дорогах. Расчет скорости движения транспорта и тормозного пути. Расчет траектории движения транспорта. Дорога глазами водителя.
Ожидаемые результаты.
Уметь объяснить младшим детям принципы безопасного поведения на дороге и продемонстрировать их на примере реальной улицы.

Равноускоренное движение

При движении по вертикали с ускорением вес может увеличиваться (при движении вверх) и уменьшаться (при движении вниз). Это знать особенно важно для летчиков.

Динамика. Инерция

Переход улицы на регулируемом перекрестке, увеличение тормозного пути тяжелого автомобиля. Правильность приземления во время прыжков, правила безопасного спуска на лыжах с горы.

Движение тела под действием силы тяжести

Падение с большой высоты опасно, так как каждую секунду падения скорость возрастает примерно на 9.8 м/с. Т. е. если падение длится 2 с, то скорость в момент удара приблизительно равна 70 км/ч.

Силы в природе

Безопасность дорожного движения, увеличение тормозного пути автомобиля во время гололеда и на сырой дороге. Правила безопасной работы с напильником, наждачной бумагой и т. д.

Звук

Влияние шума на здоровье человека. Признаки утомления органов слуха, способы их снятия. Микроклимат в классе и квартире. Голосовой аппарат человека. Слуховой аппарат человека. Профилактика нормального слуха человека. Перкуссия в медицине. Ультразвук и инфразвук, их влияние на человека. Роль ультразвука в биологии и медицине. Акустические очки. Наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин, особенно во время дождя, когда капюшоны и зонтики мешают детям увидеть приближающиеся издалека автомобили.

Магнитные взаимодействия

Влияние магнитных бурь на самочувствие человека. Применение магнитов в медицине. Использование магнитных сережек, браслетов, магнитных приборов для проращивания семян.

Энергия атома

Биологическое действие радиации. Способы защиты от радиации. Естественный радиационный фон.

10 класс

Тепловые машины

Не нужно находиться вблизи работающего теплового двигателя, так как при его работе выделяются вредные вещества, опасные для здоровья.

Молния

Во время грозы нельзя находиться под громоздкими укрытиями: крона большого дерева и т.д.

Конденсатор

Нельзя прикасаться к конденсатору сразу после выключения какого либо аппарата, в цепь которого входит конденсатор, так как он накапливает большой электрический заряд

11 класс

Переменный электрический ток

Переменный ток опасен для жизни. Тело человека – проводник электричества.

Лазерное излучение

Мощное лазерное излучение опасно, так как может вызвать потерю зрения.

Радиоактивность

Радиоактивные препараты опасны для жизни и здоровья, так как излучения, испускаемые ими, обладают проникающей способностью.



Цветотеропия при подготовке презентаций к уроку.

Красный цвет влияет на физическое состояние (Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности). Жёлтый – на умственное (это цвет хорошего настроения). Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача. Голубой – влияет на эмоции. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянии.

Здоровьесберегающее обучение направлено не только на сохранение физического здоровья, но и на обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности. Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон, поэтому структурными элементами моих уроков могут выступать: приветствие, рефлексии.
По степени сложности среди школьных предметов физика занимает одно из ведущих мест, т.к. требует напряженной умственной деятельности учащихся. Огромное значение в предупреждении утомления играет четкая организация учебного труда. Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. Поэтому на уроках чередую разные виды учебной деятельности: опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов. При этом использую различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу, аудиовизуальный, практическую работу. Все используемые здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся, развитию их творческого потенциала.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод: здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Таким образом, важнейшим результатом применения здоровьесберегающей технологии в обучении физики является снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.





10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!