СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы экономического анализа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

лекция принципы экономического анализа.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Принципы экономического анализа»

Тема Принципы экономического анализа

Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны соответствовать определенным требованиям. Эти требования откладывают свой отпечаток на само аналитическое исследование и должны обязательно выполняться при организации, проведении и практическом использовании результатов анализа. Кратко остановимся на важнейших принципах анализа.

Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений и процессов результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определённые проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

Анализ должен быть комплексным, т.е. охватывать все звенья и стороны деятельности и всесторонне изучать причинные взаимосвязи в экономике предприятия.

Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определённым способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчинённости его отдельных элементов.

Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчётами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учёта, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.

Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю, т.е. необходимо планирование аналитической работы на предприятиях, распределение обязанностей по её выполнению между исполнителями и контроль за её проведением.

Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

Один из принципов анализа – его демократизм. Участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Таким образом, основными принципами анализа являются: научность, комплексность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др. Ими следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной деятельности на любом уровне.






Тема Общие методы анализа (исследования)

К общим методам научного исследования относятся: наблюдение, сравнение, моделирование, системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, формализация, исторический и логический методы и др. (табл. 2.1).



Краткая характеристика общих методов

Методы 
исследования

Содержание

1

2

Наблюдение

Систематическое целенаправленное восприя­тие объекта

Сравнение

Установление сходства и различия предметов и явлений действительности

Измерение

Процесс определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения

Эксперимент

Сознательное изменение течения естественных процессов путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответ­ствующих свойств

Анализ

Совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на состав­ляющие части

1

1

2

Синтез

Совокупность приемов и закономерностей сое­динения отдельных частей предмета в единое целое

Индукция

Совокупность познавательных операций, в ре­зультате которых осуществляется движение мысли от частных положений к общим

Дедукция

Использование общих научных положений о явлении при исследовании его конкретных проявлений

Абстрагирование

Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одно­временное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов

Исторический подход

Воспроизведение истории изучаемого объекта во всей ее многогранности с учетом всех слу­чайностей

Логический подход

Воспроизведение в мышлении сложного дина­мического явления в форме исторической тео­рии с отвлечением от случайностей и отдель­ных несущественных фактов

Моделирование

Процесс познания с использованием моделей, т. е. объектов, которые замещают оригинал и служат источником информации о нем

Формализация

Изучение объектов и процессов путем отобра­жения их содержания и структуры с использо­ванием специальной символики

Системный подход

Рассмотрение объекта как целостного образо­вания, состоящего из множества взаимосвя­занных элементов. Упор на анализ внутренних связей объекта

Окончание табл. 2.1

1

2

Комплексный подход

Всестороннее изучение объекта в тесном взаи­модействии с представителями самых разных наук и научных направлений

Аналогия

Метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предме­тов и явлений на основании их сходства с дру­гими.

Конкретизация

Метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многооб­разии реального существования в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предме­тов.

Гипотетический метод

Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обосно­вания, чтобы стать достоверной научной тео­рией.

Аксиоматический метод

Использование аксиом, являющихся доказан­ными научными знаниями, которые применя­ются в научных исследованиях в качестве ис­ходных положений для обоснования новой теории

Создание теории

Нахождения общих закономерностей в поведе­нии изучаемых объектов, и распространение результатов исследования на другие объекты и явления, что способствует повышению надеж­ности проведенного экспериментального исследования


Факторы и их классификация

В экономических исследованиях под фактором обычно понимают движущие силы какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты.

Оценить происходящие процессы, дать им оценку можно через показатели. Поэтому иначе это можно определить так: факторы – частные показатели, характеризующие условия, причины изменения результативного показателя.

Чтобы глубже выяснить воздействие факторов на хозяйственную деятельность объектов анализа, нужно обеспечить их научно обоснованную классификацию и систематизацию. В экономической литературе принята следующая их группировка:

1. По степени воздействия на результаты работы объектов факторы подразделяются на основные и второстепенные.

2. По степени количественного измерения влияния факторов на совокупный результативный показатель они делятся на поддающиеся и не поддающиеся количественной оценке.

3. По времени воздействия факторы бывают постоянные, влияющие непрерывно на весь изучаемый период, и временные, действующие на определенный период.

4. По охвату действием различаются общие и специфические факторы.

