СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерное тематическое планирование. Биология. Живой организм. 6 класс (35/70 ч, 1/2 ч в неделю)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология. Живой организм. 6 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Примерное тематическое планирование. Биология. Живой организм. 6 класс (35/70 ч, 1/2 ч в неделю)»

Администрация города Арзамаса Нижегородской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 3 им. В.П. Чкалова"



«Рекомендовано к использованию»

Руководитель ШМО по учебному предмету


Ф.И.О.

Протокол от_________№__

«Согласовано»


Зам.директора по УВР

/ /

Ф.И.О.


дата


«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №3 им.В.П. Чкалова


/Давыдов А.В./






Рабочая программа

по биологии

для 6 классов


Новиковой Марины Алексеевна

учителя биологии


















Арзамас

2016-2017 уч. год

Содержание программы

Биология. Живой организм. 6 класс (35/70 ч в неделю)

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9/18 ч)

Тема 1.1. Строение растительной и живой клеток. Клетка — живая система.

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Деление клеток (1 ч)

Деление — важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов.

Тема 1.2. Ткани растений и животных

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы

Ткани живых организмов.

Тема 1.3. Органы и системы органов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.

Лабораторные и практические работы

Распознание органов у растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «системы органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система»;

— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

— основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

— что лежит в основе строения всех живых организмов.

Учащиеся должны уметь:

— показывать на таблицах и определять органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

— исследовать строение основных органов растения;

— показывать составные части побега, основные органы животных;

— описывать строение частей побега, основных органов животных, указывать их значение;

— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выделять в тексте главное;

— ставить вопросы к тексту;

— давать определения;

— формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях;

— работать с биологическими объектами;

— работать с различными источниками информации;

— участвовать в совместной деятельности;

— выявлять причинно-следственные связи.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (23/46 ч)

Тема 2.1. Питание и пищеварение

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация

Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация

Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови).

Демонстрация

Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Тема 2.4. Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5. Опорные системы

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация

Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы

Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6. Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные и практические работы

Движение инфузории, туфельки.

Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление

Тема 2.8. Размножение

. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация

Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

Лабораторные и практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений.

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 2.9. Рост и развитие

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация

Способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 2.10. Организм как единое целое

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого, организм — биологическая система.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— понятия и термины: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие».

Учащиеся должны уметь:

— описывать органы и системы, составляющие организмы растений и животных, определять их, показывать на таблицах;

— называть основные процессы жизнедеятельности организмов и объяснять их сущность;

— обосновывать связь процессов жизнедеятельности между собой;

— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

— исследовать строение отдельных органов организмов, фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (класс, малые группы);

— использовать дополнительную информацию, в том числе ресурсы Интернета;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;

— развитие навыков обучения;

— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

— формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

— формирование сознания ценности здорового и безопасного образа жизни;

— осознание значения семьи в жизни человека, уважительного отношения к старшим и младшим товарищам.

Резервное время — 4/6 ч.

Примерное тематическое планирование. Биология. Живой организм. 6 класс (35/70 ч, 1/2 ч в неделю)


Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9/18 ч)

Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система (2/4ч)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток

Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки. Описывают функции основных органоидов клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клетки

Ткани растений и животных (2/4ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции

Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Называют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей

Органы и системы органов (4/8ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная

Называют части побега. Описывают и сравнивают части побега. Устанавливают связь между строениями и функциями органов. Описывают внутреннее строение частей побега и их функции. Называют основные органы и их системы у животных. Объясняют роль систем органов животных. Обосновывают важность взаимосвязи систем органов организма

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (23/46 ч)

Питание и пищеварение (3/3ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды симбионты, паразиты

Описывают особенности питания растений. Определяют сущность воздушного и почвенного питания. Обосновывают биологическую роль зелёных растений. Определяют тип питания животных. Называют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой

Дыхание (2/4ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ с и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Называют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания

Передвижение веществ в организме (2/4ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающие процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови)

Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Устанавливают роль кровеносной системы у животных организмов. Описывают кровообращение млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной и органами кровообращения

Выделение (2/4ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделения у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ

Определяют существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ. Доказывают, что обмен веществ — важнейший признак живого

Опорные системы (2/4ч)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных

Называют и описывают строение опорных систем растений и животных. Объясняют роль опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывают на взаимосвязь их строения и функций

Движение (2/4ч)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений

Называют и описывают способы движения животных, приводить примеры. Объясняют роль движений в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства двигательной активности растений

Регуляция процессов жизнедеятельности (3/6ч)

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений

Называют и определяют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Описывают реакции растений на изменения в окружающей среде

Размножение (3/6ч)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Определяют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветка, плода и семян

Рост и развитие (3/6ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие

Объясняют особенности роста и развития растений. Описывают этапы индивидуального развития растений. Объясняют особенности развития животных. Сравнивают непрямое и прямое развитие животных организмов. Проводят наблюдение за ростом и развитием организмов

Организм как единое целое (1/2ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда

Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения и функциями. Устанавливают взаимосвязь между работой органов и систем органов организма

Резервное время — 4/6 ч













Биология. Живой организм. 6 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Тип урока

Тема

Кол-во

часов

Содержание

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности

Дата

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (18ч)

1

Урок «от­крытия нового знания»

Чем живое отличается от неживого?

