Примерные требования к учебно-методическому пособию
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
Пособие может содержать разные виды учебно-методических материалов: печатные издания, цифровые образовательные средства, специализированные Интернет-сайты для обучения и др.
При разработке учебно-методического пособия необходимо учитывать специфику предмета/дисциплины.
-
Пособие, как правило, разрабатывается по предмету/дисциплине учебных планов, в т.ч. регионального компонента.
-
В названии пособия должно содержаться название предмета/ дисциплины.
-
Приоритет отдается пособиям:
-
с использованием инновационных методик преподавания (модульный принцип обучения, использование бально-рейтинговой системы, компетентностный подход и т.д.);
-
если авторы проявили новый подход к изложению материала (предмета/ дисциплины в схемах и таблицах, сборник тестовых заданий и другое);
-
входящих в состав учебно-методического комплекса по предмету/дисциплине.
-
Обязательными элементами являются:
1) титульный лист;
2) оглавление;
3) введение;
4) основная часть документа;
5) заключение;
6) список использованных источников;
7) перечни условных обозначений, сокращений и терминов;
8) приложения.
Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:
1. Наименование вышестоящей организации.
2. Наименование организации, где выполнялась работа.
3. Наименование работы: учебно-методическое пособие.
4. Тема ( по предмету/дисциплине).
5. Сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы, имеющаяся квалификационная категория, заявляемая квалификационная категория).
6. Населенный пункт и год выполнения работы.
Оглавление включает: введение, наименования всех глав разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список использованных источников, приложения (при наличии).
Введение должно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований, используемые методы, методики и технологии, оценку практической значимости. Объем введения должен быть не более 3-5 страниц печатного текста.
В основной части приводят данные, отражающие сущность и основной материал по рассматриваемому предмету/дисциплине.
Основная часть должна содержать:
- обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи по изучаемому предмету/дисциплине;
- процесс теоретических или экспериментальных исследований, включая принципы действия разработанных программ и их характеристики;
- обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.
Список использованных источников (литературы, сайты и др.) должен быть составлен в соответствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии» и содержать библиографические сведения о литературных источниках.
В приложения могут быть включены
- иллюстрации вспомогательного характера;
- инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы;
- таблицы вспомогательных цифровых данных.
Работа должна быть логически выдержана, с соблюдением единого стиля изложения, а также орфографической, синтаксической, стилистической грамотности.
^ Соответствие общедидактическим принципам
Учебно-методическое пособие должно создаваться с учетом следующих дидактических принципов: личностно-ориентированного, деятельностного, функционального, научности, системности, доступности, развивающего обучения, преемственности, а также с учетом коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к изучению предмета/дисциплины.
Разрабатываемое содержание обучения должно быть ориентировано на образование, воспитание и развитие личности учащегося .
Личностный смысл содержания, в частности, может выражаться в:
- учете возрастных особенностей учащихся , их интересов, возможностей, потребностей, в отборе предметного содержания , которое соотносится с реальными проблемами учащихся;
- возможности выбора уровня (базового или профильного) , на котором изучается предмет/дисциплина;
- учете профессиональных устремлений учащихся , их потребностей в самоопределении;
- формулировке требований к подготовке учащихся.
Необходимость преемственности с целями и содержанием обучения.
^ Соответствие целей, задач и содержания учебно-методического пособия нормативным документам
Учебно-методические материалы пособия должны соответствовать требованиям ФГОС общего образования/Федеральному государственному стандарту по профессиям НПО и СПО и обеспечивать достижение целей образования.
Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих –социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
социокультурная компетенция – расширение объема знаний о социокультурной специфике изучаемого предмета/дисциплины, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;
компенсаторная компетенция – совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита знаний по предмету/дисциплине, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению изучаемым предметом/дисциплиной, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый предмет/ дисциплину в целях продолжения образования и самообразования, в том числе в рамках выбранного профиля. Ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения предмета/дисциплины, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению предмета/дисциплины; приобретение опыта творческой деятельности проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого предмета/дисциплины, в том числе в русле выбранного профиля.
Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности
Одной из основных целей современной системы образования является формирование умений работать с информацией, формирование критического и творческого мышления.