5. По степени детализации они делятся на простые, являющиеся результатом действия одной причины, и сложные, возникающие из-за комплекса причин.

6. По характеру действия факторы делятся на объективные, не зависящие от результатов работы объекта, и субъективные, зависящие от них.

7. По способу определения подразделяются на прямые, влияние которых изучается непосредственно без специальных приемов, и расчетные, действие которых измеряется при помощи специальных расчетов.

8. По действию на результаты хозяйственной деятельности факторы могут быть положительными и отрицательными.

9. По степени действия факторы могут быть первого, второго, третьего, n-го порядка.

В отдельную группу выделяют два вида следующих факторов.

10. По направлениям путей развития факторы можно подразделить на интенсивные и экстенсивные.

11. По уровням объекта управления факторы можно подразделить на: технико-экономические; ресурсов; процессов; социально-организа­ционные; социально-психологические; физиологические и др.

По цели измерения влияния на результаты хозяйственной деятельности факторы разделяют на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные, измеримые и неизмеримые.

В экономической литературе и на практике практически разработана методика факторного анализа (табл. 2.2).































Тема Основные факторы и расчет их влияния

Методы факторного анализа

Расчет их влияния

1

2

Детерминированный (функциональный)

Представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результа­тивным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель мо­жет быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов

Стохастический (корреляционный)

Использование факторов, связь которых явля­ется неполной, вероятностной (корреляцион­ной). Если при функциональной (полной) зави­симости с изменением аргумента всегда проис­ходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумен­та может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при од­ном уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятий. Это за­висит от оптимальности сочетания других фак­торов, воздействующих на этот показатель

Прямой (дедуктивный)

Исследование ведется дедуктивным способом – от общего к частному

Обратный индуктивный

Осуществляет исследование причинно-следст­венных связей способом логичной индукции – от частных, отдельных факторов к обобщаю­щим

Одноступенчатый

Используется для исследования факторов толь­ко одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Напри­мер, y=a*b

Продолжение табл. 2.2

1

2

Многоступенчатый

Проводится детализация факторов a и b на со­ставные элементы с целью изучения их поведе­ния. Детализация факторов может быть продол­жена и дальше. В данном случае изучается вли­яние факторов различных уровней соподчинен­ности

Статический

Применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответству­ющую дату

Динамичный

Представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике

Ретроспективный

Изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды

Перспективный (прогнозный)

Исследует поведение факторов и результатив­ных показателей в перспективе

Основные

Оказывают решающее воздействие на результа­тивный показатель

Второстепенные

Не оказывают решающего воздействия на ре­зультаты хозяйственной деятельности в данных условиях. Здесь необходимо заметить, что один и тот же фактор в зависимости от обстоятельств может быть и основным, и второстепенным.

Внутренние

Зависят от деятельности предприятия

Внешние

Не зависят от деятельности предприятия

Объективные

Не зависят от воли и желаний людей, например стихийное бедствие

Субъективные

Зависят от деятельности отдельных людей, предприятий, организаций и учреждений

Общие

Действуют во всех отраслях экономики

Окончание табл. 2.2

1

2

Специфические

Действуют в условиях отдельной отрасли эко­номики или предприятия

Постоянные

Оказывают влияние на изучаемое явление бес­прерывно на протяжении всего времени

Переменные

Воздействие переменных факторов проявляется периодически, например, освоение новой тех­ники, новых видов продукции, новой техноло­гии производства и т.д.

Экстенсивные

Связаны с количественным, некачественным приростом результативного показателя, напри­мер, увеличение объема производства продук­ции путем расширения производственных пло­щадей, увеличения станков, количества рабо­чих и т.д.

Интенсивные

Характеризуют степень усилия, напряженности труда в процессе производства, например, по­вышение уровня производительности труда

Количественные

Выражают количественную определенность явлений (количество рабочих, оборудования, сырья и т.д.)

Качественные

Определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов (производи­тельность труда, качество продукции, плодоро­дие почвы и т.д.)

Сложные

Примером сложного фактора является произво­дительность труда

Простые

Количество рабочих дней в отчетном периоде

Прямые

Непосредственно влияющие на результаты де­ятельности

Косвенные

Опосредованно влияющие на результаты дея­тельности

Измеряемые

Подверженные количественному измерению



http://abc.vvsu.ru/Books/u_ekon_an/page0012.asp