СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы обучения

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ РАССМОТРЕНЫ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«Принципы обучения»

Принципы обучения Принцип целенаправленности .  Целесообразность учебно-воспитательной работы возможна лишь тогда, когда цели общества или «социальный заказ» преобразованы в педагогические категории – цели и задачи обучения и воспитания, выражены языком содержания учебного материала, содержания воспитательной работы. Требования: 1) соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения главным задачам средних специальных учебных заведений; 2) соответствие содержания и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программам по специальности.  Принцип научности . Требования: 1) наличие у учащихся системы теоретических знаний; 2) достоверность фактов, явлений, закономерностей; 3) Научная аргументация практических выводов, действий.  Принцип связи обучения с жизнью.  Требования: 1) профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса; 2) получение ответа на вопрос: «Где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни, и на производстве».

Принципы обучения

  • Принцип целенаправленности .

Целесообразность учебно-воспитательной работы возможна лишь тогда, когда цели общества или «социальный заказ» преобразованы в педагогические категории – цели и задачи обучения и воспитания, выражены языком содержания учебного материала, содержания воспитательной работы. Требования: 1) соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения главным задачам средних специальных учебных заведений; 2) соответствие содержания и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программам по специальности.

  • Принцип научности .

Требования: 1) наличие у учащихся системы теоретических знаний; 2) достоверность фактов, явлений, закономерностей; 3) Научная аргументация практических выводов, действий.

  • Принцип связи обучения с жизнью.

Требования: 1) профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса; 2) получение ответа на вопрос: «Где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни, и на производстве».

Принципы обучения  Принцип систематичности и последовательности. Требования: 1)строгое, логическое расположение учебного материала как в учебной программе, так и в методах передачи знаний учащихся; 2) последовательное овладение учащимися знаниями, умениями, навыками и одновременное их применение на практике. Принцип сознательности и активности. Требования: 1) учет «двусторонности» характера учебного процесса; 2) необходимость вызвать у учащихся желание работать самостоятельно, творчески; 3) эффективное включение в учебный процесс активных методов, форм обучения; 4) включение учащихся в процесс самостоятельного добывания знаний; 5) развитие у учащихся научного мышления и профессионального творческого подхода к приобретению знаний, умению самостоятельно и свободно пользоваться ими для решения конкретных производственных задач.

Принципы обучения

  • Принцип систематичности и последовательности.

Требования: 1)строгое, логическое расположение учебного материала как в учебной программе, так и в методах передачи знаний учащихся; 2) последовательное овладение учащимися знаниями, умениями, навыками и одновременное их применение на практике.

  • Принцип сознательности и активности.

Требования: 1) учет «двусторонности» характера учебного процесса; 2) необходимость вызвать у учащихся желание работать самостоятельно, творчески; 3) эффективное включение в учебный процесс активных методов, форм обучения; 4) включение учащихся в процесс самостоятельного добывания знаний; 5) развитие у учащихся научного мышления и профессионального творческого подхода к приобретению знаний, умению самостоятельно и свободно пользоваться ими для решения конкретных производственных задач.

Принципы обучения Принцип наглядности обучения.  Требования: 1) четкое определение дидактической цели использования наглядности; 2) порядок и методика показа; 3) выбор целесообразного количества наглядности; 4) последовательность демонстрации; 5) сочетание отдельных видов наглядности; 6) включение учащихся в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов; 7) соблюдение требований культуры показа; 8) психологические требования к оформлению наглядности; 9) наличие вывода преподавателя. Принцип доступности. Требования: 1) учет образовательного уровня учащихся; 2) учет познавательных возможностей учащихся; 3) учет профессиональной подготовки характера и опыта учащихся; 4) учет возрастных особенностей учащихся; 5) учет потребностей и интересов учащихся. Принцип интегративного подхода. Требования: 1) одновременное использование различных форм и методов обучения преподавания родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных проблем.

Принципы обучения

  • Принцип наглядности обучения.