Клетка – элементарная единица живого.

1

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток

Предметные

Научиться выделять признаки живых организмов, черты сходства и отличия растительной и животной клеток; приобретать навыки чтения биологическо­го текста

Метапредметные УУД

Коммуникативные: слушать и слы­шать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения про­блемы.

Познавательные: выделять, ана­лизировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации

Личностные УУД Формирование «стар­товой» мотивации к изучению нового предмета.

Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки. Описывают функции основных органоидов клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клетки

02.09


2

Урок «от­крытия нового знания»

Основные свойства живых организмов.


1

07.09


3,4

Урок «от­крытия нового знания»

Строение растительной клетки.

Лабораторная работа № 1. «Строение растительной клетки».


2

09.09.

14.09


5,6

Урок «от­крытия нового знания»

Строение животной клетки.

Лабораторная работа № 2. «Строение животной клетки».


2

16.09

21.09


7,8

Урок «от­крытия нового знания»

Химический состав клетки.

Лабораторная работа № 3. «Состав семян пшеницы».


2

23.09

28.09

9

Урок «от­крытия нового знания»

Деление клетки.

1

30.09

10

Урок «от­крытия нового знания»

Мейоз и его биологическое значение.

1

05.10

11-12

Урок «от­крытия нового знания»

Ткани растений.

Лабораторная работа № 4. «Ткани растений. Микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски»».

2

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции

Предметные:

Научиться выделять

 основные черты различия в строении растительной и животной клеток;  что лежит в основе строения всех живых организмов.

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

слушать и слы­шать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения про­блемы.

Познавательные: выделять, ана­лизировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации

Личностные:

участвовать в совместной деятельности;

выявлять причинно-следственные связи.


Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Называют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей.

12.10.

14.10

13

Урок «от­крытия нового знания»

Ткани

животных. Эпителиальная и соединительная. Лабораторная работа № 5 «Ткани животных организмов»


1


19.10


14


Мышечные ткани.

Лабораторная работа № 6

« Особенности строения гладкой мышечной ткани»

1


21.10

15

Урок «от­крытия нового знания»

Нервная ткань

1


26.10

16

Урок «от­крытия нового знания»

Органы цветковых растений Корень.

Лабораторная работа №7

« Строение корневых систем»

1

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Познавательные:

исследовать строение основных органов растения;

устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;  устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;  исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

Личностные УУД:

 обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

Познавательные УУД: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации.

Регулятивные УУД: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Личностные УУД: Испытывают любовь и оптимизм к природе и окружающему миру.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.


28.10

17

Урок «от­крытия нового знания»

Органы цветковых растений. Побег

Лабораторная работа №8

« Строение и расположение почек»


1

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.

Познавательные УУД: Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения

Регулятивные УУД: Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

Личностные УУД: Учатся идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его

Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветковые почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю.

Называют части побега. Описывают и сравнивают части побега. Устанавливают связь между строениями и функциями органов. Описывают внутреннее строение частей побега и их функции.


09.11






18

Урок «от­крытия нового знания»

Цветок и плод

1

Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.

Познавательные УУД: Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Личностные УУД: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Значение и разнообразие.

11.11

19

Урок «от­крытия нового знания»

Строение семян и их функции

Лабораторная работа № 9

« Строение семени»

1

Строение семян однодольного и двудольного растений.

Познавательные УУД: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Регулятивные УУД: Сличают свой способ действия с эталоном

Личностные УУД: Умение конструктивно разрешать конфликты.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.


16.11

20-21

Урок «от­крытия нового знания»

Органы и системы

органов.

2

Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная.

Предметные:

Научиться выделять системы органов, пищеварительную систему, кровеносную систему, др.

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

работать с дополнительными источниками информации;

 давать определения;

работать с биологическими объектами.

Регулятивные:  распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;


Называют основные органы и их системы у животных. Объясняют роль систем органов животных. Обосновывают важность взаимосвязи систем органов организма.

18.11

23.11

22-23

Урок «от­крытия нового знания»

«Организм как единое целое»

2

Растительный организм, животный организм, открытая система.

Предметные: научатся характеризовать растительный и животный организм как целостную систему.

Получат возможность научиться объяснять взаимосвязь в строении и функционировании клеток, тканей, систем органов.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: прогнозирую результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.

