СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры задач-ситуаций на формирование стиля педагогического мышления и пути их решения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры задач-ситуаций на формирование стиля педагогического мышления и пути их решения. В работе смоделированы две задачи и предоставлены их анализы

Просмотр содержимого документа
«Примеры задач-ситуаций на формирование стиля педагогического мышления и пути их решения»

Примеры задач-ситуаций простого уровня

Задача 5

Наташа, ученица 9 класса, открыта навстречу всему миру. Ее интересует и поэзия, и музыка, и спорт. О ней с восхищением отзываются все учителя. Наташа — неизменный участник всех олимпиад. Но на городской олимпиаде по математике заняла только третье место. Однако не унывает. Стала усиленно заниматься. По мнению учителей, девчонка растет.


Общая характеристика образовательно-воспитательной среды, в которой происходит действие.

В тексте описания ситуации нет информации о социальном окружении школы и о самой школе. Можно предположить, что школа городская (положительно-воспитательная среда). Атмосфера данной учебной организации весьма благоприятная для становления всесторонне развитой личности. Задача-ситуация содержит информацию о конкретной личности.

Воспитуемая: Наташа. В описанной ситуации выступает в главной роли. Она сознательно ставит цель самовоспитания и саморазвития. Своими собственными действиями программирует себя на успех (положительные результаты) во многих сферах деятельности.

Учителя – субъекты педагогической деятельности по отношению ко всем учащимся класса и в первую очередь к Наташе. Они не описаны, но можно предположить, что связи между учителями и учащейся прямые, они приобретают формы взаимодействий и взаимоотношений. Это подчеркивается тем, что подросток является неизменным участником всех олимпиад разных направлений, т.е. Наташа имеет не только необходимые, но и дополнительные знания для таких видов мероприятий.

Анализ сложившейся ситуации показывает владения педагогами базовых компетентностей. Таких как:

– мотивированность академической активности

– вызванность интереса у конкретного ученика

–обеспеченность понимания материала.

Определим порядок изучения действующих лиц, их взаимоотношений. По педагогической значимости и логике анализа расположим объекты психолого- педагогического анализа в таком порядке: Наташа, учителя.


Диагностический анализ поведения ученика (Наташи) как субъекта.

Описание поступка. Наташа, ученица 9 класса, интересуется поэзией, и музыкой, и спортом. Она — неизменный участник всех олимпиад. Но на городской олимпиаде по математике заняла только третье место. Однако не унывает. Стала усиленно заниматься.

Она сделала определённые выводы, может быть самой собой, не боится выражать себя, допускать ошибки, т.к. не подвергается осуждению и не получает негативной оценки.

Подросток становится независимым и обретает уважение учителей.

Объяснение поступка и его причин. Причиной была доброжелательная атмосфера в школе. Мотивом стала её тяга к любознательности, желание проявить себя, раскрыть свои способности в разных видах деятельности.

Оценивая акцентуацию Наташи, можно предположить, что у неё имеется сангвинический тип темперамента, задатки лидера. Но для точной диагностики этого нет достаточного материала. Данное утверждение весьма предположительно.

Педагогическая оценка поступка. Он красив своей высокой высокоморальной, духовной нравственностью.

Предвидение. Очевидно, что подросток программирует себя на успех, успешно будет развиваться в учебное и внеучебное время.

Общее диагностическое решение. У Наташи необходимо и дальше активно развивать чувство собственного достоинства и самостоятельность. Ей необходима индивидуальная педагогическая помощь в учебе. Нужно создавать ситуации успеха, помочь реализовать себя. Помогать преодолевать трудности в дальнейшем позитивном самоутверждении.


Диагностический анализ поведения учителей как субъекта.

В описанной ситуации не содержится информации о личности этих педагогов. Известно только, что они заслуженно отмечают успехи своей ученицы, видят её потенциал.

Постановка целей:

- развить познавательный интерес не только Наташи, но и остальных учащихся её класса

- вооружить новыми знаниями

- содействовать в ходе получения новых знаний воспитанию, настойчивости в учебе, ответственного отношения к учебному труду, воли, решительности, смелости, самостоятельности, добросовестности.

- развить любознательность учащихся.

- развить творческую активность.

- развить навыки самоконтроля познавательной активности..

- сформировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.

Формулировка проблемных аспектов задачи. Изученные исходные условия задачи, сформулированные цели позволяют четко определить проблему задачи и дать ей полную формулировку.

Из проведенного анализа можно предположить такой вариант формулировки задачи как системы взаимосвязанных подзадач: как сохранить интерес Наташи к получению новых знаний? Как мотивировать её на преодоление трудностей в учении? Как помочь сохранить хорошие отношения с одноклассниками, не добившимся таких высоких результатов?

