Принципы обучения
- Принцип целенаправленности .
Целесообразность учебно-воспитательной работы возможна лишь тогда, когда цели общества или «социальный заказ» преобразованы в педагогические категории – цели и задачи обучения и воспитания, выражены языком содержания учебного материала, содержания воспитательной работы. Требования: 1) соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения главным задачам средних специальных учебных заведений; 2) соответствие содержания и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программам по специальности.
Требования: 1) наличие у учащихся системы теоретических знаний; 2) достоверность фактов, явлений, закономерностей; 3) Научная аргументация практических выводов, действий.
- Принцип связи обучения с жизнью.
Требования: 1) профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса; 2) получение ответа на вопрос: «Где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни, и на производстве».
Принципы обучения
- Принцип систематичности и последовательности.
Требования: 1)строгое, логическое расположение учебного материала как в учебной программе, так и в методах передачи знаний учащихся; 2) последовательное овладение учащимися знаниями, умениями, навыками и одновременное их применение на практике.
- Принцип сознательности и активности.
Требования: 1) учет «двусторонности» характера учебного процесса; 2) необходимость вызвать у учащихся желание работать самостоятельно, творчески; 3) эффективное включение в учебный процесс активных методов, форм обучения; 4) включение учащихся в процесс самостоятельного добывания знаний; 5) развитие у учащихся научного мышления и профессионального творческого подхода к приобретению знаний, умению самостоятельно и свободно пользоваться ими для решения конкретных производственных задач.
Принципы обучения
- Принцип наглядности обучения.
Требования: 1) четкое определение дидактической цели использования наглядности; 2) порядок и методика показа; 3) выбор целесообразного количества наглядности; 4) последовательность демонстрации; 5) сочетание отдельных видов наглядности; 6) включение учащихся в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов; 7) соблюдение требований культуры показа; 8) психологические требования к оформлению наглядности; 9) наличие вывода преподавателя.
Требования: 1) учет образовательного уровня учащихся; 2) учет познавательных возможностей учащихся; 3) учет профессиональной подготовки характера и опыта учащихся; 4) учет возрастных особенностей учащихся; 5) учет потребностей и интересов учащихся.
- Принцип интегративного подхода.
Требования: 1) одновременное использование различных форм и методов обучения преподавания родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных проблем.
Принципы обучения
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
- Цель воспитания и обучения - формирование общечеловеческих ценностей.
- Содержание обучения определяется документацией: учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами.
- Прием обучения – элемент, составная часть метода.
- Средство обучения – это все те средства, с помощью которых обучающий учит, а обучаемые учатся (слово, книга, схемы, модели, доска, мел, средства производства, технические средства и т.д.)
- Способы деятельности преподавателей и учащихся различны. Отсюда и различные методы обучения. Существует большое разнообразие классификации и методов.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Принципы классификации методов обучения
По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся
Логический подход
По источнику получения знаний
По степени активности познавательной деятельности учащихся
- лекция
- беседа
- рассказ
- инструктаж
- демонстрация
- упражнения
- решение задач
- работа с книгой
-индуктивный
- дедуктивный
- аналитический
- синтетический
- словесные
- наглядные
- практические
-объяснительно-иллюстративный
- проблемный
- частично-поисковый
- исследовательс-кий
Проблемное обучение
- Проблемное обучение – это способ активного взаимодействия преподавателя учащихся, в процессе которого путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления.
- Средством управления мышлением учащихся выступают проблемные и информационные вопросы.
- Виды проблемного обучения – проблемные вопросы, ситуации, задачи, игры.
- Практическая значимость проблемного обучения, что оно успешно реализуется с учащимися возрастных групп, с разными познавательными возможностями, по всем предметам и на всех этапах обучения.
- Конкретная методика реализации определяется спецификой предмета, конкретной педагогической ситуации.
- Дидактические игры – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
- Дидактические игры выступают разнообразностью проблемного обучения.
- Предмет игры – сама человеческая деятельность. Основным типом является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
- Игру, организованную в целях обучения, называют учебной игрой.
