СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования.

Просмотр содержимого документа
«Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения»

МОУ «Старобешевская школа №2»

администрации Старобешевского района











Тема: «Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения»







Выступление

учителя начальных классов

Терещенко Е. А.

на методическом объединении

учителей начальных классов

Протокол №2, от 02. 11. 2021 г.



2021-2022 учебный год



Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый. Другое дело, что данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС.

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Очень образно этот про­цесс описали А. Эйнштейн «… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, ко­торое открывает новые и широкие виды, показывающие неожи­данные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окру­жением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохот­ную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта».

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 

Основанием преемственности может стать — формирование умения учиться. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общенияприоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями.

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.

Итак,рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из начального звена в 5-й класс и пути их решения.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования.  Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. 

Особое внимание следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.

Каковы же причины возникновения проблем?

1. Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы и их возможностях;

2. Иногда наблюдается несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;

3. Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

4. Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

5. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

6. Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;

7. Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;

8. Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников

9. Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

10. Существенное изменение родительского отношения к школе:



Многолетние исследования показывают, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая терминология, одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями.

Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе, дают хорошие результаты.

Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на первого учителя.

По реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием предлагаю вести следующую работу:

  • посещение уроков в выпускном классе начального звена учителям-предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;

  • регулярные обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем

  • Открытые уроки учителей начальных классов (русский язык, математика, окружающий мир).

  • Родительское собрание- «Впереди у вас – 5-ый класс»

  • Согласование учебных программ с учителями-предметниками.

  • Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.

  • Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.

  • Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.

  • Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5го класса.

Взаимосвязь и преемственность начального и основного образования в условиях внедрения ФГОС осуществляется посредством создания единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений.

Одним из важных условий успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю является соблюдение преемственности при проведении уроков. Для этого должна существовать практика посещения учителями начальных классов уроков в средней школе. Процесс реализации нового стандарта проявляется главным образом в перестройке содержания уроков и организации деятельности обучающихся

Посещение уроков показало, что учителя, работающие в 5-ых классах, знают психолого-физиологические особенности учащихся данного возраста. Используемые методы обучения позволяют реализовать цели урока. Для нормализации учебной нагрузки педагоги практикуют разноуровневое тестирование, работу в парах, групповые формы работы, используют дифференцированные домашние задания, учитывая индивидуальные особенности и личностные качества учащихся. Большинство учащихся активны, организованны. Учителя знают детский коллектив и управляют им. Следует отметить доброжелательность учителей по отношению к детям, корректность в замечаниях и исправлении ошибок.

Организованы действия учащихся по принятию цели урока. Учитель использует формы познавательной деятельности, позволяющие обеспечивать:

а) сотрудничество учителя и учащихся;

б) включение каждого ученика в деятельность.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!