К общим методам научного исследования относятся: наблюдение, сравнение, моделирование, системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, формализация, исторический и логический методы и др. (табл. 2.1).
Краткая характеристика общих методов Методы исследования | Содержание | 1 | 2 | Наблюдение | Систематическое целенаправленное восприятие объекта | Сравнение | Установление сходства и различия предметов и явлений действительности | Измерение | Процесс определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения | Эксперимент | Сознательное изменение течения естественных процессов путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств | Анализ | Совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составляющие части | 1 1 | 2 | Синтез | Совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое | Индукция | Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от частных положений к общим | Дедукция | Использование общих научных положений о явлении при исследовании его конкретных проявлений | Абстрагирование | Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов | Исторический подход | Воспроизведение истории изучаемого объекта во всей ее многогранности с учетом всех случайностей | Логический подход | Воспроизведение в мышлении сложного динамического явления в форме исторической теории с отвлечением от случайностей и отдельных несущественных фактов | Моделирование | Процесс познания с использованием моделей, т. е. объектов, которые замещают оригинал и служат источником информации о нем | Формализация | Изучение объектов и процессов путем отображения их содержания и структуры с использованием специальной символики | Системный подход | Рассмотрение объекта как целостного образования, состоящего из множества взаимосвязанных элементов. Упор на анализ внутренних связей объекта | Окончание табл. 2.1 1 | 2 | Комплексный подход | Всестороннее изучение объекта в тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных направлений | Аналогия | Метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. | Конкретизация | Метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. | Гипотетический метод | Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. | Аксиоматический метод | Использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории | Создание теории | Нахождения общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, и распространение результатов исследования на другие объекты и явления, что способствует повышению надежности проведенного экспериментального исследования | |
В экономических исследованиях под фактором обычно понимают движущие силы какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты. Оценить происходящие процессы, дать им оценку можно через показатели. Поэтому иначе это можно определить так: факторы – частные показатели, характеризующие условия, причины изменения результативного показателя. Чтобы глубже выяснить воздействие факторов на хозяйственную деятельность объектов анализа, нужно обеспечить их научно обоснованную классификацию и систематизацию. В экономической литературе принята следующая их группировка: 1. По степени воздействия на результаты работы объектов факторы подразделяются на основные и второстепенные. 2. По степени количественного измерения влияния факторов на совокупный результативный показатель они делятся на поддающиеся и не поддающиеся количественной оценке. 3. По времени воздействия факторы бывают постоянные, влияющие непрерывно на весь изучаемый период, и временные, действующие на определенный период. 4. По охвату действием различаются общие и специфические факторы. 5. По степени детализации они делятся на простые, являющиеся результатом действия одной причины, и сложные, возникающие из-за комплекса причин. 6. По характеру действия факторы делятся на объективные, не зависящие от результатов работы объекта, и субъективные, зависящие от них. 7. По способу определения подразделяются на прямые, влияние которых изучается непосредственно без специальных приемов, и расчетные, действие которых измеряется при помощи специальных расчетов. 8. По действию на результаты хозяйственной деятельности факторы могут быть положительными и отрицательными. 9. По степени действия факторы могут быть первого, второго, третьего, n-го порядка. В отдельную группу выделяют два вида следующих факторов. 10. По направлениям путей развития факторы можно подразделить на интенсивные и экстенсивные. 11. По уровням объекта управления факторы можно подразделить на: технико-экономические; ресурсов; процессов; социально-организационные; социально-психологические; физиологические и др. По цели измерения влияния на результаты хозяйственной деятельности факторы разделяют на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные, измеримые и неизмеримые. В экономической литературе и на практике практически разработана методика факторного анализа (табл. 2.2). Тема Основные факторы и расчет их влияния Методы факторного анализа | Расчет их влияния | 1 | 2 | Детерминированный (функциональный) | Представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов | Стохастический (корреляционный) | Использование факторов, связь которых является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятий. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель | Прямой (дедуктивный) | Исследование ведется дедуктивным способом – от общего к частному | Обратный индуктивный | Осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции – от частных, отдельных факторов к обобщающим | Одноступенчатый | Используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, y=a*b | Продолжение табл. 2.2 1 | 2 | Многоступенчатый | Проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности | Статический | Применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату | Динамичный | Представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике | Ретроспективный | Изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды | Перспективный (прогнозный) | Исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе | Основные | Оказывают решающее воздействие на результативный показатель | Второстепенные | Не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в данных условиях. Здесь необходимо заметить, что один и тот же фактор в зависимости от обстоятельств может быть и основным, и второстепенным. | Внутренние | Зависят от деятельности предприятия | Внешние | Не зависят от деятельности предприятия | Объективные | Не зависят от воли и желаний людей, например стихийное бедствие | Субъективные | Зависят от деятельности отдельных людей, предприятий, организаций и учреждений | Общие | Действуют во всех отраслях экономики | Окончание табл. 2.2 1 | 2 | Специфические | Действуют в условиях отдельной отрасли экономики или предприятия | Постоянные | Оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего времени | Переменные | Воздействие переменных факторов проявляется периодически, например, освоение новой техники, новых видов продукции, новой технологии производства и т.д. | Экстенсивные | Связаны с количественным, некачественным приростом результативного показателя, например, увеличение объема производства продукции путем расширения производственных площадей, увеличения станков, количества рабочих и т.д. | Интенсивные | Характеризуют степень усилия, напряженности труда в процессе производства, например, повышение уровня производительности труда | Количественные | Выражают количественную определенность явлений (количество рабочих, оборудования, сырья и т.д.) | Качественные | Определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов (производительность труда, качество продукции, плодородие почвы и т.д.) | Сложные | Примером сложного фактора является производительность труда | Простые | Количество рабочих дней в отчетном периоде | Прямые | Непосредственно влияющие на результаты деятельности | Косвенные | Опосредованно влияющие на результаты деятельности | Измеряемые | Подверженные количественному измерению | |