Таким образом, важнейшим направлением в обучении является ориентация на формирование умений работы с информацией (поиск дополнительной информации, ее анализ, оценка значимости для решения поставленной проблемы, обобщение, выводы, прогнозирование дальнейшего развития и др.). В пособии могут быть предусмотрены специальные задания, рассчитанные на совместную деятельность в малых группах сотрудничества, поиск дополнительной информации с указанием соответствующих ресурсов Интернета, задания для организации дискуссий, проектной деятельности, в том числе и телекоммуникационной разных типов, включая и международные телекоммуникационные проекты, исследовательской деятельности, задания, рассчитанные на организацию ситуационного анализа, а также рекомендации с целью формирования способности к рефлексии.
Ориентация на формирование информационной культуры учащихся
Создаваемое учебно-методическое пособие должно быть ориентировано на формирование и развитие информационной культуры учащихся. Это предполагает усиление внимания к развитию коммуникативно-когнитивных умений, таких как:
- самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в Интернете;
- извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.);
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- отделять основную информацию от второстепенной;
- критически оценивать достоверность воспринимаемой информации;
- передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- развернуто, аргументировано обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их с помощью примеров;
- создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.
Рациональное сочетание традиционных и цифровых средств обучения
Краткое описание традиционных учебно-методических материалов пособия
№ | ^ Компонент учебно-методических материалов пособия | Требования к компоненту учебно-методических материалов пособия | Рекомендации к компоненту учебно-методических материалов пособия |
1. | Учебно-методические материалы для пособия: 1) пособие | Должно: - быть развернутой программой работы, построенной с учетом общедидактических принципов и требований к учебному процессу по предмету; - представлять все компоненты системы (цели, содержание, методы и приемы обучения; -объединять информационную, мотивационную, организационно-планирующую, коммуникативную и контролирующую функции; - организовывать и материально обеспечивать урок/занятие; -наглядно представлять учащимся изучаемый ими материал, активизировать зрительный и моторный каналы восприятия учащихся, оказывать позитивное эмоциональное воздействие с учетом психологических особенностей учащихся; - быть адекватным возрасту учащихся по форме и содержанию; -создавать возможности для уровневой дифференциации и индивидуализации обучения за счет разнообразия привлекаемых материалов; - выделять материал для обязательного усвоения; - управлять деятельностью педагога и учащегося, обеспечивая при этом гибкость управления, оставляя простор для их творчества; -содержать справочный материал, задания для контроля и самоконтроля, материал для выполнения проектной работы | Может содержать различные приложения, которые, позволяют обеспечить учащихся дополнительными возможностями для овладения изучаемым предметом |
| 2) методические рекомендации для учащихся | Должны: -содержать экспозицию инвариантой(обязательной) и вариативной части содержания пособия. Содержание может быть представлено, в частности в виде перечня тем или модулей; -содержать описание процедур самостоятельной работы и самооценки; -предоставлять расшифровку символов и знаков, обеспечивающих ориентировку в учебных материалах; - содержать описание способов взаимодействия с партнерами по общению и педагогом; - давать описание возможностей учащегося для удовлетворения своих познавательных интересов, предоставляемых учебными материалами и Интернет-ресурсами. | Могут содержать ссылки на сайты, образцы презентаций по итогам проектно-исследовательской деятельности |
2 | Методические рекомендации для педагога | Должны: - быть развернутым комментарием к пособию, раскрывая авторскую концепцию и общие цели курса, - служить средством управления деятельностью педагога, а через него и деятельностью учащихся, в том числе индивидуальной, групповой; - содержать общее тематическое планирование, общие рекомендации по обучению определенным умениям и навыкам, приемы и методы обучения, в том числе творческим видам деятельности, например , поисково-проектной организации интернет-конференций, форумов и т.п.; -содержать ключи ко всем заданиям курса. | Могут содержать поурочное планирование и определенный инструментарий, например, сценарии семинаров и конференций и др. |
3 | Видео приложение, кинофрагменты | Должны наглядно демонстрировать учащимся особенности той или иной темы пособия | Может содержать специальные задания для поэтапной работы по развитию коммуникативных умений на основе просмотренного видео сюжета |
4 | Мультимедийное приложение | Должно: - формировать у учащихся умения работы с информацией, предъявляемой на носителях нового поколения; - содержать мультимедийные обучающие программы, предоставляющие возможности для поиска, переработки и предъявления учебной информации по предмету. | Может содержать электронные учебники по дисциплине/предмету, разработанные с учетом дидактических принципов обучения и отвечающие требованиям к мультимедийным средствам обучения. |
