СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы обучения, основанного на синтезе искусств Методика Л.Н. Шаймухаметовой

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Людмила Николаевна Шаймухаметова -  ведущий профессор кафедры теории музыки. Автор оригинальной, признанной в России и за рубежом концепции семантического анализа музыкального текста. На ее счету свыше 120 опубликованных научных работ. С 2001 года успешно функционирует созданная Шаймухаметовой Лаборатория музыкальной семантики.

Просмотр содержимого документа
«Принципы обучения, основанного на синтезе искусств Методика Л.Н. Шаймухаметовой»

Принципы обучения, основанного на синтезе искусств

Методика Л.Н. Шаймухаметовой


Синтез искусств - это результат взаимодействия противоположных начал, которые, вступая в конфликт между собой, преодолевают его, сочетаются в новую художественно-синтетическую реальность. Всеобщей закономерностью синтеза искусств является противоречие, конфликт, преодоление.

Синтез искусств осуществляется под эгидой одного вида искусства и опирается на свойственную ему образность.


Методические принципы музыкального обучения, основой которого является синтез искусств:

  1. Принцип импровизационности. Развивает свободу творческих проявлений. Данный принцип является системообразующим.

  2. Принцип деятельности. На уроке ученик находится в постоянном поиске открытия новых знаний.

  3. Принцип вариативности. Педагог свободен в выборе музыкального и иллюстративного материала.

  4. Принцип креативности. Педагог должен постоянно стимулировать и поощрять творческую активность детей, создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Важную роль играет театрализованная деятельность, этюды импровизации.

  5. Принцип гуманности. Любовь к жизни. Любовь к искусству. Любовь к ребенку.

Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ.


Людмила Николаевна Шаймухаметова - ведущий профессор кафедры теории музыки. Автор оригинальной, признанной в России и за рубежом концепции семантического анализа музыкального текста. На ее счету свыше 120 опубликованных научных работ. С 2001 года успешно функционирует созданная Шаймухаметовой Лаборатория музыкальной семантики.


«От устной речи — к письменной», «от ансамблевого музицирования — к сольному» - таковы принципы обучения, принятые в концепции практической семантики, как путь естественного развития творческого мышления. Они относятся к разряду интенсивных технологий, поскольку наиболее органично и кратчайшие сроки развивают навыки взаимодействия с музыкальным текстом.


«Музыкальный букварь в играх, картинках, загадках» разъясняет методику разработки интонационного этюда, основанного на ролевых играх, в которых совмещаются сольное, ансамблевое исполнительство и присутствуют межпредметные связи. Творческая деятельность ребенка организуется с учетом дошкольного опыта синестезии в восприятии речевой и художественной информации, стихе, движении, рисунке.


«Музыкальный букварь» представляет собой первую ступень в изучении музыкального языка и речи. Наряду с другими пособиями - «Музыкальная риторика», «Веселое сольфеджио», «Артикуляция» - введет ребенка в развивающую систему инновационного обучения. Дети смогут почувствовать себя и музыкантами-исполнителями, и грамотными слушателями и даже композиторами.


Новая форма проблемного обучения — интонационый этюд, поможет раскрыть ученику секреты удивительных превращений звука. Ролевые игры научат превращаться при помощи звука, тона и интонации в сказочных героев, рисовать картины природы, создавать разные настроения в музыкальной пьесе.


В практике академического музыкального образования на протяжении многих десятилетий используются известные термины и понятия, сформированные на основе концепции выразительных средств музыки: интервал, аккорд, лад, тональность, ритм, мелодия, фактура.


Однако эти категории не раскрывали, и не могут раскрыть закономерности смысловой организации произведения, поскольку представляют формальный уровень музыкального языка. Их изучение привело к узкограмматической ориентации в обучении.


Словарь терминов практической семантики:


Семантическая фигура интонационный оборот с закрепленным значением. Узнается в любых текстах, благодаря связи с первоисточником: фанфара, интонация жалобы и т. д. Различают прямые значения — сформированные в социальной среде и переносные значения — художественные

Интонационная лексикасовокупность семантических фигур, составляющих интонационный словарь эпохи, стиля, школы или конкретного композитора

Ключевые интонации произведения (мелодии) — главные. Наиболее часто встречающиеся в тексте интонационные обороты с закрепленным значением.

Герой — смысловая фигура музыкального текста, обеспеыивающая узнаваемость образа как символа.

Персонаж герой, с конкретными чертами характера, которые выявляются в сюжетных ситуациях при условии смены событий и взаимодействии с другими персонажами.

