СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий для оптимизации работоспособности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Методическом фестивале для учителей коррекционных школ. Представляет собой обобщение опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий с обучающимися с ОВЗ»

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Саманчук М.Г.,

учитель-дефектолог надомного обцучения



Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта детей с ОВЗ – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Целью учебно-воспитательной работы в школах 8 вида является коррекционная направленность процесса обучения на исправление или ослабление присущих детям недостатков психофизического развития. Это зависит от правильной постановки всего учебного процесса и от применения специфических приемов обучения.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.

Следовательно, использование здоровьесберегающих технологий, способствующих полноценному речевому, психическому, физическому и личностному развитию обучающихся является одним из приоритетных направлений в обучении детей с ОВЗ и в моей работе как учителя индивидуального обучения.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

- «Не навреди!»

- принцип непрерывности (т. е. систематически, постоянно);

- принцип индивидуальности (соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний).

В своей работе в процессе занятий с учениками использую:

  • пальчиковую гимнастику;

  • гимнастику для глаз;

  • релаксацию;

а также элементы:

  • ритмики;

  • логоритмики;

  • арт-терапии;

  • ароматерапии.

Рассмотрим эти виды деятельности подробнее.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие мелкой моторики и активной речи ребенка.

Упражнения направлены на развитие ловкости каждого пальчика и снятие скованности движений кистей рук. Это особенно важно для детей с ОВЗ, чтобы ребенок чувствовал и мог держать в руке ручку или карандаш.

В своей работе использую разные формы пальчиковой гимнастики - пассивную и активную (с речевым сопровождением).

Перед гимнастикой необходимо делать массаж кистей рук и пальцев. С помощью массажа мы воздействуем на активные точки, так как пальчики рук, как и ступни ног, наделены большим количеством рецепторов. Для развития общей моторики учу своих учеников делать самомассаж не только пальчиков рук, но и ушных раковин.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Упражнения для глаз провожу с целью:

- снятия напряжения и переутомления;

- общего оздоровления зрительного аппарата.

Использую во время занятий и в свободное время между занятиями.

Релаксация

Релаксация – специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением.

Релаксация возможна даже в результате принятия удобной позы.

Элементы ритмики

При использовании элементов ритмики мы развиваем общую моторику и способствуем развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения под музыку для ног, рук, туловища и головы стимулируют развитие мозга, а, соответственно, и речи.

Логопедическая ритмика

Для коррекции речевых нарушений используются элементы логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика является звеном лечебной ритмики. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с ОВЗ опорно-двигательный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, способствуют нормализации темпо-ритмической стороны речи.

При проведении занятий используются произведения устного народного творчества (потешки, поговорки, несложные песенки и т.д.).

Арт-терапия

Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы.

В своей работе в коррекционных целях использую элементы арт-терапии.

Арт-терапия это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

На занятиях эта технология используется редко (в основном, в форме инсценировок несложных сказок, стихов и песен).

Ароматерапия

Ароматерапия – один из самых древних видов восточной терапии. Слизистая оболочка носа содержит около 100 миллионов нервных клеток. От нервных клеток на слизистой оболочке носа нервные импульсы в ответ на раздражения рецепторов очень быстро поступают в мозг. Запах как раздражитель действует практически мгновенно, так как информация о нем поступает непосредственно в мозг, минуя сознание.

Ребёнок с ОВЗ, который может в обычном случае отгородиться от внешнего воздействия – не давать до себя дотронуться, закрывать уши от звуков, отказываться брать в руки пособия занятий, не может чисто биологически блокировать проникновение запахов и исключить их влияние на мозг.

С помощью обонятельных ощущений человек воспринимает внешний мир ярче, полнее, многообразнее. Исследование детей, отстающих в развитии, показывает, что у многих из них наряду с другими дефектами присутствуют нарушения обоняния.

Использование ароматных игрушек, предметов, книг с пахучими картинками обостряет у детей восприятие, развивает воображение, память.

Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:

- повышению работоспособности, выносливости детей;

- развитию психических процессов;

- развитию общей и мелкой моторики;

- формированию, развитию двигательных и речевых умений и навыков;

- и, в итоге, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.


Просмотр содержимого презентации
«Применение здоровьесберегающих технологий с обучающимися с ОВЗ»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся и воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья  «Общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида» Применение здоровьесберегающих технологий для оптимизации работоспособности учащихся  с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы  учителя индивидуального обучения САМАНЧУК Марины Георгиевны

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»

Применение

здоровьесберегающих технологий для оптимизации работоспособности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Из опыта работы учителя индивидуального обучения

САМАНЧУК Марины Георгиевны

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

ДАННЫЕ СТАТИСТИКИ Здоровье ребенка зависит: на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды (экологии), на 10% - от деятельности системы здравоохранения, на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

ДАННЫЕ СТАТИСТИКИ

Здоровье ребенка зависит:

на 20% - от наследственных факторов,

на 20% - от условий внешней среды (экологии),

на 10% - от деятельности системы здравоохранения,

на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Здоровьесберегающие технологии —  это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных  на сохранение здоровья ребенка  на всех этапах его обучения и развития.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

ПРИНЦИПЫ  здоровьесберегающих технологий   «Не навреди!» принцип непрерывности  (систематически, постоянно); принцип индивидуальности  (соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка  с учетом сопутствующих заболеваний).

ПРИНЦИПЫ здоровьесберегающих технологий

  • «Не навреди!»
  • принцип непрерывности (систематически, постоянно);
  • принцип индивидуальности (соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний).

ВИДЫ  здоровьесберегающих технологий   Пальчиковая гимнастика Гимнастика  для глаз Релаксация Ритмика Логоритмика Арт-терапия Ароматерапия

ВИДЫ здоровьесберегающих технологий

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для глаз

Релаксация

Ритмика

Логоритмика

Арт-терапия

Ароматерапия

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали  её развитию». В.М. Бехтерев

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию».

В.М. Бехтерев

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

РЕЛАКСАЦИЯ

РЕЛАКСАЦИЯ

РИТМИКА

РИТМИКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА

АРТ-ТЕРАПИЯ

АРТ-ТЕРАПИЯ

АРОМАТЕРАПИЯ

АРОМАТЕРАПИЯ

Марина Георгиевна САМАНЧУК  учитель индивидуального обучения квалификационная категория: первая стаж работы – 43 лет пед. стаж – 33 лет

Марина Георгиевна

САМАНЧУК

учитель индивидуального обучения

квалификационная категория: первая

стаж работы – 43 лет

пед. стаж – 33 лет