5 | Контрольные измерительные материалы | Должны: - быть адекватными оцениваемым объектам контроля, в том числе коммуникативным умениям, навыкам; - способствовать освоению учащимися тех типов заданий, которые используются для итогового контроля; - содержать тренировочные задания, соответствующие (по формату и уровню сложности) итоговым проверочным работам. | Материалы могут содержать дополнительные задания по всем коммуникативным умениям |
^ Качество учебно-методического пособия оценивается экспертами по следующим показателям:
№ п/п | Название критериев оценки | Баллы по критерию |
1. | Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей и способов, путей их разработки. Ценность (практическая ценность) работы с учетом специфики местных условий, целей и задач образовательного процесса, контингента учащихся (воспитанников) и других факторов. | |
2. | Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования как за рубежом, так и в России. | |
3. | Ведущие теоретические, педагогические идеи, межпредметные связи в содержании; степень научности и практической значимости; использование современных научных и педагогических подходов, информационных технологий, технологичность пособия (доступность для использования в педагогической практике) | |
4. | Перспективность и практическая значимость работы (уровень завершенности работы, целевая аудитория). Возможность использования пособия в других учреждениях образования (наличие грифа и «рекомендовано Минобрнауки РФ или МО РБ». | |
5. | Стиль, грамотность изложения и качество оформления работы. | |
6. | Обоснованность и доказательность выводов при защите учебно-методического пособия и ответов на вопросы. | |
| Итого | |
Оценка при защите учебно-методического пособия предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 42 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при защите учебно-методического пособия при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 48 (не менее 8 баллов за каждый пункт).
Совет 1: Как написать учебно-методическое пособие
Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре значительно отличаются от традиционных учебников и классических научных трудов. Основная задача пособия не столько предоставить учащимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней делать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических пособий всегда предъявляются особые требования.
Инструкция
Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предмету, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обучение. Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом.
Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помните, что большее значение здесь имеет не количество собранных фактов и данных, а качество их изложения. Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это значит, что весь теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия.
Крем или мазь: что выбрать при раздражении кожи?
Покраснение, высыпания и зуд — одни из самых распространенных проявлений раздражения на коже, от которых хочется избавиться. В зависимости от состояния и типа кожи, нужно подобрать оптимальную форму препарата, которая будет оказывать действие...
Узнать больше... SlickJump® Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.
Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную программу. Старайтесь не писать сложными, длинными фразами и большими параграфами. Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную лексику, обязательно дайте в сносках или в скобках расшифровку используемых понятий.
4
Для лучшего усвоения материала дополните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление информации намного облегчает ее восприятие и делает книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.
Включите в каждую тему кроме теоретической информации практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите примеры. Особенно это важно, если учебно-методическое пособие предназначено для школьников или студентов младших курсов.
Дополните учебно-методическое пособие полным списком использованной литературы. Кроме того постарайтесь дать к каждой теме небольшой перечень доступных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебники, но и оригинальные труды исследователей.
Совет 3: Как написать учебное пособие
Учебное пособие – это печатное издание, разработанное для помощи студентам в изучении какого-либо учебного предмета. От обычной научной литературы учебные пособия отличаются тем, что не только содержат теоретический материал, но и включают разнообразные практические задания и вопросы. Многие преподаватели, читающие лекционные курсы, часто сталкиваются с необходимостью написания учебных пособий для более качественного усвоения студентами пройденного материала.
Инструкция
Независимо от предмета и курса любое учебное пособие должно отвечать ряду требований. Прежде всего оно должно соответствовать существующей учебной программе того курса, для которого готовится пособие. Поэтому, прежде чем приступать к созданию пособия, определите основные цели изучаемого курса в подготовке специалиста. Обозначьте задачи обучения и воспитания, которые должны быть решены в процессе преподавания. Впоследствии эти сведения вы должны сформулировать во "Введении" вашего пособия.