Основные правила деловой игры:
- Игра проводится, как минимум, в течение четырех часов. Для проведения обычно формируются две команды, в каждой из которых должно быть минимально три обязательные роли. Темы игры выбирается в зависимости от содержания изучаемого курса и от практической заинтересованности ее участников. Органы управления игрой – консультативный совет и рабочая группа. В консультационный совет входят преподаватель и специалист по конкретной теме. Рабочая группа формируется из 2-3 студентов. Консультативный совет и рабочая группа формируют команды, распределяют роли, выделяют лидера в каждой команде. Лидер выбирается из числа слушателей, имеющий практический опыт работы по избранной тематике и практику руководства коллективом. Максимальное количество участников игры не ограничено. Минимальное число обусловлено наличием обязательных ролей: докладчика (чаще всего лидер команды), оппонент, эксперт. Преподаватель, ведущий игру, может в ходе ее исполнять различные роли по своему усмотрению – докладчика, оппонента, эксперта или инициатора дискуссии. Докладчики, используют для выступления около 10 минут. Лидер, получивший за доклад наибольшее количество баллов, объявляется в конце игры «супер-лидером». Точную и объективную оценку докладам, деятельности лидеров и команд в целом (в баллах) дают эксперты. Регламент выступлений в дискуссии (5-7 мин.) должен строго выдерживаться. Участники игры «подбрасывают» докладчикам такие вопросы, которые непременно вызывают активный спор, острое обсуждение темы, дискуссию.
- Игра проводится, как минимум, в течение четырех часов. Для проведения обычно формируются две команды, в каждой из которых должно быть минимально три обязательные роли.
- Темы игры выбирается в зависимости от содержания изучаемого курса и от практической заинтересованности ее участников.
- Органы управления игрой – консультативный совет и рабочая группа. В консультационный совет входят преподаватель и специалист по конкретной теме. Рабочая группа формируется из 2-3 студентов. Консультативный совет и рабочая группа формируют команды, распределяют роли, выделяют лидера в каждой команде. Лидер выбирается из числа слушателей, имеющий практический опыт работы по избранной тематике и практику руководства коллективом.
- Максимальное количество участников игры не ограничено. Минимальное число обусловлено наличием обязательных ролей: докладчика (чаще всего лидер команды), оппонент, эксперт. Преподаватель, ведущий игру, может в ходе ее исполнять различные роли по своему усмотрению – докладчика, оппонента, эксперта или инициатора дискуссии.
- Докладчики, используют для выступления около 10 минут. Лидер, получивший за доклад наибольшее количество баллов, объявляется в конце игры «супер-лидером».
- Точную и объективную оценку докладам, деятельности лидеров и команд в целом (в баллах) дают эксперты.
- Регламент выступлений в дискуссии (5-7 мин.) должен строго выдерживаться.
- Участники игры «подбрасывают» докладчикам такие вопросы, которые непременно вызывают активный спор, острое обсуждение темы, дискуссию.
Программное обучение
Урок – организационная форма обучения
История вопроса
Типы уроков
Урок сообщения нового
Урок повторения и закрепления
Урок системати-зации, обобщения
Урок проверки и оценки зна-ний, умений и навыков
Комбиниро-ванный урок
Требования к уроку
Дидактические
Гигиенические
Психологические
Воспитательные
- реализация ведущих принципов обучения;
- четкость занятия;
- связь нового с предыдущим;
- умелый отбор методов, приемов, средств обучения;
- умелая организация занятия.
- профессиональ-ная направлен-ность;
- воспитание сознательности;
- формирование общечеловеческих ценностей;
- соблюдение педагогического такта;
- правильный отбор материала.
- развитие познавательной активности самос-тоятельности;
- развитие памяти, внимания, воображения, воли;
- развитие логического мышления.
- реализация требований принципа доступности;
- соответствие температурному режиму;
- соответствие нормам освещения;
- владение техникой безопасности и методами охраны труда.
Технология модульного обучения
Модульное обучение получило свое зарождение и развитие в наше время. Начальные основы этой технологии обучения были разработаны П.Юцавичене. Большой научный вклад внесли профессора Московского государственного педагогического университета, д.пед.н., член-корр. РАН Татьяна Ивановна Шамова и д.пед.н. Петр Иванович Третьяков. Разработанная ими технология модульного обучения получила широкомасштабное использование в школах России. В последние годы появился ряд оригинальных модификаций технологий модульного обучения профессора Монахова В.М. и технология Чошанова М.А.