Диалог — смысловая структура, обеспечивающая в музыкальном тексте присутствие образов героев(персонажей). Находящихся в ситуации реыевого вообщения или сюжетного действия.

Реплика смысловая единица диалога, граница высказывания героя или персонажа

Сюжет развертывание событий в процессе действия и взаимоотношений героев (персонажей).


Тема 1. «Где живут и прячутся звуки»


  • Формирование представления о многообразии звуков в живой природе, их волшебные превращения в рисунки, муз. произведения, стихи. Образы волшебников:художник, композитор, поэт, раскрывают секреты творчества. Звуки природы можно превратить в звучащие картины не только с помощью красок и рисунков

  • Представление об образе, настроении (изобразительном и выразительном в музыке) прорабатываются в двух формах:

  1. Активное слушание и анализ пьесы с использованием «Звукового лото»

  2. Интонационный этюд, в котором организуется ролевая игра и происходит развертывание пьес в смысловую партитуру. Если перевести пьесу в плоскость ролевых игр и исполнить ее в форме интонационного этюда, то скрытые в нотном тексте смысловые структуры станут явными.


Любому интонационному этюду свойственно коллективное (ансамблевое) творчество. Оно имеет преимущества в раскрытии содержания фортепианной пьесы, позволяет включить в исполнение множество участников не знающих нотной грамоты.

Интонационные этюды «Баю-баю», «Клоуны-акробаты»


Тема 2. «Звук-тон и звук интонация»

Тон — как возможность передачи настроения — тон произношения. Сысловое применение тона. Представление о тоне должно формироваться на основе внемузыкального опыта речевого интонирования и сравнения с понятием звука, который в этот тон превращается. В речи всегда имеет значение, каким тоном произносится высказывание. Разные звуки — это всегда разные тоны. Которые кем-то и как-то произносятся.


Игры: «Разный ветер» - изображение ветра в разных сюжетных вариациях. «Эхо» - произнесение звука «У» разной артикуляцией. «Шуршащие, звенящие...» - инсценировка — подражание звукам природы; «В лесу» - звуковая и пластическая импровизация (без декламации) с использованием голосовых фонических эффектов и разнообразных видов движений в ролевых играх.


Перевод тона в интонации. Игры: «отгадай свое имя» - озвучить имя на ф-но и отгадать.


Тема 3. «Звук и слово»

Перевод слова и движения в музыкальный образ. Связь музыки с движением и словом. Игры: «Ежик и барабан» - замена слогов стиха музыкальными и двигательными эквивалентами (удары барабана, движении в ритме марша)


Тема 4. «Веселое сольфеджио»

Диалог - смысловая структура. Тесно связан с внемузыкальным — речевым и пластическим опытом детей. Участники театральных диалогов — герои и персонажи - действуют в сюжетных ситуациях. Сюжет организует условия произнесения реплик диалога; ключевые интонации произносятся разным тоном и разной интонацией.


Переинтонирование в сюжетных вариантах дает возможность воплощать противоположный смысл.

Основа — импровизация как форма музыкальной речи, основанная на переинтонировании. Конструктивную основу импровизации составляет диалог.


Структуру диалога — реплики. Смысловую основу диалога обеспечивает интонационная лексикаю

Важно научиться видеть в тексте смысловые границы диалогов, различать реплики героев, которые могут располагаться в нотном тексте по-разному: вертикально (одновременно) и горизонтально (по очереди)


Интонационный этюд «Прогоним курицу» - ролевая игра, с рспределением реплик между героями: хором детей (мелодия со словами) и черной курочкой ( солист поет непрерывно в виде остинато слоги «ко-ко-ко» на тоническом звуке) — вертикальный диалог. Деление реплик по 2 такта между разными группами хора образует горизонтальный диалог, с помощью которого можно подчеркнуть жанровую основу песни-дразнилки.