Составьте четкую структуру учебного пособия. Помните, что изложенный в нем теоретический материал должен соответствовать учебной программе курса, разработанной на основе государственного образовательного стандарта. Очень важно, чтобы последовательность изложения материала в учебном пособии соответствовала последовательности лекционного курса и темам программы. В противном случае у студентов могут возникать трудности с поиском и усвоением необходимых сведений.
3Работая над теоретическим материалом каждой главы, помните, что информация должна быть изложена максимально доступным, понятным языком. Желательно избегать чрезмерного злоупотребления специальными терминами и сложносочиненными предложениями. Важно, чтобы после ознакомления с текстом, у студентов оставалась ясное понимание прочитанного. Все используемые специальные или иностранные термины должны иметь расшифровку и пояснения.
Учебное пособие предполагает не только изложение теоретического материала, но и помощь учащимся в подготовке к практическим занятиям. Поэтому каждую тему вашего учебного пособия вы должны сопроводить перечнем вопросов для самопроверки и списком научных трудов, отражающих данную проблематику. Желательно также включить в каждую главу возможные темы рефератов и докладов. При этом каждая теоретическая тема (глава) в конце должна содержать четко сформулированные выводы из изложенного материала.
Каждое учебное пособие должно быть оформлено с соблюдением всех требований, принятых в научной литературе и типографике. Проследите за правильностью и полнотой оформления всех сносок, приложений и схем, включенных в пособие. Особое внимание уделите общему списку литературы, помещенному в конце пособия. Каждое издание в нем должно содержать полные данные о его авторах, названии, дате выхода и издательстве. Эти сведения в будущем будут очень полезны студентам при самостоятельной работе с курсом.
Полезный совет
Графики и схемы значительно облегчают восприятие и усвоение теоретического материала. Не пренебрегайте возможностями, которые представляют таблицы, схемы и рисунки. Они не только украсят вашу работу, но и помогут студентам лучше понять изложенные сведения.
Совет 5: Как писать методические пособия
Методическое пособие – это документ, в котором подробно излагается оптимальная последовательность в освоении определенного научного или учебного материала. Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследованиях. Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов.
Инструкция
1
Изучите существующие материалы по теме будущего пособия. Ознакомьтесь с основополагающими научными трудами по предмету и последними исследовательскими данными. В качестве источников выбирайте не только привычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ, материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, государственного и международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый научный вес.
Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим решением будет самостоятельное прохождение всех этапов, в соответствии с рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизнеспособность, но и может вскрыть некоторые неточности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.
Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний. Этот план-схема в дальнейшем послужит основой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.
Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматриваемых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диаграммами и фото. Приведите конкретные примеры грамотного использования изложенной методики.
Создавая методическое пособие, старайтесь излагать материал как можно более простым и понятным языком. Подобные работы, в первую очередь, предназначены для людей, которые только начинают осваивать данный предмет.
Не забудьте указать в конце работы список использованной литературы, а также ваши рекомендации по учебным и научным материалам, изучение которых поможет в освоении данного предмета.
Совет 6: Учебно-методическое пособие: как его написать
Главная задача учебно-методического пособия – осветить основные разделы научной дисциплины с точки зрения методики их преподавания. Для решения этой задачи требуются обширные знания в данной области и многолетняя преподавательская практика.
Вам понадобится
Инструкция
1
Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дисциплины. В 90-е годы российская образовательная система пришла в упадок. В дидактике и методике преподавания образовалось огромное количество «белых пятен». Поэтому если вы имеет богатый опыт работы в сфере образования, накопили большое количество материалов, знаете основные недостатки существующего учебного процесса, то вы можете написать собственное учебно-методическое пособие.
При составлении пособия опирайтесь на существующие учебники. Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. Ваше методическое пособие должно использовать достоинства учебников и компенсировать их недостатки.
Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно-методического пособия идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интересующий его раздел.
Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где человек самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегодняшний день накопилось достаточно. А вот качественных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает.
Укажите как можно больше источников информации, к которым может обратиться специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и продемонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач.
Обязательно выделите в отдельную главу методические приемы, позволяющие проводить междисциплинарные занятия (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением материала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.