Сущность модульного обучения, принципы разработки и использование учебных модулей
Сущность обучения состоит в том, что оно позволяет каждому ученику полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством модульного обучения при этом служат учебные модули. В его состав входит и целевая установка обучения, и банк информации, и методические рекомендации по достижению дидактических целей. С другой стороны, модуль представляет собой и программу обучения, которая может бать в процессе применения индивидуализирована по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также темпу обучения.
Четыре сущностных характеристики модульной технологии обучения по Т.И. Шамову
- Содержание обучения представляется в логически законных и самостоятельных информационных блоках в соответствии с поставленной дидактической целью. Эта цель предусматривает не только объем изучаемого материала, но и уровень его усвоения. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме, где найти необходимый материал и как его рационально использовать.
- Отказ от традиционной классно-урочной системы обучения существенно изменяет формы общения учителя и учеников. Общение осуществляется как через модули, так и путем индивидуального личного общения. Общение переводится на субъект-субъективную основу, а отношения учителя с учеником становятся сугубо паритетными.
- При модульном обучении ученик, в основном, работает самостоятельно. При этом он учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это позволяет ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.
- Наличие учебных модулей (распечатанных и выданных каждому ученику) позволяет учителю индивидуализировать работу с каждым учеником, целенаправленно, «мягко» и ненавязчиво управлять его учебно-познавательной деятельностью, а в случае необходимости – оказывать ему дозированную помощь.
Модульная программа учебной дисциплины
КДЦ
выходной
контроль
резюме
М1 М2 . . . М n
ИДЦ
выходной
контроль
резюме
УЭ1 УЭ2 . . . УЭ k
ЧДЦ
вопросы
для само-
контроля
задание задачи
Модульный подход (модульное образование, модульные технологии, учебный модуль) Модуль-это условная единица в строительстве или архитектуре, используемая для координации размеров частей сооружения и всего комплекса, для приведения в гармоническое соответствие размеров и частей
Модульный подход в контексте образовательной модели
Преимущество модульного подхода:
- Цели обучения четко определены;
- Саморегулируемая система обучения;
- Направленность на обучение навыками;
- Материал разбит на отдельные модули в строго определенной последовательности;
- Обучающий знает свой результат после каждой формы контроля;
- Всем дается кредит успеха, за ошибки не следует никакого наказания;
- Ответственность за результат обучения возлагается на самих обучающихся
Недостатки классического модульного подхода:
- Снижение успеваемости «быстрых студентов»;
- Пошаговая форма контроля.
Алгоритм построения модуля
- Выделение и анализ структуры учебного курса (отдельных модулей или подсистем информации).
- Построение структуры модулей (выделение подсистем или блоков информации и формирование их содержания).
- Разработка учебных элементов в соответствии с инвариантным составом и формой модуля.
Цели и задачи введения модульного подхода
Цель:
Создать систему межличностного психолого-педагогического взаимодействия студентов и преподавателей, основанную на естественной интеграции процесса обучения и учения, самостоятельной работы студентов в контексте программы учебных действий.
Задачи:
- Разработать системную модель презентации содержания учебной дисциплины с учетом целостности и автономности ее структурных единиц.
- Обеспечить осознанный характер усвоения информации студентами как на уровне цели, так и на уровне задач (поэтапного усвоения).
- Формировать психологию субъекта учебно-воспитательного процесса.
- Повысить качество знаний и профессиональной подготовки специалистов посредством максимального учета индивидуальных особенностей познавательных процессов, опираясь на сочетание целостных кумулятивных форм контроля и поэтапного контроля усвоения отдельных структурных единиц .
Уровни модульного подхода
Мезо
Макро
Микро
УМК
Как совокупность курса лекций, хрестоматии, учебной программы, тестовых заданий по конкретной учебной дисциплине
УМК
Как совокупность образовательного стандарта учебных планов, типовых (базовых) программ и т.д.
УМК
Как модульное представление отдельной темы
Основной модуль-
Это группа предметов, составляющих системообразующий фактор специальности (науки).
предметная область, которая дополняет основной модуль. Для педагогической психологии- это экспериментальная психология, методология исследования, информационные технологии
совокупность учебных дисциплин (профильных и непрофильных, факультативных и элективных), которые обеспечивают более узкую специализацию в рамках специальности
предметная область, обеспечивающая способность работать в команде, способность к умению и самообразованию
совокупность учебных курсов, которые способствуют развитию компетенций и формированию компетентности, необходимых для реализации теоретических положений в практической области