Просмотр содержимого документа
«Принципы дидактики в ТРИЗ-педагогике»
Принципы дидактики в ТРИЗ-педагогике
ТРИЗ не могла войти в другие дисциплины как содержание. Но она вошла в них как метод обучения. ТРИЗ-педагогика началась с решения на занятиях творческих задач. Это локально проблемные задачи (т.е. решение их известно человечеству, но неизвестно студентам), требующие для своего решения применения ТРИЗ и тех знаний, которые изучаются по программе соответствующей дисциплины. Постановка задачи может выходить за пределы изучаемой дисциплины, но решение заключается в применении тех знаний, которые предусмотрены программой этой дисциплины. Работа по составлению наборов таких задач требует времени и создания коллектива разработчиков.
Метод творческих задач непосредственно направлен на формирование творческих способностей студентов. Этот метод охватывает не всё занятие. Использование нового материала, изучаемого, только как «фонд эффектов» для решения творческих задач во многом сохраняет репродуктивный характер усвоения знаний, предусмотренных программой.
Каждое понятие в любой дисциплине, является развивающимся, имеет своих предшественников. В системе-предшественнице были свои противоречия развития. Эти противоречия были преодолены, в результате чего и появилась система, которую сейчас студенты изучают согласно программе. При изучении нового материала нужно раскрыть эти противоречия и найти те методы ТРИЗ, которыми они были преодолены. Таким образом, ТРИЗ используется для лучшего понимания и усвоения содержания дисциплины.
Люди постепенно осознают, что запомнить всю информацию, которая обрушивается ежедневно на человека, невозможно, да и не нужно. Поэтому нужно менять приоритет в образовании. Знания должны уступить способам деятельности и творчества. Процессом педагогического творчества можно управлять на основе законов, лежащих в основе ТРИЗ. Анализ педагогической практики позволяет выделить три модели обучения: информационную, информационно-творческую и сотворчества (преподаватели и студенты). За последние 10 лет накапливается опыт разработки приемов педагогической техники. Принципы педагогической техники - это сеть. Они поддерживают друг друга, образуя единое целое, в систему. Их пять. Это немного, но каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.
1. Принцип свободы выбора. В любом учебном действии необходимо предоставлять право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот некоторые примеры свободного выбора: В.Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них.
2. Принцип открытости. Необходимо не только давать знания, но еще и показывать их границы. Сталкивать студента с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса.
3. Принцип деятельности. Нужно организовать усвоение студентами знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности. Чтобы знания становились инструментом, студент должен с ними работать.
4. Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Чем более развита система - техническая, экономическая, социальная или педагогическая - тем больше в ней механизмов обратной связи.
5. Принцип идеальности. Идеальность - одно из ключевых понятий ТРИЗ. Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам - принцип рентабельности, инженерам - принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами сил, нервов, времени и средств. Необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы самих студентов с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.