Смысловые партитуры — это интонационные этюды с одновременным участием множества героев или персонажей («клоуны-акробаты»)




Тема 4. «Звуковые краски музыки»


Тембр, регистры. Динамика, темп - как приемы преобразованиятекста

Формирование навыка артикуляции


«Звуковые краски музыки» (творческие задания к уроку):

  • «задачи на выбор» - игра-загадка «выбери инструмент»

  • «загадки-путаницы» - «Забавные приключения учеников Лесной школы на гастролях

  • «задачи по композиции» - вариантное интонирование тона. «Мерцающие звезды», «Найди нужную клавишу», «Попробуй продлить звучание тона»

  • «переинтонирование мелодии» - «Незнайка готовится к концерту». «Фея-аранжировка подсказывает»

  • «интонационные этюды» - «Театральные диалоги», «Динамические диалоги», музыкальный диалог «Цветное эхо»


Тембр и музыкальные инструменты

Изучение «азбуки тембров» требует упорядочивания впечатлений и освоения их как специальной информации. Важно включить информацию в систему освоения языка и формирования семантических представлений. Первичные сведения о тембрах и музыкальных инструментах ученик должен получить в условиях решения элементарных задач, где активная роль принадлежит фортепиано. Ф-но синтезирует множество тембров и способен создавать эффекты их имитации.


Клавиши, регистры, звукоряды

Информация о расположении белых и черных клавиш дается с понятиями звукоряда и октавы в активной форме путем использования занимательных игр: «Играем-считаем белые клавиши и строим звукоряды», игры-диалоги - «Черепаха», «Две черепахи»

Работа со звукорядами черных клавиш создает образные представления о связи пентатоники с восточным колоритом.

Игра-импровизация «Караван, идущий в пустыне»

Представление о хроматическом звукоряде формируется на основе эксперимента. Сочетая звуки белых и черных клавиш, дети изображают на фортепиано извивающуюся змейку.


Учимся решать художественные задачи

Задания трех типов:

  1. задачи по композиции - «Мерцающие звезды»

  2. театральные диалоги - «Зеленые звери»

  3. задачи на выбор - «Где высоко, а где низко»


Задачи по композиции — своего рода эксперименты, которые активизируют наблюдения над звуком путем его преобразования на сюжетной основе. В заданиях используются:

  • регистровые преобразования;

  • ритмические преобразования;

  • динамические оттенки


Динамические превращения звука

Ученики должны понять и ощутить художественные возможности динамики не только как исполнители, но и как композиторы. Представление формируют игры, загадки, картинки, художественные задачи по воплощению пространства в музыкальной композиции.

Речевая игра «Крик и шепот» - выразительность возможностей динамики через противоположности;

Игра-загадка «Цветное эхо» - представить музыкальную динамику как набор оттенков звука можно через аналогии с усилением и ослаблением цветовых оттенков.

Полезно проводить «динамические» диктанты — записать в тетрадь значками динамический план произведения.



Волшебные превращения звуков

Изучение простейших приемов преобразования:

  • жанровая переинтонирование (марш, песня, танец)

  • исполнение мелодий хором с сопровождением ключевыми ритмами в разных тембрах (барабан, треугольник, имитация ударов барабана на ф-но, звенящие, гремящие, стучащие предметы, хлопки, удары по столу, притопы)

  • исполнение мелодий в разной артикуляции (легато, стаккато) и на разные слоги


Звук и темп, или кто как двигается

Две игры «Про кота», и «темы и настроение» - основаны на слушании музыкальных фрагментов, исполняемых учителем.

«Про кота». Использован материал пьесы Л.Любарского, интонационный этюд в противоположных темпах. Следует обратить внимание на связь изображенных в музыке движений героя с изменением темпа: «ползущие» движения крадущегося в темноте Кота с изменением темпа превращаются в суетливо-испуганные. На примере пьес «Ослик», Н. Даутова и «Ежик» Д.Кабалевского — дети должны пронаблюдать связь темпа с настроением и образами героев. Обе пьесы можно превратить в интонационные этюды и исполнить их в разных вариантах.

Закрепляется представление о влиянии темпа на изменение содержания музыки.

Игра «Каждый раз по-разному». Венгерская народная песня введена в условия воображаемой ситуации: «Что может случиться, если...». Предлагается набор приемов переинтонирования мелодий:

  1. смена темпа

  2. исполнение мелодии с сопровождением интервала квинты

  3. исполнение с сопровождением ударными и шумовыми инструментами

  4. исполнение мелодии со словами на предложенные стихи.


Заключительный вариант — создан волшебником Бартоком.


Переинтонируя мелодию, дети активно наблюдают за изменением ее смысла, изучают способы преобразования музыкального материала и участвуют в проблемной ситуации «А если бы я был композитором...»


Игры «Поезда стучат колесами», «Веселые звери едут в поезде» - изучение композиционного приема с «ускорением и замедлением». В игре «Поезд» дети изображают движения, ускоряя и замедляя движение поезда, с командами «Ускорение» или «Замедление».


