Просмотр содержимого документа
«Принцип обучения иноязычной культуре на основе ситуаций как системы взаимоотношений.»
Коммуникативное общение осуществляется на основе ситуаций, понимаемых ( в отличие от других методических школ) как системы взаимоотношений. Ситуация существует как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения. Она является универсальной формой функционирования процесса обучения и служит способом организации речевых средств, способом их презентации, способом мотивации речевой деятельности, главным условием формирования навыков и развития речевых умений, предпосылкой обучения стратегии и тактике общения.
Для коммуникативной концепции характерно «сквозное» использование ситуаций, т.е. использование не только на этапах развития речевого умения, но и на этапах формирования речевых навыков (лексических, грамматических, произносительных, перцептивных), что обеспечивает формирование истинно речевых навыков, способных к переносу.
В данной концепции ситуация понимается как универсальная форма функционирования процесса общения, а следовательно, и универсальная форма функционирования процесса обучения. Это дает право считать ее базовой категорией, той основой, на которой происходит овладение как собственно учебным, так и познавательным, развивающим и воспитательным аспектами.
«Учебная ситуация» как единица обучения, моделирующая ситуацию как единицу общения, сохраняет все основные качества последнего, все многообразные взаимоотношения общающихся (общественные и личные). Именно это позволяет использовать ситуацию как основу для сотрудничества, содействия обучающих и обучаемых во всех аспектах ИК. Однако сказанное значимо и для всех видов речевой деятельности, ибо общение, например, с книгой - это тоже общение.
Таким образом, ситуация выступает не только в роли так называемой «речевой ситуации», но и в более широком статусе «ситуации учебной деятельности».