СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики. 10-11 класс. (базовый уровень)

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по праву (базовый уровень) для X–XI классов составлена на основе Государственного образовательного стандарта.

Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по праву (базовый уровень) для X–XI классов включает: пояснительную записку; базовое содержание с рекомендуемой последовательностью изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки учащихся.

Примерная программа является основой для разработки типовых, рабочих и авторских программ по праву. Она может стать основой при составлении учителем тематического планирования по курсу права. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы правовых знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, развитию творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Просмотр содержимого документа
«ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики. 10-11 класс. (базовый уровень)»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»


Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждено:

На заседании научно-

методического совета

ГУ ЛНР «НМЦРО ЛНР»


и. о. директора

ГУ ЛНР «НМЦРО ЛНР»


Министр

образования и науки ЛНР




Протокол №__

от «__» ________ 20__ г.


__________ Колесникова О.А.


__________ Ткаченко В.Г.



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

для образовательных организаций (учреждений)

Луганской Народной Республики


ПРАВО

X-XI классы

базовый уровень














Луганск

2016






Составители:

Старовойтова Ю.Г. – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой политологии и правоведения Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»;

Алексеева Л.А. – директор Государственного учреждения «Луганская средняя школа I–III ступеней № 3», учитель истории, права, обществознания, учитель-методист, старший учитель;

Фёдоров С.П.– директор Государственного учреждения «Луганская средняя школа I-III ступеней № 28», директор, учитель истории, обществознания, права, учитель-методист.


Под общей редакцией:

Дятлова Е.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»;

Салеева Е.А.– заместитель начальника управления - начальника отдела правового просвещения и правовой работы правового управления Министерства юстиции Луганской Народной Республики;

Благушина Л.В. – методист отдела методики преподавания учебных дисциплин Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики».


Рецензенты:

Сидоренко С.А. – заместитель Министра юстиции Луганской Народной Республики;

Куцурубова-Шевченко Е.В. – кандидат юридических наук, доцент, заведующей кафедрой хозяйственно-правовых дисциплин и процесса Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский национальный университет имени Владимира Даля».









право

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по праву (базовый уровень) для X–XI классов составлена на основе Государственного образовательного стандарта.

Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по праву (базовый уровень) для X–XI классов включает: пояснительную записку; базовое содержание с рекомендуемой последовательностью изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки учащихся.

Примерная программа является основой для разработки типовых, рабочих и авторских программ по праву. Она может стать основой при составлении учителем тематического планирования по курсу права. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы правовых знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, развитию творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Цели изучения.

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы государства, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом;

  • формирование практических правовых компетенций.

Общая характеристика права

Правоведческое знание как один из важнейших компонентов социально-гуманитарного образования личности, является основой и приоритетом системы среднего общего образования, обеспечивающие возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания учащихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе – гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника.

Правовое образование создает основу для становления социально-правовой компетентности учащихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание правового образования на базовом уровне выстроено с учетом образовательных целей ,социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в старшей школе.

К основным содержательным линиям примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по праву (базовый уровень) для X–XI классов относятся следующие:

  • государство как система формирования и регулирования правовой системы общества;

  • право и его институты как регуляторы общественных отношений;

  • законотворческий процесс в государстве;

  • Конституция как основной закон государства;

  • политико-правовая связь человека и государства;

  • отрасли права как основа правовой системы государства;

  • правовой статус личности, его реализация;

  • обязанности человека и гражданина, их исполнение;

  • формирование правового мышления личности, ее правового поведения.

Содержание программы также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи, включение учащихся к выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретном образовательном учреждении.

Учебный предмет «Право» на базовом уровне опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», которые создают возможности одновременного изучения тем по указанным учебным предметам.

Примерная программа учебного предмета «Право» составлена на основе тематического принципа построения ученого материала, определяет инвариативную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Примерная программа не задает последовательности изучения материала, распределения его по классам, не определяет количество часов на изучение учебного предмета.

Требования к результатам освоения образовательной

программы по праву

Итогами изучения права на базовом уровне в X–XI классах являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения примерной программы по праву должны отражать:

  • гражданскую позицию ученика как активного и ответственного члена общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, и в соответствии c Временным Основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики ;

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • высокий уровень правовой культуры учащихся, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочность и добросовестность как преобладающие модели социального поведения, а также профилактика правонарушений в обществе;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • готовность учащихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности и критически оценивать и интерпретировать правовую информацию;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем и конфликтных ситуаций; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение найти нужную информацию по заданной теме в источниках права; извлечь необходимую информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график)., отделить основную информацию от второстепенной, критически оценить достоверность полученной информации, передать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умение развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • умение объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Предметные результаты.