Требования: 1) четкое определение дидактической цели использования наглядности; 2) порядок и методика показа; 3) выбор целесообразного количества наглядности; 4) последовательность демонстрации; 5) сочетание отдельных видов наглядности; 6) включение учащихся в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов; 7) соблюдение требований культуры показа; 8) психологические требования к оформлению наглядности; 9) наличие вывода преподавателя.

  • Принцип доступности.

Требования: 1) учет образовательного уровня учащихся; 2) учет познавательных возможностей учащихся; 3) учет профессиональной подготовки характера и опыта учащихся; 4) учет возрастных особенностей учащихся; 5) учет потребностей и интересов учащихся.

  • Принцип интегративного подхода.

Требования: 1) одновременное использование различных форм и методов обучения преподавания родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных проблем.

Принципы обучения Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Принцип прочности.

Принципы обучения

  • Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
  • Принцип прочности.
Цель воспитания и обучения - формирование общечеловеческих ценностей. Содержание обучения определяется документацией: учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами. Прием обучения – элемент, составная часть метода. Средство обучения – это все те средства, с помощью которых обучающий учит, а обучаемые учатся (слово, книга, схемы, модели, доска, мел, средства производства, технические средства и т.д.) Способы деятельности преподавателей и учащихся различны. Отсюда и различные методы обучения. Существует большое разнообразие классификации и методов.
  • Цель воспитания и обучения - формирование общечеловеческих ценностей.
  • Содержание обучения определяется документацией: учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами.
  • Прием обучения – элемент, составная часть метода.
  • Средство обучения – это все те средства, с помощью которых обучающий учит, а обучаемые учатся (слово, книга, схемы, модели, доска, мел, средства производства, технические средства и т.д.)
  • Способы деятельности преподавателей и учащихся различны. Отсюда и различные методы обучения. Существует большое разнообразие классификации и методов.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Принципы классификации методов обучения По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся Логический подход По источнику получения знаний По степени активности познавательной деятельности учащихся -  лекция - беседа - рассказ - инструктаж - демонстрация - упражнения - решение задач - работа с книгой -индуктивный  - дедуктивный  - аналитический  - синтетический - словесные  - наглядные  - практические -объяснительно-иллюстративный - проблемный - частично-поисковый - исследовательс-кий

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Принципы классификации методов обучения

По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся

Логический подход

По источнику получения знаний

По степени активности познавательной деятельности учащихся

- лекция

- беседа

- рассказ

- инструктаж

- демонстрация

- упражнения

- решение задач

- работа с книгой

-индуктивный

- дедуктивный

- аналитический

- синтетический

- словесные

- наглядные

- практические

-объяснительно-иллюстративный

- проблемный

- частично-поисковый

- исследовательс-кий

Проблемное обучение

  • Проблемное обучение – это способ активного взаимодействия преподавателя учащихся, в процессе которого путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления.
  • Средством управления мышлением учащихся выступают проблемные и информационные вопросы.
  • Виды проблемного обучения – проблемные вопросы, ситуации, задачи, игры.
  • Практическая значимость проблемного обучения, что оно успешно реализуется с учащимися возрастных групп, с разными познавательными возможностями, по всем предметам и на всех этапах обучения.
  • Конкретная методика реализации определяется спецификой предмета, конкретной педагогической ситуации.
  • Дидактические игры – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
  • Дидактические игры выступают разнообразностью проблемного обучения.
  • Предмет игры – сама человеческая деятельность. Основным типом является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
  • Игру, организованную в целях обучения, называют учебной игрой.

Основные правила деловой игры:

