Просмотр содержимого документа
«Принципиальная электрическая схема автоматики безопасности котлов»
Принципиальная электрическая схема автоматики безопасности котлов
Схема автоматики безопасности выполняет функции защиты котлоагрегата, обеспечивая заданную последовательность операций при растопке котла и отключении его при возникновении аварийных режимов.
Рассмотрим принципиальную электрическую схему автоматики безопасности котлов (рис.3.24). При установившихся режимах контакты первичных преобразователей сигнализаторов падения давления воздуха (СПДВ), пара (СПДП), разрежения в топке (СПР), а также контакты приборов —сигнализаторов уровня воды (САУ) замкнуты, катушки реле РП2-РП5 находятся под напряжением и подготавливают к работе реле защиты РВ2 и пуска РВ1.
Пуск котла осуществляется ключом ПК, рукоятка которого имеет два фиксированных положения, из которых она возвращается в фиксированные (ключ с самовозвратом). Для пуска котла рукоятку поворачивают в оперативное положение «Включить» (на схеме положение 6). При этом замыкаются контакты 9-8, 13-16 и 17-19. Контакты 13-16 и 17-19 остаются замкнутыми при возврате рукоятки ключа в фиксированное положение (на схеме – положение 5), а контакты 9-8 размыкаются. Таким образом, в момент поворота ключа в положение 6 через его контакты 9-8 включается реле РВ1, которое самоблокируется через свой замыкающий контакт и остается под напряжением при возврате рукоятки ключа в положение 5. Второй замыкающий контакт РВ1 включает реле РП9, которое своими контактами открывает клапаны запальников 1КЗУ, 2КЗУ и включает запальное устройство 1ЗУ, 2ЗУ. Для их питания предусмотрена выпрямительная схема диодов Д. Фотодатчики 1Ф, 2Ф (выбираются ключом ПФ) контролируют пламя запальников.
Управляющий прибор 3ЗУ запально-защитного устройства (при наличии пламени в запальниках) своим контактом включает реле РП6, которое, в свою очередь, замыкающим контактом включает реле защиты РВ2 и реле блокировки Р31 и Р32. Реле РВ2 своим замыкающим контактом подготавливает цепь электромагнитной защелки СГ клапана отсекателя на газопроводе. После того как вручную будет открыт клапан-отсекатель и давление газа замкнет контакт сигнализатора падения давления газа СПДГ, включится реле РП1, которое замыкающим контактом замкнет цепь электромагнита клапана - отсекателя, а размыкающим контактом разорвет цепь РВ1.
Реле РВ1 с выдержкой времени обесточит реле РП9, а оно в свою очередь, обеспечит соленоидные клапаны запальников, которые закроются.
При нарушении какого-либо параметра разрываются цепи реле защиты РП1-РП6, реле РВ2 обесточится и клапан-отсекатель перекроет газ с установленной выдержкой времени.

Рис.3.24. Принципиальная электрическая схема защиты ДКВР
При падении давления воздуха и пара контакты реле РП2 и РП4 обесточат катушку клапана- отсекателя СГ и подача топлива прекратится мгновенно.
Центральным узлом схемы безопасности является клапан-отсекатель. В зависимости от давления отопительного газа применяют клапаны низкого (ПКН) или высокого (ПКВ) давления. Клапаны промышленность поставляет с мембранной головкой, которую настраивают на срабатывание при понижении давления топлива. Для работы в системах автоматики этот клапан переоборудуют при монтаже — вместо мембраны в него устанавливают электромагнит типа МИС—4100Е, катушка которого СГ включается в схему автоматики, описанную ранее.
При работе котла на мазуте вместо клапана – отсекателя применяется вентиль с электромагнитным приводом СМ. Выбор вида топлива (газ-Г или мазут-М) осуществляется переключателем ПТ. Аварийная отсечка топлива может быть также осуществлена вручную кнопками К01 и К02.
Системы автоматического регулирования и автоматики безопасности котельных установок монтируют на стандартных щитах типа Щ-К2, Щ-К2У.