Как видим, возник сложный узел проблем, которые непросто и небыстро решать.

Планирование деятельности учителей и учащихся. Выбор способа достижения цели предполагает принятие целого ряда решений: а) определение конкретного содержания воспитания; б) выбор видов деятельности учителей и учащихся; в) выбор организационных форм работы системы; г) определение конкретных сроков проведения тех или иных дел.


Примеры задач-­ситуаций на основе тезаурусного подхода


Описание ситуации №1.В школе организовалась группа, состоящая из мальчиков 14-16 лет. Время вне школы они проводят вместе. Самому младшему в этой группе – 14 лет. Еще недавно он хорошо учился и был «благополучным ребенком». Теперь он поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем.

Цель

Задачи

Параметры ситуации

Тип проблемы

Виды оказываемой помощи

Внутренняя связь (посл-ность действий)

Внешняя связь (связь с другими ситуациями)

Время на разрешение ситуации

Узнать причины такой резкой смены поведения.

Выработать отрицательное отношение подростка к употреблению алкоголя.


1.Выработать позитивные ценностные ориентации. 2.Вовлечь подростка в социально- полезную деятельность. 3.Формировать разносторонние интересы и увлечения.

Девиантное поведени, заключающееся в употреблени и алкоголя подростком.

Взаимоотношения с коллективом.

I.Медико- социальная


II.Социально- педагогическая


III Социально- психологическ ая

I – 2, 3


II – 1, 2, 3, 6, 7, 8


III – 1, 4

I – 2, 4, 5


II – 7, 21, 22


III – 23, 24, 25, 26, 32

I – 35 мин


II - 20 мин


III –15 мин

Методы и формы работы

Методы работы: беседа, консультация, психологические тренинги, игровая деятельность

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная



Общая характеристика образовательно-воспитательной среды, в которой происходит действие.

В тексте описания ситуации нет информации о социальном окружении школы и о самой школе. Можно предположить, что школа городская. Любая школа как положительно-воспитательная среда не исключает возможность возникновения в ней конфликтных ситуаций, аморальных поступков учащихся, их хулиганских действий, драк, детского рэкета, курения и т.д. Событие происходит вне школьных стен, в коллективе подростков и его мы будем рассматривать как педагогическую систему.

Воспитуемый: мальчик 14 лет, его товарищи. Подростки, так или иначе, непреднамеренно оказывают друг на друга воспитательное воздействие, но в описанной ситуации в этой главной роли явно выступает компания, в которую попал 14-летний мальчик. Она, конечно, сознательно (и тем более профессионально) не ставит цели воспитательного воздействия на мальчика. Однако, как мы видим из конечных результатов, воздействует на последнего отрицательно. Какие-либо действия учителей и родителей не наблюдаются.

Анализ сложившейся ситуации подсказывает необходимость привлечения для решения задачи классного руководителя, который не описан, а также других учителей и родителей учащихся, особенно родителей этого мальчика.

Определим порядок изучения действующих лиц, их взаимоотношений. По педагогической значимости и логике анализа расположим объекты психолого- педагогического анализа в таком порядке: мальчик, его компания, классный руководитель, родители.


Диагностический анализ поведения ученика (мальчика 14 лет) как субъекта.

Описание поступка. Подросток попадает из хорошей социальной среды в плохую компанию. Его успеваемость в учебной деятельности заметно снижается, происходит отклонение в поведении подростка в отрицательную сторону (употребление алкоголя). Возможно игнорирование взрослых, прогулы в школе, конфликты с учителями и др., постоянный обман, совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения.

Объяснение поступка и его причин. Причиной было вхождение подростка в асоциальную группировку. Мотивом можно считать стремление подростка, который младше других членов этой компании, сойти за «своего».

В силу того, что нам дан возраст мальчика и его компании делаем вывод, что у подростков пубертатный период. Они пытаются найти себя, подвергнуты частой смене настроения, категоричны в своем мнении, склонны действовать необдуманно, следуя воле эмоций, сформировать свою программу жизни, в зависимости от выбранной ими цели в будущем. Интеллектуальное развитие пубертатного периода активно направлено на поиск своего места в социуме. Подростки стремятся к самостоятельности, многие темы подвергает критике. В данный период происходит формирование характера, восприятия окружающего мира, своего имиджа и линии поведения.

Педагогическая оценка поступка. Он аморален.

Предвидение. Без вмешательства со стороны классного руководителя и родителей эта ситуация не решится с результатом под знаком «положительно», либо её решении займёт непозволительно длительное время.

Общее диагностическое решение. Мальчику и его компании необходима индивидуальная педагогическая помощь в учёбе и родительская поддержка. Нужно создавать ситуации успеха. Помогать преодолевать трудности в дальнейшем позитивном самоутверждении в коллективе класса и предотвращать возможные конфликты с одноклассниками.