В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования: выпускник на базовом уровне научится:

  • опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;

  • выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;

  • характеризовать нормативные правовые акт как основу законодательства;

  • различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;

  • различать субъекты и объекты правоотношений;

  • дифференцировать правоспособность, дееспособность;

  • оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы;

  • оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Луганской Народной Республике;

  • характеризовать Временный Основной Закон (Конституцию) Луганской Народной Республики как основной закон государства, определяющий государственное устройство Луганской Народной Республики;

  • устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Луганской Народной Республики;

  • называть элементы системы органов государственной власти в Луганской Народной Республике; различать функции Главы Луганской Народной Республики, Совета Министров Луганской Народной Республики и Народного Совета Луганской Народной Республики; выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов Луганской Народной Республики;

  • описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;

  • характеризовать избирательный процесс в Луганской Народной Республике;

  • характеризовать и классифицировать права человека;

  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;

  • характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли права;

  • иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;

  • иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;

  • иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;

  • характеризовать права и обязанности членов семьи;

  • объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;

  • характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;

  • раскрывать содержание трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;

  • различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;

  • дифференцировать виды преступлений и наказания за них;

  • выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • различать права и обязанности налогоплательщика;

  • различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;

  • высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;

  • различать виды юридических профессий;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • различать предмет и метод правового регулирования;

  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

  • различать основные принципы международного гуманитарного права;

  • характеризовать основные категории обязательственного права;

  • целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

  • выявлять способы защиты гражданских прав;

  • определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;

  • различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;

  • описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;

  • соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;

  • применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.



Основное содержание

Основы теории государства и права

Социально-правовая сущность государства. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Социально-правовая сущность государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Социальные нормы. Право в системе социальных норм. Признаки права. Функции права. Система права. Источники права. Нормативно-правовой акт. Понятие, структура и виды правовых норм. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Понятие правотношения. Субъекты и объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правонарушения и юридическая ответственность.Законность и правопорядок.

Политико-правовая связь человека с государством

Понятие гражданства. Международно-правовые вопросы гражданства. Явление безгражданства ( апатризма), двойного гражданства (бипатризма). Правовой статус беженцев. Перспективы развития института гражданства Луганской Народной Республики.

Становление системы права в Луганской Народной Республике

Луганская Народная Республика – демократическое, правовое, социальное государство. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики. Форма государственного устройства Луганской Народной Республики. Система органов государственной власти Луганской Народной Республики. Глава Луганской Народной Республики. Совет Министров Луганской Народной Республики. Народный Совет Луганской Народной Республики. Понятие, система и функции правоохранительных органов Луганской Народной Республики. Судебная система Луганской Народной Республики. Законодательный процесс. Порядок принятия и вступления в силу законов. Избирательное право и избирательный процесс в Луганской Народной Республике. Виды избирательных систем. Система органов местного самоуправления.

Права человека

Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и гражданина. Классификация прав человека. Права ребенка. Нарушение прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени.

Основные конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Луганской Народной Республике

Утверждение прав и свобод человека и гражданина в Луганской Народной Республике. Равенство прав и свобод человека и гражданина в Луганской Народной Республике.

Основные неотчуждаемые права и свободы человека в Луганской Народной Республике (право на жизнь, здоровье, право на уважение чести и достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, свобода передвижения).

Основные гражданские и политические права гражданина в Луганской Народной Республике (право на участие в управлении делами государства, свобода собраний и объединений, право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления).

Основные социальные, экономические и культурные права человека и гражданина в Луганской Народной Республике (право частной собственности, право на труд, право на социальное обеспечение, право на семью, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода совести, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Защита прав и свобод человека в Луганской Народной Республике. Презумпция невиновности.

Основные обязанности гражданина в Луганской Народной Республике. Обязанность соблюдать Временный Основной Закон ( Конституцию) Луганской Народной Республики, законы, другие нормативные правовые акты; уважать права и свободы других лиц. Обязанность платить налоги и сборы. Обязанность защищать Отечество. Обязанность бережного отношения к окружающей природной среде.

Гражданское право

Понятие гражданско-правовых отношений.Гражданское право. Источники гражданского права в Луганской Народной Республики. Субъекты, объекты и содержание гражданско-правовых отношений. Физические и юридические лица. Гражданская право- и дееспособность. Право собственности. Формы собственности в Луганской Народной Республике. Приобретение и прекращение права собственности. Защита права интеллектуальной собственности. Наследственные правоотношения. Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав в Луганской Народной Республике.

Налоговое право.

Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика. Виды налогов. Налоговое законодательство в Луганской Народной Республике.

Семейное право

Понятие семейных правоотношений. Источники семейного права. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Взаимные права и обязанности супругов. Брачный договор. Взаимные права и обязанности родителей и детей. Система защиты прав ребенка в Луганской Народной Республике. Опека и попечительство.

Трудовое право

Понятие трудовых правоотношений. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Порядок приема на работу. Социальное партнерство в сфере труда. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения; отличие трудового от гражанско-правового договора. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Обеспечение занятости и трудоустройства в Луганской Народной Республике. Охрана труда. Механизм защиты трудовых прав. Основы права социального обеспечения.

Административное право

Понятие административных правоотношений. Административное право. Источники административного права. Субъекты административного права. Административное правонарушение и административная ответственность. Виды административных взысканий.

Уголовное право

Уголовное право. Источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки и виды преступлений. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Процессуальные правоотношения

Становление гражданского и административного судопроизводства в Луганской Народной Республике. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях.Уголовное процессуальное право. Принципы уголовного судопроизводства. Особенности уголовного процесса. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.



10