Литература. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /
№ п/п | Коли- чест-во часов | Дата | Тема |
| | | |
1 | 1 | | Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
2 | 1 | | РНК Что такое диалог? |
3 | 1 | | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. |
4 | 1 | | РНК Человек начинается с детства. Осетинские детские колыбельные песни «Птичка и козел», «Жук». |
5 | 1 | | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. |
6 | 1 | | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. |
7 | 1 | | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. |
8 | 1 | | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле в бытовых сказках. |
9 | 1 | | РНК В мире народной фантазии. Осетинская народная сказка «Бык Отуга». Русская народная сказка «Глиняный парень». |
10 | 1 | | РР «Мои любимые русские народные сказки». Обучение домашнему сочинению. |
11, 12 | 2 | | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. |
13 | 1 | | РНК Народные истоки литературного творчества. Осетинский нартовский эпос. Эпос в изобразительном искусстве. Сказание «Рождение фандыра». |
14 | 1 | | РНК Иоан Ялгузидзе. «Сказание об Алгузе». |
15 | 1 | | РНК Русская былина. «Илья Муромец и Калин царь». |
| | | Из русской литературы 18 века. |
16 | 1 | | М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. |
17 | 1 | | ВЧТ Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). |
18 | 1 | | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк на псарне». Понятие об аллегории и морали. |
19 | 1 | | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали. |
20 | 1 | | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. |
21 | 1 | | РНК Осетинская басня. Сека Гадиев. Басни «Козел и серна», «Костер и котел». |
22 | 1 | | В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. |
23 | 1 | | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. |
24 | 1 | | А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. |
25 | 1 | | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. |
26 | 1 | | Контрольная работа. Тест. |
27 | 1 | | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. |
28 | 1 | | РР Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению. |
| | |
2-я четверть |
29 | 1 | | ВЧТ Мои любимые сказки А.С. Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. |
30 | 1 | | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. |
31 | 1 | | В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. |
32 | 1 | | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. |
33 | 1 | | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. |
34 | 1 | | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. |
35 | 1 | | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. |
36 | 1 | | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. |
37 | 1 | | ВЧТ Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. |
38 | 1 | | И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. |
39 | 1 | | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. |
40 | 1 | | РР Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму». |
41 | 1 | | КР Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. |
| | | |
42 | 1 | | А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. |
43 | 1 | | РНК Сара Тисдейл «Будет ласковый дождь…» |
44 | 1 | | РНК Алихан Токати «Мне в богатстве нет отрады…», «Благодатные сны», «Гроза». |
45 | 1 | | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. |
46 | 1 | | РР Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению. |
47 | 1 | | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия». |
48 | 1 | | ВЧТ Юмористические рассказы А. П. Чехова. |
49 | 1 | | Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. |
| | | 3-я четверть |
50 | 1 | | Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. |
51 | 1 | | РР Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (из русской поэзии 19 века) |
52 | 1 | | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. |
53 | 1 | | В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. |
54 | 1 | | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. |
55 | 1 | | РР Изображение города и его обитателей в повести «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко. |
56 | 1 | | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями ...». |
57 | 1 | | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. |
58 | 1 | | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. |
59 | 1 | | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». |
60 | 1 | | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. |
61 | 1 | | ВЧТ К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях Паустовского. |
62 | 1 | | С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. |
63 | 1 | | РР Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». |
64 | 1 | | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа. |
65 | 1 | | Контрольная работа. Тест. |
| | | |
66 | 1 | | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. |
67 | 1 | | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. |
68 | 1 | | РР Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе 20 века». |
69 | 1 | | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. |
70 | 1 | | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины в стихах о природе. |
71 | 1 | | РР Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 20 века). |
72 | 1 | | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. |
73,74 | 2(1) | | К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. |
| | | Зарубежная литература. |
75 | 1 | | Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер. |
76 | 1 | | ВЧТ Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»-произведение о силе человеческого духа. |
77 | 1 | | X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. |
78 | 1 | | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. |
79 | 1 | | РР Наши любимые сказки X. К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам. |
| | |
4-я четверть |
80 | 1 | | РНК Р.Тотров «Улыбка Нано». |
81 | 1 | | ВЧТ Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. |
82 | 1 | | РНК Ч.Беджизаты. «Батай Албегов и невестка Барсаговых» |
83 | 1 | | РНК Человек в мире живой природы. Г.Тедеев «Зимние кузнечики». |
84,85 | 2 | | РНК А.Платонов. «Среди животных и растений». «Свет жизни». |
86 | 1 | | РНК Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». |
87-89 | 3 | | РНК Человек и его судьба. Михаил Булкаты. «Семь черных бумаг». |
90 | 1 | | ВЧТ М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Внутренний мир героев М.Твена. |
91 | 1 | | ВЧТ Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Мастерство Дж.Лондона в изображении жизни северного народа. |
92 | 1 | | КК О правилах. «Общее счастье». |
93 | 1 | | КК Т.Александрова. «Светофорчик». |
94 | 1 | | КК Об уважении и сострадании. Е.Носов. «Трудный хлеб». |
95 | 1 | | КК А. Платонов. «Неизвестный цветок». |
96 | 1 | | КК О. Уайльд. «Мальчик-звезда» |
97 | 1 | | КК О войне. Л.Толстой. «Война и мир». (Отрывки из романа) |
98 | 1 | | КК Денис Давыдов. «1812 год». (Отрывок из дневника) |
99 | 1 | | КК Ф.Глинка. «Последнее уничтожение на Бородинском поле». |
100 | 1 | | КК О деятельном сострадании. А.Куприн. «Чудесный доктор». |
101 | 1 | | КК Анри Дюнан. « Воспоминание о битве при Сольферино». |
102 | 1 | | РР Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание на лето. |