  • Игра проводится, как минимум, в течение четырех часов. Для проведения обычно формируются две команды, в каждой из которых должно быть минимально три обязательные роли. Темы игры выбирается в зависимости от содержания изучаемого курса и от практической заинтересованности ее участников. Органы управления игрой – консультативный совет и рабочая группа. В консультационный совет входят преподаватель и специалист по конкретной теме. Рабочая группа формируется из 2-3 студентов. Консультативный совет и рабочая группа формируют команды, распределяют роли, выделяют лидера в каждой команде. Лидер выбирается из числа слушателей, имеющий практический опыт работы по избранной тематике и практику руководства коллективом. Максимальное количество участников игры не ограничено. Минимальное число обусловлено наличием обязательных ролей: докладчика (чаще всего лидер команды), оппонент, эксперт. Преподаватель, ведущий игру, может в ходе ее исполнять различные роли по своему усмотрению – докладчика, оппонента, эксперта или инициатора дискуссии. Докладчики, используют для выступления около 10 минут. Лидер, получивший за доклад наибольшее количество баллов, объявляется в конце игры «супер-лидером». Точную и объективную оценку докладам, деятельности лидеров и команд в целом (в баллах) дают эксперты. Регламент выступлений в дискуссии (5-7 мин.) должен строго выдерживаться. Участники игры «подбрасывают» докладчикам такие вопросы, которые непременно вызывают активный спор, острое обсуждение темы, дискуссию.
  • Игра проводится, как минимум, в течение четырех часов. Для проведения обычно формируются две команды, в каждой из которых должно быть минимально три обязательные роли.
  • Темы игры выбирается в зависимости от содержания изучаемого курса и от практической заинтересованности ее участников.
  • Органы управления игрой – консультативный совет и рабочая группа. В консультационный совет входят преподаватель и специалист по конкретной теме. Рабочая группа формируется из 2-3 студентов. Консультативный совет и рабочая группа формируют команды, распределяют роли, выделяют лидера в каждой команде. Лидер выбирается из числа слушателей, имеющий практический опыт работы по избранной тематике и практику руководства коллективом.
  • Максимальное количество участников игры не ограничено. Минимальное число обусловлено наличием обязательных ролей: докладчика (чаще всего лидер команды), оппонент, эксперт. Преподаватель, ведущий игру, может в ходе ее исполнять различные роли по своему усмотрению – докладчика, оппонента, эксперта или инициатора дискуссии.
  • Докладчики, используют для выступления около 10 минут. Лидер, получивший за доклад наибольшее количество баллов, объявляется в конце игры «супер-лидером».
  • Точную и объективную оценку докладам, деятельности лидеров и команд в целом (в баллах) дают эксперты.
  • Регламент выступлений в дискуссии (5-7 мин.) должен строго выдерживаться.
  • Участники игры «подбрасывают» докладчикам такие вопросы, которые непременно вызывают активный спор, острое обсуждение темы, дискуссию.
Программное обучение Урок – организационная форма обучения История вопроса Типы уроков Урок сообщения нового Урок повторения и закрепления Урок системати-зации, обобщения Урок проверки и оценки зна-ний, умений и навыков Комбиниро-ванный урок

Программное обучение

Урок – организационная форма обучения

История вопроса

Типы уроков

Урок сообщения нового

Урок повторения и закрепления

Урок системати-зации, обобщения

Урок проверки и оценки зна-ний, умений и навыков

Комбиниро-ванный урок

Требования к уроку Дидактические Гигиенические Психологические Воспитательные - реализация ведущих принципов обучения; - четкость занятия; - связь нового с предыдущим; - умелый отбор методов, приемов, средств обучения; - умелая организация занятия. - профессиональ-ная направлен-ность; - воспитание сознательности;  - формирование общечеловеческих ценностей; - соблюдение педагогического такта; - правильный отбор материала. - развитие познавательной активности самос-тоятельности; - развитие памяти, внимания, воображения, воли;  - развитие логического мышления. - реализация требований принципа доступности; - соответствие температурному режиму;  - соответствие нормам освещения; - владение техникой безопасности и методами охраны труда.

Требования к уроку

Дидактические

Гигиенические

Психологические

Воспитательные

- реализация ведущих принципов обучения;

- четкость занятия;

- связь нового с предыдущим;

- умелый отбор методов, приемов, средств обучения;

- умелая организация занятия.

- профессиональ-ная направлен-ность;

- воспитание сознательности;

- формирование общечеловеческих ценностей;

- соблюдение педагогического такта;

- правильный отбор материала.

- развитие познавательной активности самос-тоятельности;

- развитие памяти, внимания, воображения, воли;

- развитие логического мышления.