Диагностический анализ поведения учеников («компании мальчика») как субъекта.

Описание поступка. Компания негативно влияет на мальчика, младше их. Однако прямых доказательств содеянному нет. Так как воздействие отрицательного полюса проходит незаметно для подростков пубертатного периода. Нравственная невоспитанность проявляется и в том, что они стараются выделиться из серой массы, поскорее почувствовать себя взрослыми.

Тип акцентуации характеров – демонстративный. Факт достоверный по описанию их поведенческих реакций.

Объяснение поступка и его причин. Возможно, это связано с противоречивым состоянием их к миру и к себе. Также добавляется еще влечение к запрещенным действиям.

Мотивом их действий, предположительно, была тягa к cвoбoдe дeйcтвий и пoиcкaм coбcтвeннoй индивидуaльнocти.

Педагогическая оценка поступка. Поступок выходит за рамки обычного баловства. По своему существу он аморален. Целесообразны прямые воздействия.

Общее диагностическое решение. Нужно приложить усилия, чтобы вызвать у подростка чувство неприятия к его собственным действиям. Нужно также добиться того, чтобы у подростка возникло понимание, неприемлемости его поведения, и возбудить мысли о том, что за такие поступки кроме негативного отношения человек в будущем ни на что рассчитывать не может. Для решения этих задач необходимо начать длительную работу по нравственному перевоспитанию мальчика и остальных субъектов этой компании. Вероятность быстрого успеха исключена.


Диагностический анализ поведения учителей как субъекта.

В описанной ситуации не содержится информации о личности педагогов. Поэтому не допустима их характеристика.

Постановка целей В данной ситуации должны решаться тактические ситуативные задачи. Цели тактической задачи, если педагоги отказываются от репрессивной (авторитарной) системы работы, которая бы повела к поиску провинившегося, допросам и наказанию, могут быть сформулированы так: - узнать причины такой резкой смены поведения.

- выработать отрицательное отношение подростка к употреблению алкоголя.

Классному руководителю, поскольку событие произошло с его учеником , надо взять на себя роль организатора работы по разрешению вставших проблем.

Формулировка проблемных аспектов задачи Изученные исходные условия задачи, сформулированные тактические цели позволяют четко определить проблему задачи и дать ей полную формулировку. Из проведенного анализа можно предположить такой вариант формулировки задачи как системы взаимосвязанных подзадач: как переориентировать ученика? Как изменить его отношение к учёбе?

Необходимо выработать позитивные ценностные ориентации, вовлечь подростка в социально- полезную деятельность, сформировать разносторонние интересы и увлечения.

Как видим, возник сложный узел проблем, которые непросто и небыстро решать. К тому же, если реально и честно смотреть на все эти проблемы, то некоторые из них не имеют полноценных решений из-за тяжелых материальных и духовно-нравственных условий современной жизни и характеров действующий лиц, сложившихся стереотипов поведения.

Выбор способа достижения цели. Планирование деятельности учителей и учащихся. Выбор способа достижения цели предполагает принятие целого ряда решений: а) определение конкретного содержания воспитания; б) выбор видов деятельности учителей и учащихся; в) выбор организационных форм работы системы; г) определение конкретных сроков проведения тех или иных дел.

Необходим обоснованный прогноз процесса и его четкое планирование, составление информационной программы воспитательной работы. В ходе решения всех вышеназванных подзадач составляется окончательный план решения задачи в целом. Вернемся к нашей ситуации и предложим теоретическое решение возникших в ней задач. Вариант первый. Предположим, что мальчик благодаря помощи родителей и классного руководителя стал на путь исправления.

Вариант второй. Мальчик не пресекает своего девиантного поведения.

Тогда надо искать иной путь решения задачи. Может быть разработан такой вариант:

1. Классный руководитель, узнав о случившемся, очень доброжелательно наедине побеседовал с мальчиком. Цель: выяснить его позицию. Из разговора учитель установил, что подросток отрицает свою вину за аморальное поведение. Беседа была краткая, без допросов и упреков.

2. Классный руководитель планирует провести беседу с родителями мальчика. Цель – объединить усилия и помочь мальчику выбраться из асоциальнойгруппировки, вернуться к правильному образу жизни.

3. На другой день классный руководитель просит троих ребят из числа наиболее сознательных и справедливых остаться после уроков. Подбрасывает ребятам идею о проведении классного часа на тему «О здоровом образе жизни». При этом учитель делает так, что у ребят складывается впечатление, будто инициатива идет от них. Предлагает ребятам подготовить выступления с интересной информацией по данной теме


4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!