Примеры использования некоторых приемов ТРКМЧП на уроках русского языка.
Автор работы:
Лавренова Ольга Олеговна, преподаватель русского языка, ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», Магнитогорск.
ХХ1 веке произошли коренные изменения в образовании, т.к. его целью должно быть развитие потенциала человека. Задача школы и каждого педагога - создать эти условия, которые будут позволять ребенку развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.
Поэтому в педагогическом процессе актуализируется использование активных форм обучения. Одной из таких современных форм является технология критического мышления.
Данная технология – попытка преодоления формального подхода к обучению, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству, попытка гуманизации обучения.
Многие из приемов этой технологии, пришедшей в Россию из США, можно использовать на уроках русского языка. Хотя и в традиционной методике преподавания русского языка достаточно много методов, но данные приемы позволяют сделать акцент именно на развитии творческого потенциала и умении применять знания на практике, что само по себе уже имеет немаловажное значение для российской педагогики.
Для примера рассмотрим некоторые из приемов,которые можно использовать практически на любых уроках, в том числе и на занятиях по русскому языку.
Их можно включать в любую стадию урока. Так, например, для поиска новой информации можно использовать прием «Инсерт» или «Маркировочная таблица».
Например, при изучении раздела «Фразеология» школьникам можно задать вопрос: «Что вам известно о фразеологизмах?» и предложить заполнить своими сведениями по теме первый столбик таблицы. Затем идет обсуждение уже известной информации, попутно учащиеся также могут ответить на некоторые вопросы, записанные во втором столбике. Далее предоставляется теоретический материал, с помощью которого дети могут заполнить третий столбик таблицы.
Данный прием не только позволяет сгруппировать всю имеющуюся информацию в одном месте, но и на стадии сбора осмыслить ее.
Также для того чтобы актуализировать материал, можно учащимся дать следующие задания: «Корзина идей», « Верные-неверные утверждения», «Кластер».
Прием «Верные - неверные утверждения» можно использовать при повторении практически любой темы. Например, учащимся дается задание исправить ошибки в предложениях:
- Имя прилагательное — служебная часть речи, которая отвечает на вопросы « Что?», «Кто?».
- В предложении чаще всего является сказуемым или дополнением.
- Обозначает лицо, признак предмета.
Прием №2 «корзина идей» и «кластер». «Корзина идей» - подходит при повторении теории. Например, учащимся можно задать вопрос: «Что вы знаете о существительном?». Все предложенные ответы складываются в визуально представленную корзину. Затем, в качестве обобщения можно предложить школьникам оформить ответы в виде кластера.

А на заключительной стадии уместен такой прием, как «Синквейн», «Самоанализ».
Синквенй развивает творческие способности учащихся, а также помогает обобщить тему урока, сделать выводы. Этот прием представляет собой стихотворение, состоящее из пяти строк.
Синквейн составляется по следующим правилам:
Первая строка — одно слово, обычно это тема.
Вторая — описание темы в двух словах (2 прилагательных)
Третья - описание действия в рамках этой темы ( три глагола)
Четвертая — фраза, показывающая отношение к теме ( 4 слова)
Пятая — синоним темы в одном слове.
Например,
Архаизмы
Древние, уникальные
Передают, дополняют, окрашивают
Обогащают словарный запас человека
Слова.
Таким образом, некоторые перечисленные мною приемы позволяют не только внести разнообразие в сам урок русского языка, а также в некотором плане развивать у учащихся творческий потенциал, критическое мышление.
Использованная литература:
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя.М.: Просвещение, 2004. - 175 с.
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб-метод. Пособие.- Спб.: КАРО, 2009. - 144 с.