- реализация требований принципа доступности;

- соответствие температурному режиму;

- соответствие нормам освещения;

- владение техникой безопасности и методами охраны труда.

Технология модульного обучения

Модульное обучение получило свое зарождение и развитие в наше время. Начальные основы этой технологии обучения были разработаны П.Юцавичене. Большой научный вклад внесли профессора Московского государственного педагогического университета, д.пед.н., член-корр. РАН Татьяна Ивановна Шамова и д.пед.н. Петр Иванович Третьяков. Разработанная ими технология модульного обучения получила широкомасштабное использование в школах России. В последние годы появился ряд оригинальных модификаций технологий модульного обучения профессора Монахова В.М. и технология Чошанова М.А.

Сущность модульного обучения, принципы разработки и использование учебных модулей

Сущность обучения состоит в том, что оно позволяет каждому ученику полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством модульного обучения при этом служат учебные модули. В его состав входит и целевая установка обучения, и банк информации, и методические рекомендации по достижению дидактических целей. С другой стороны, модуль представляет собой и программу обучения, которая может бать в процессе применения индивидуализирована по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также темпу обучения.

Четыре сущностных характеристики модульной технологии обучения по Т.И. Шамову

  • Содержание обучения представляется в логически законных и самостоятельных информационных блоках в соответствии с поставленной дидактической целью. Эта цель предусматривает не только объем изучаемого материала, но и уровень его усвоения. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме, где найти необходимый материал и как его рационально использовать.
  • Отказ от традиционной классно-урочной системы обучения существенно изменяет формы общения учителя и учеников. Общение осуществляется как через модули, так и путем индивидуального личного общения. Общение переводится на субъект-субъективную основу, а отношения учителя с учеником становятся сугубо паритетными.
  • При модульном обучении ученик, в основном, работает самостоятельно. При этом он учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это позволяет ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.
  • Наличие учебных модулей (распечатанных и выданных каждому ученику) позволяет учителю индивидуализировать работу с каждым учеником, целенаправленно, «мягко» и ненавязчиво управлять его учебно-познавательной деятельностью, а в случае необходимости – оказывать ему дозированную помощь.
Модульная программа учебной дисциплины КДЦ выходной контроль  резюме М1  М2 . . .  М n ИДЦ выходной контроль  резюме УЭ1  УЭ2 . . . УЭ k ЧДЦ вопросы  для само- контроля задание задачи

Модульная программа учебной дисциплины

КДЦ

выходной

контроль

резюме

М1 М2 . . . М n

ИДЦ

выходной

контроль

резюме

УЭ1 УЭ2 . . . УЭ k

ЧДЦ

вопросы

для само-

контроля

задание задачи

Модульный подход   (модульное образование, модульные технологии, учебный модуль)   Модуль-это условная единица в строительстве или архитектуре, используемая для координации размеров частей сооружения и всего комплекса, для приведения в гармоническое соответствие размеров и частей

Модульный подход (модульное образование, модульные технологии, учебный модуль) Модуль-это условная единица в строительстве или архитектуре, используемая для координации размеров частей сооружения и всего комплекса, для приведения в гармоническое соответствие размеров и частей

Модульный подход в контексте образовательной модели Преимущество модульного подхода: Цели обучения четко определены; Саморегулируемая система обучения; Направленность на обучение навыками; Материал разбит на отдельные модули в строго определенной последовательности; Обучающий знает свой результат после каждой формы контроля; Всем дается кредит успеха, за ошибки не следует никакого наказания; Ответственность за результат обучения возлагается на самих обучающихся

Модульный подход в контексте образовательной модели

Преимущество модульного подхода:

  • Цели обучения четко определены;
  • Саморегулируемая система обучения;
  • Направленность на обучение навыками;
  • Материал разбит на отдельные модули в строго определенной последовательности;
  • Обучающий знает свой результат после каждой формы контроля;
  • Всем дается кредит успеха, за ошибки не следует никакого наказания;
  • Ответственность за результат обучения возлагается на самих обучающихся
Недостатки классического модульного подхода:  Снижение успеваемости «быстрых студентов»; Пошаговая форма контроля.

