СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Принципы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии»

Принципы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии

Принципы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии

ПРИНЦИПЫ Комплексности - предусматривает постоянный учет взаимовлияния познавательных , двигательных и речевых нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Необходима совместная стимуляция развития познавательных, моторных, доречевых и речевых функций, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

ПРИНЦИПЫ

  • Комплексности - предусматривает постоянный учет взаимовлияния познавательных , двигательных и речевых нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
  • Необходима совместная стимуляция развития познавательных, моторных, доречевых и речевых функций, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
ПРИНЦИПЫ Раннего начало онтогенетически последовательного поэтапного коррекционно-развивающего воздействия , опирающегося на сохранные функции.  Стимуляция познавательного развития строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка.

ПРИНЦИПЫ

  • Раннего начало онтогенетически последовательного поэтапного коррекционно-развивающего воздействия , опирающегося на сохранные функции.
  • Стимуляция познавательного развития строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка.
ПРИНЦИПЫ Тесного единство с лечебными мероприятиями , направленными на развитие нарушенных функций. Необходима согласованность действий педагогов, невропатолога, инструктора ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции.

ПРИНЦИПЫ

  • Тесного единство с лечебными мероприятиями , направленными на развитие нарушенных функций.
  • Необходима согласованность действий педагогов, невропатолога, инструктора ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции.
ПРИНЦИПЫ Стимуляция познавательного развития в рамках ведущей деятельности . При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте – эмоциональное общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность.

ПРИНЦИПЫ

  • Стимуляция познавательного развития в рамках ведущей деятельности . При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте – эмоциональное общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность.
ПРИНЦИПЫ Развитие скоординированной системы межанализаторных связей , опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой).

ПРИНЦИПЫ

  • Развитие скоординированной системы межанализаторных связей , опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой).
ПРИНЦИПЫ Динамического наблюдения за развитием ребенка в течение длительного времени . Это особенно важно при коррекционной работе с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии. Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы

ПРИНЦИПЫ

  • Динамического наблюдения за развитием ребенка в течение длительного времени . Это особенно важно при коррекционной работе с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии.
  • Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы
ПРИНЦИПЫ Тесного взаимодействия с родителями и всем окружением ребенка . Необходима такая организация среды ,которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания на его психическое состояние Ежедневного учета психофизического состояния ребёнка при определении режима нагрузок

ПРИНЦИПЫ

  • Тесного взаимодействия с родителями и всем окружением ребенка . Необходима такая организация среды ,которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания на его психическое состояние
  • Ежедневного учета психофизического состояния ребёнка при определении режима нагрузок
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ практические;  наглядные;   словесные ; Двигательно-кинестетические методы

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

  • практические;
  • наглядные;
  • словесные ;
  • Двигательно-кинестетические методы

Наглядные методы: должны опираться на зрение, слух, осязание наблюдения за предметами и явлениями окружающего;  рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий. демонстрация( показ предметов, образца, способа действия) использование технических средств обучения (диафильмы, кинофильмы и др.)

Наглядные методы:

должны опираться на зрение, слух, осязание

  • наблюдения за предметами и явлениями окружающего;
  • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
  • демонстрация( показ предметов, образца, способа действия)
  • использование технических средств обучения (диафильмы, кинофильмы и др.)
наблюдение  Виды :кратковременные и длительные; повторные и сравнительные ; Требование к наблюдению :  объект наблюдения должен быть интересен;  объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности; необходимо наметить цель наблюдения, стимулировать умственную активность и самостоятельность детей; сопровождать наблюдение точным и конкретным словом

наблюдение

  • Виды :кратковременные и длительные; повторные и сравнительные ;

Требование к наблюдению :

  • объект наблюдения должен быть интересен;
  • объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности;
  • необходимо наметить цель наблюдения,
  • стимулировать умственную активность и самостоятельность детей;
  • сопровождать наблюдение точным и конкретным словом
Демонстрация Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Демонстрация

  • Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Словесные методы рассказ педагога. рассказы детей беседа. чтение художественной литературы. метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком)

Словесные методы

  • рассказ педагога.
  • рассказы детей
  • беседа.
  • чтение художественной литературы.
  • метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком)
Словесные приемы вопросы ; указание (целостное и дробное); пояснение;  объяснение; педагогическая оценка; беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т.п.)

Словесные приемы

  • вопросы ;
  • указание (целостное и дробное);
  • пояснение;
  • объяснение;
  • педагогическая оценка;
  • беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т.п.)
Словесные методы Эффективность зависит от доступности их пониманию,  эмоциональной выразительности,  образности. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами воспитания и обучения.

Словесные методы

  • Эффективность зависит
  • от доступности их пониманию,
  • эмоциональной выразительности,
  • образности.

Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами воспитания и обучения.

Практические методы и приемы обучения упражнение  элементарные опыты,  экспериментирование. Необходимо, чтобы дети практически действовали с предметами, обнаруживая их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преобразуя их.

Практические методы и приемы обучения

  • упражнение
  • элементарные опыты,
  • экспериментирование.

Необходимо, чтобы дети практически действовали с предметами, обнаруживая их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преобразуя их.

Игровые приемы  внезапное появление объектов; выполнение педагогом игровых действий; создание игровой ситуации.

Игровые приемы

  • внезапное появление объектов;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • создание игровой ситуации.
Методы прямого воздействия постановка перед ребенком той или иной практической задачи ; показ образца способа действия,  помощь взрослого в выполнении.   При этом не должны подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность.

Методы прямого воздействия

  • постановка перед ребенком той или иной практической задачи ;
  • показ образца способа действия,
  • помощь взрослого в выполнении.

При этом не должны подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность.

Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия  совет, поощрение его действия, выбор вариантов незаменимы при организации творческих видов деятель­ности детей — игры, рисования, лепки, конструирования и др.

Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия

  • совет,
  • поощрение его действия,
  • выбор вариантов
  • незаменимы при организации творческих видов деятель­ности детей — игры, рисования, лепки, конструирования и др.
Очень важно сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми.
  • Очень важно сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми.
Метод проблемного обучения возможность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи (собрать машинку из конструктора, выложить узор из мозаики и т.п.). Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребенку явлений (например, окрашивание воды разными красками и т.п .).

Метод проблемного обучения

  • возможность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи (собрать машинку из конструктора, выложить узор из мозаики и т.п.).
  • Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребенку явлений (например, окрашивание воды разными красками и т.п .).
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от содержания учебного материала; возрастных и психофизических особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам); формы организации обучения; оснащенности педагогического процесса - личности педагога.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от

  • содержания учебного материала;
  • возрастных и психофизических особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам);
  • формы организации обучения;
  • оснащенности педагогического процесса - личности педагога.