Личностные УУД: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности.



Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (26 / 46 ч)


24

Урок «от­крытия нового знания»

Почвенное питание растений.

1

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные,

хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.


Предметные:

объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения,.

Регулятивные:

ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Познавательные:

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Личностные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.


Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений.

Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе.

Определяют тип питания животных.

Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных Обосновывают связь системы органов

между собой


25

Урок «от­крытия нового знания»

Фотосинтез.

1


26-27

Урок «от­крытия нового знания»

Питание животных.

2


28

Урок «от­крытия нового знания»

Дыхание растений.

1

Значение дыхания. Роль кислорода в

процессе расщепления органических

веществ и освобождения энергии.

Типы дыхания. Клеточное дыхание.

Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

Дыхание животных. Органы дыхания

животных организмов


Предметные:

определять сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определения понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

Метапредметные УУД

Коммуникативные: давать определения понятиям. Регулятивные:

умение классифицировать понятия.

Познавательные: проводить наблюдения.

Личностные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы,

участвующие в процессе дыхания.

Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип питания.



29

Урок «от­крытия нового знания»

Дыхание животных.

1


30-31

Урок «от­крытия нового знания»

Передвижение

веществ в организме.

2

Перенос веществ в организме, его значение.

Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов

растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.


Предметные:

Описывать его особенности строения и функционирования проводящей системы растений. Различать на рисунках и таблицах органы кровеносной системы животных. Объяснять значение транспортных систем в организмах.

Метапредметные УУД

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.


Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений.


32-33

Урок «от­крытия нового знания»

Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных.

2

Особенности переноса веществ в организмах животных.

Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови)


Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов.

Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами

кровообращения.



34-35

Урок «от­крытия нового знания»

Выделение. Выделение у растений и позвоночных животных.

2

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных.

Выделение у растений. Выделение у

животных. Основные выделительные

системы у животных. Обмен веществ


Предметные:

Давать определения понятию «выделение». Объяснять значение выделения для живых организмов. Различать на рисунках и таблицах органы выделительной системы позвоночных.

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Регулятивные:

Познавательные: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД:

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют

значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ— важнейший признак живого.


36

Урок «от­крытия нового знания»

Обмен веществ и энергии у растений.

1


37

Урок «от­крытия нового знания»

Обмен веществ и энергии у животных.

1


38-39

Урок «от­крытия нового знания»

Опорные системы и их значение в жизни организмов. Опорные системы растений и позвоночных животных.

Лабораторная работа № 10 «Строение и свойства костей»

2

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений.

Опорные системы животных


Предметные:

Называют и описывают способы движения животных, приводить примеры. Объясняют роль движений в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма.

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Регулятивные:

находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках).

Познавательные:

анализировать и оценивать информацию

Личностные УУД Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями.



40

Урок «от­крытия нового знания»

Движение. Лабораторная работа № 11 «Передвижение дождевого червя»

1

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений.


Предметные:

Описывать приспособления организмов к движению. Различать на рисунках и таблицах органы передвижения животных в различных средах обитания. Объяснять причины различий в способности к движению у растений и животных.

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные:

умение сравнивать и анализировать информацию. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Личностные УУД:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.


Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни

живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой

обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у

растений.


41

Урок «от­крытия нового знания»

Движение многоклеточных животных в водной среде.

1


42-43

Урок «от­крытия нового знания»

Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушных средах, особенности передвижения наземных млекопитающих и движения растений.

2


44-45

Урок «от­крытия нового знания»

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

2

Жизнедеятельность организма и её

связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.


Предметные:

Называют и определяют части регуляторных систем. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Регулятивные:

находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках).

Познавательные:

анализировать и оценивать информацию

Личностные УУД:

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Называют части регуляторных систем.

Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной

системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде




46

Урок «от­крытия нового знания»

Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязей с окружающей средой.

1

Полушария головного мозга, кора полушарий головного мозга.

Предметные:

Научатся характеризовать особенности строения нервной системы позвоночных.

Получать возможность научиться объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности.


47

Урок «от­крытия нового знания»

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений.

1

Эндокринная система, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз.

Предметные:

Научатся характеризовать влияние гормонов на обмен веществ в организме и взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

Получать возможность научиться объяснять роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности сложноорганизованных животных..

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности.

Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности

организмов.



48-49

Урок «от­крытия нового знания»

Размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений.

Лабораторная работа № 12. «Черенкование комнатных растений».

2

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений.


Предметные:

характеризовать значение размножения живых организмов.

Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическую сущность полового размножения.

Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)

Регулятивные: доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.

Познавательные: Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия

Личностные УУД

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов.

Выявляют особенности бесполого и полового

размножения.

Определяют преимущества полового размножения перед бесполым.