Недостатки классического модульного подхода:

  • Снижение успеваемости «быстрых студентов»;
  • Пошаговая форма контроля.
Алгоритм построения модуля  Выделение и анализ структуры учебного курса (отдельных модулей или подсистем информации). Построение структуры модулей (выделение подсистем или блоков информации и формирование их содержания). Разработка учебных элементов в соответствии с инвариантным составом и формой модуля.

Алгоритм построения модуля

  • Выделение и анализ структуры учебного курса (отдельных модулей или подсистем информации).
  • Построение структуры модулей (выделение подсистем или блоков информации и формирование их содержания).
  • Разработка учебных элементов в соответствии с инвариантным составом и формой модуля.
Цели и задачи введения модульного подхода Цель: Создать систему межличностного психолого-педагогического взаимодействия студентов и преподавателей, основанную на естественной интеграции процесса обучения и учения, самостоятельной работы студентов в контексте программы учебных действий.

Цели и задачи введения модульного подхода

Цель:

Создать систему межличностного психолого-педагогического взаимодействия студентов и преподавателей, основанную на естественной интеграции процесса обучения и учения, самостоятельной работы студентов в контексте программы учебных действий.

Задачи: Разработать системную модель презентации содержания учебной дисциплины с учетом целостности и автономности ее структурных единиц. Обеспечить осознанный характер усвоения информации студентами как на уровне цели, так и на уровне задач (поэтапного усвоения). Формировать психологию субъекта учебно-воспитательного процесса. Повысить качество знаний и профессиональной подготовки специалистов посредством максимального учета индивидуальных особенностей познавательных процессов, опираясь на сочетание целостных кумулятивных форм контроля и поэтапного контроля усвоения отдельных структурных единиц .

Задачи:

  • Разработать системную модель презентации содержания учебной дисциплины с учетом целостности и автономности ее структурных единиц.
  • Обеспечить осознанный характер усвоения информации студентами как на уровне цели, так и на уровне задач (поэтапного усвоения).
  • Формировать психологию субъекта учебно-воспитательного процесса.
  • Повысить качество знаний и профессиональной подготовки специалистов посредством максимального учета индивидуальных особенностей познавательных процессов, опираясь на сочетание целостных кумулятивных форм контроля и поэтапного контроля усвоения отдельных структурных единиц .
Уровни модульного подхода Мезо Макро Микро УМК Как совокупность курса лекций, хрестоматии, учебной программы, тестовых заданий по конкретной учебной дисциплине  УМК Как совокупность образовательного стандарта учебных планов, типовых (базовых) программ и т.д.  УМК Как модульное представление отдельной темы

Уровни модульного подхода

Мезо

Макро

Микро

УМК

Как совокупность курса лекций, хрестоматии, учебной программы, тестовых заданий по конкретной учебной дисциплине

УМК

Как совокупность образовательного стандарта учебных планов, типовых (базовых) программ и т.д.

УМК

Как модульное представление отдельной темы

Основной модуль-  Это группа предметов, составляющих системообразующий фактор специальности (науки).

Основной модуль-

Это группа предметов, составляющих системообразующий фактор специальности (науки).

 предметная область, которая дополняет основной модуль. Для педагогической психологии- это экспериментальная психология, методология исследования, информационные технологии

предметная область, которая дополняет основной модуль. Для педагогической психологии- это экспериментальная психология, методология исследования, информационные технологии

 совокупность учебных дисциплин (профильных и непрофильных, факультативных и элективных), которые обеспечивают более узкую специализацию в рамках специальности

совокупность учебных дисциплин (профильных и непрофильных, факультативных и элективных), которые обеспечивают более узкую специализацию в рамках специальности

 предметная область, обеспечивающая способность работать в команде, способность к умению и самообразованию

предметная область, обеспечивающая способность работать в команде, способность к умению и самообразованию

 совокупность учебных курсов, которые способствуют развитию компетенций и формированию компетентности, необходимых для реализации теоретических положений в практической области

совокупность учебных курсов, которые способствуют развитию компетенций и формированию компетентности, необходимых для реализации теоретических положений в практической области