Ключевое слово и определение:
Перекладывание вины – нежелание ребенка отвечать за свои поступки, уловка, с помощью которой дети пытаются избежать наказания и добиться поощрения.
Мнение родителей: Перекладывание вины на несуществующего или существующего друга (взрослого), или на кошку (собачку), которая разбила вазу (съела варенье), является весьма популярной хитростью детей.
Мнение специалистов: Перекладывание вины на другого может быть вызвано защитной реакцией ребенка, поскольку уже было в его опыте такое, что, если признается, сказать как было, то его тут же отругают, накажут, лишат общения, оттолкнут с осуждением. Постепенно провинившийся малыш понимает, что говорить правду опасно, лучше выдумать правдоподобное, может и не накажут.
Проблемная ситуация:
В зале на журнальном столике стоял чудесный замок, собранный из конструктора. В домике жили игрушечные солдатики, с которыми играл Ян (почти 4 г.), пока мама с гостями накрывали на стол в кухне. Когда все было готово, и я позвала сынишку обедать, он прибежал на кухню, схватил дядю Костю за руку и, пообещав ему что-то показать, увел его в зал. Через минуту Ян появился в кухне с криком: «Мама, иди посмотри, что он сделал!!!».
Я вошла в зал и увидела, что на полу валяются солдатики и обломки замка, а рядом с ними стоит растерянный дядя Костя, который говорит, что Ян просил его тут подождать, а сам «пулей» умчался на кухню. И теперь получается, что Костя, которого застали на «месте преступления» с разрушенным замком и разбросанными игрушками - и ДОЛЖЕН их собирать.
Анализ ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации:
Часто сами родители провоцируют такое поведение своих детей. Тот, кто провинился (разбросал игрушки, сломал замок) – «плохой» и ребенок уже не раз слышал это от своей мамы. Так лучше обвинить в собственных несчастьях кого-нибудь другого (дядю Костю) и тогда его будут ругать и заставят выполнять неприятную работу (сбор игрушек). Следует помнить, что привычка сваливать вину на других может стать у ребенка стилем жизни и ухода от трудностей (друзья виноваты, учительница плохая, начальник – тупой). Потому что так проще, не надо исправлять свои ошибки и учиться на них, пусть другие это делают.
Варианты решения проблемной ситуации:
Прежде всего, нужно любить и принимать своего ребенка целиком (ну кто в детстве не разбивал вазы, не съедал без разрешения конфет или не разбрасывал игрушки), но в тоже время адекватно относиться к его поступкам. Ребенок должен чувствовать ваше эмоциональное принятие, даже если у него что-то не вышло. Не стоит подыгрывать в случае перекладывания вины ребенок на другого («Ах, какой дядя Костя неловки – все сломал!»), т.к. ребенок никогда не поймет, что перекладывать свою вину на другого человека не просто неэтично, но и может лишить его уважения друзей и близких людей. Лучше предложить ликвидировать последствия вместе.
Ключевое слово и определение:
Притворство больным – поведение, поступки ребенка с намеренным сокрытием истины с целью ввести в заблуждение родителей или родственников о состоянии своего здоровья.
Мнение родителей: Болезнь ребенка - это всегда стресс для родителей. Сразу стараешься сделать для ребенка что-нибудь приятное, оградить от трудностей, купить вкусненькое, подольше побыть с ним вместе и пр. Но потом замечаешь, что это просто манипуляции и как только ребенок хочет получить что-то или избежать чего-то, то он сразу ЗАБОЛЕЛ!
Мнение специалистов: Нередки случаи, когда дети, поняв, что во время болезни им разрешают многое, начинают притворяться, что плохо себя чувствуют, намеренное искажению достоверную информацию о своем здоровье в целях собственной выгоды (пропустить посещение детского сада или школы, получить шоколадку или новую игрушку). Пробовать притворяться больным ребенок начинает, как только познакомится с четким набором внешних симптомов болезни и научится их имитировать.
Проблемная ситуация:
Мой сын (7 лет) пошел в этом году в школу. Он очень этому радовался, очень ждал первого сентября. Но после первой недели его как подменили и начались «концерты»: каждый день у него что-то болит: то живот, то голова, то нога, то вдруг страшный кашель. Мы прошли обследование в диагностическом центре и были с ним у врача, который сказал, что ребенок абсолютно здоров, только притворяется. Почему? Из-за чего вдруг такая перемена? И как это «вылечить»?