Называют и описывают части цветка, указывают их значение.

Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян



50-51

Урок «от­крытия нового знания»

Половое размножение животных. Половое размножение растений.

2

Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных.

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.


52-53

Урок «от­крытия нового знания»

Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития цветкового растения.

2

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост

проростков.


Предметные:

называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального раз­вития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

умение работать с разными источниками биологической информации: Регулятивные:

находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках).

Познавательные: анализировать и оценивать информацию.

Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений.

Раскрывают особенности развития животных.

Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов



54-55

Урок «от­крытия нового знания»

Рост и развитие животных.

2

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.



56

Урок «от­крытия нового знания»

Повторение – обобщение по теме «Жизнедеятельность организмов»

1

Взаимосвязь клеток, тканей и органов

в организмах.

Живые организмы и

окружающая среда


Предметные

объяснять сущность понятия «организм».

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Регулятивные:

находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках).

Познавательные:

анализировать и оценивать информацию

Личностные УУД

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов).

Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями.



Раздел 3. Организм и среда (2 ч)

57

Урок «от­крытия нового знания»

Среда обитания организмов.

Экологические факторы.


1 ч


Влияние факторов неживой природы

(температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи между живыми организмами, пищевые цепи и сети.

Предметные

объяснять сущность понятия «среда обитания», «абиотические и биотические факторы».

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Регулятивные:

находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках).

Познавательные:

анализировать и оценивать информацию

Личностные УУД

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания.

Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания



58

Урок «от­крытия нового знания»

Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека.

1 ч


59-60

Урок «от­крытия нового знания»

Природные сообщества.

Повторение – обобщение по теме «Организм и среда. Природные сообщества»


2 ч

Природное сообщество и экосистема.

Структура природного сообщества.

Связи в природном сообществе. Цепи

питания.

Демонстрация

Структура экосистемы, моделей экологических систем


Предметные:

объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.

Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообще­ства.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообще­ствах России

Метапредметные УУД

Коммуникативные: умение работать с разными источниками биологиче­ской информации:

Регулятивные: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках);

Познавательные: анализировать и оценивать информацию

Личностные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.


Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме.

Составляют простейшие

цепи питания.

Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы



61

Урок «от­крытия нового знания»

Строение и состав клетки. Повторение.

1 ч

Эпителий, животная клетка, органоид, каналы, полости, эндоплазматическая сеть.

Предметные:

Научатся характеризовать особенности строения растительной и животной клетки.

Получать возможность научиться объяснять отличия растительной клетки от животной.

Метапредметные:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество.

Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии.



62

Урок «от­крытия нового знания»

Ткани растений и животных. Повторение.

1 ч

Растительная клетка, животная клетка, строение клетки.

Предметные:

Научатся объяснять особенности строения растительной и животной клетки, их сходство и отличия.

Получать возможность научиться работать с микроскопом и микропрепаратами.

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество.

Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии.



63

Урок «от­крытия нового знания»

Органы цветкового растения. Повторение.

1 ч

Цветковые растения, органы цветковых растений.

Предметные:

Научатся характеризовать особенности строения и функций органов цветкового растения.

Получать возможность научиться объяснять сравнивать объекты, анализировать, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество.

Личностные: выражают устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач.



64

Урок «от­крытия нового знания»

Системы органов животных. Повторение.

1 ч

Кровеносная система, нервная система, дыхательная система, система выделения, опорно-двигательная система.

Предметные:

Научатся называть системы органов растений и животных. Получат возможность научиться сравнивать объекты, анализировать, делать выводы

Метапредметные:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество.

Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии.



65

Урок «от­крытия нового знания»

Организм – единое целое. Повторение.

1 ч

Клетка, ткань, орган,система органов.

Предметные:

Научатся характеризовать системы органов животных. Получат возможность научиться объяснять соответствие строения системы органов животных выполняемым функциям.

Метапредметные:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество.

Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии.



66

Урок «от­крытия нового знания»

Организм и окружающая среда. Повторение.

1 ч

Файндворд, сиквейн

Предметные:

Научатся характеризовать особенности жизнедеятельности организмов в условиях окружающей среды.

Получат возможность научиться анализировать информацию, делать выводы. Метапредметные:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество.

Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии.



67-68

Урок «от­крытия нового знания»

Экскурсия в природу.

2 ч

Первоцветы, травянистые растения, ярусность.

Научатся характеризовать определенную среду обитания, ее факторы и влияние их на организмы.

Получат возможность научится оъяснять взаимосвязь организмов в природных сообществах.

Предметные:

Научатся характеризовать системы органов животных. Получат возможность научиться объяснять соответствие строения системы органов животных выполняемым функциям.

Метапредметные:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество.

Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии.




Итого: 70 часов (68 + 2 часа (резерв))




7