Анализ ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации:
Дети с первых лет жизни наблюдают, как одно слово «болит» превращает маму и папу в нежных, заботливых родителей, идущих на помощь и практически всегда более отзывчивых к проблемам ребенка. Конечно, нельзя игнорировать жалобы ребенка на плохое самочувствие, но лучше попытаться понять причины такого резкого изменения в состоянии здоровья. Это может быть вызвано проблемами адаптацией к образовательному учреждению или может быть имела место грубость со стороны учителя или же конфликты с другими детьми в школе. Кроме того, можно и подумать о том получает ли ребенок достаточно родительского внимания, интересуются ли они его школьными успехами и делами.
Варианты решения проблемной ситуации:
Не следует поощрять такое поведение, чрезмерно жалеть ребенка или же сразу бежать к врачам. Если родители видят, что симптомы наиграны, то можно воспользоваться приемом «Противопоказания». Например, если болит животик, то вечером «из-за болезни» не будешь кушать деcсерт (хотя остальные члены семьи будут). А слова, что «уже ничего не болит» не принимать во внимание, потому что «завтра ведь может опять заболеть, так что лучше потерпеть». Десерт в зависимости от болезни можно выбирать разный: пирожные, когда болит живот, мороженное, когда болит голова или горлышко.
Ключевое слово и определение:
Проблемы с памятью – несуществующая проблема, которая является плодом вымысла, самообмана, предметом манипуляции другими людьми, чтобы не преодолевать трудности.
Мнение родителей: Дети в 6-7 лет замечают, что просто их лень при поступлении в школу вызывает у взрослых порицание, негативные эмоции, а дефект развития (невозможность запоминания) – тревогу, и они начинают уделять больше внимания ребенку, беспокоиться о нем.
Мнение специалистов: Ссылка на невозможность что-либо запомнить необходима детям для удовлетворения существующей у них потребности не быть «плохим учеником», ничего при этом не делая. В основе такого поведения лежит аффективное переживание ребенком своей новой роли – «ученика» и всего того, что он теперь в ней должен (стараться, прикладывать усилия и пр.).
Проблемная ситуация:
Первоклассника Федю к психологу привела его учительница. Она с беспокойством говорила о том, что ребенок не в состоянии запомнить, что задали на дом, а дома он говорил родителям, что не помнит, что задавали. На уроке же он отвечал, что не помнит, что учил дома. Посмотрев на мальчика, психолог заметила, что он очень смущен и напряжен. Как понять причины такого поведения? Что делать дальше?
Анализ ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации:
Вероятно, мальчик заметил, что, когда дети говорят «не знаю» или «не выучил», то на них сердятся или их наказывают, а на ответ «не помню» – реакция у взрослых (родителей, воспитателей, учителей) другая. Взрослые удивляются, беспокоятся, а если и сердятся, то как-то по-другому и списывают это на проблемы со здоровьем. Федя быстро сообразил, что, ссылаясь на плохую память, можно ничего не делать, жить довольно спокойно, особенно не утруждая себя занятиями и не получая упреков за плохую успеваемость, а следовательно, не считаться «плохим учеником». Как только его хитрость будет разгадана, то, не желая стать «плохим учеником», мальчик начнет заниматься.
Варианты решения проблемной ситуации:
Когда становится очевидно, что дети пытаюсь ввести взрослых в заблуждение относительно возможностей своей памяти, то можно использовать прием «Косвенные вопросы». Если на все прямые вопросы, касавшиеся домашнего задания или того, что проходили в классе, ребенок отвечает классическим «не помню», то стоит задать вопросы не прямо, а, например, в виде неправильных утверждений:
«- Что вы на уроке чтения делали?
- Не помню.
- Не помнишь, ну ладно. Наверное, вы составляли рассказ по картинке.
- Нет, мы рассказ читали.
- О чем рассказ?
- Не помню.
- Наверное, о животных?
- Нет, о мальчике и девочке. Они яблоню и грушу сажали.
- А как звали мальчика и девочку?
- Петя и Катя.
- И что же было дальше, после того, как они посадили яблоню и грушу?
- А больше ни о чем в рассказе не говорится.
- Хорошо, а что на дом задали?
- Не помню.
- Наверное, рассказ по картинке, которая на этой же странице находится?
- Нет, на той странице, где рассказ, никакой картинки нет.
- А где находится картинка, по которой вам задали рассказ?
- На странице 35
- Вот и отлично!».
В таком диалоге ребенок забывает свою роль и дает правильные содержательные ответы. И очень важно показать ему, что вы убедились, что с памятью у ребенка все в порядке.