В игре «Веселые звери» задание строится на основе мелодии с последующим включением аккомпанемента. Интонационный этюд исполняется в сюжете с ролевыми играми. Перед началом спектакля следует распределить роли. Звери — пассажиры: попугай, котенок, лиса с белкой и бегемот выстраиваются в указанном порядке. Звери-пассажиры исполняют мелоди в соответствующих регистрах, после чего кассир Сорока меняет пассажиров местами. С появлением машиниста к мелодии добавляется аккомпанемент, известный по предыдущему заданию «Стук колес». Машинист исполняет вступление и заключение, применяя прием замедления и ускорения.


Выводы:

  1. экспериментировали со звуком, научились преобразовывать звук в тон и интонацию

  2. наблюдали за свойствами звука:: тембр, динамика, темп и артикуляция

  3. научились работать с ключевыми интонациями мелодии, исполняя их в ролевых играх в форме интонационных этюдов.

Тема 6. Звучащее время

Глубокое изучение связи звука со временем не только акустическом (долго, кратко, равномерно) и грамматическом (ритм, размер) уровне, но и на уровне музыкального содержания. Формируются следующие представления о звуке:

  1. пространственно-акустические

  2. грамматические

  3. семантические


К первым относятся акустические параметры звука - его свойства быть долгим и кратким, а также равномерно пульсирующим. Ко вторым — грамматическая их организация (группировки, нотные обозначения ритма, метра и размера).

К третьим — представление о целом и части, большим и меньшим, последовательности и одновременности, а также предметности и символики звучащего времени.


Формирование представлений о длительности звука основывается на предметно-визуальном опыте учащегося и опыте восприятия ими через предметы-символы (часы, звуки природы).Помимо задания по выполнению графической записи долгих и кратких звуков, можно применять акустические диктанты на перевод услышанного в графическую форму. Запись в тетради ведется без обозначения размеров и штилей — вне метрической организации. Перевод внимания с акустического уровня свойства звука (долгие-краткие) на грамматику нотного текста (метрическая организация, группировка длительностей) желательно проводить в художественной метафорической форме: «Время прячется в звуки». Время — это разные часы: башенные с боем, большие настенные с маятником, будильник и маленькие ручные часики. Все часы издают равномерные звуки, однако все они звучат по-разному. Звуковые обозначения разных часов в виде изученных слогов (бом-бом, бим-бом, тик-так, тики-таки) помогают создать образные эквиваленты и разделить музыкальное время на смысловые ритмические единицы. Так возникает представление о равномерной пульсации и делении времени на составные части.

Понятия и представления формируются в игровой деятельности.

Интонационный этюд на основе пьесы Х.Заимова «Часы» с ритмическим остинатным сопровождением разных звучащих часов. Красивую тембровую окраску внесет треугольник.


Часы, как символ могут служить моделью и для формирования представлений о делении музыкальных длительностей. Метр предстает в этом случае в образной форме как «часовой механизм», ведущий отчет времени.

Существенным становится формирование понятия о целом и части:целое — это час, половинка часа, четверть часа.


В игре «В часовой мастерской» для озвучивания разных часов применяются задачи на выбор. Предлагается:

  1. найти музыкальные инструменты эквивалентные звукам разных часов, а также соответствующие им звуковые слоги

  2. показать ритм часов в пластике и жесте.


Последний прием помогает сформировать представление о метре не только на уровне образа, но и на уровне ощущений. В игры включаются ритмические карточки из «разрезной азбуки»

Знакомство с паузой — запись расположена так, чтобы пауза выглядела «тенью звучащей ноты»

Представление о звуковой последовательности и одновременности, уже заложенные в ритмических партитурах предыдущих заданий , осваиваются в игре «ТЫ секунда, я минута», где обыгрываются два противоположных сюжета: «Стрелки звучат по очереди», «стрелки звучат вместе». Помимо этого учащийся знакомится с графической моделью записи восьмых и шестнадцатых, последовательно(горизонтальная запись) и одновременно (вертикальная запись)

Полученные представления закрепляются в играх «Как стучат дятлы», «Найдите дятлов»


Тема 7. Нотное чтение и письмо


К правилам записи, изучаемым в теме относятся:

  1. Правила размещения нот на нотоносце

  2. Правила записи регистров

  3. Ключи

  4. Знаки повышения и понижения тона


Секреты нотного стана. Понятие ключей лучше давать в сравнении:

  • двух одинаково расположенных на нотной строке звуков разных регистров, нотных знаков

  • двух одинаково расположенных на нотном стане звукорядов

  • двух одинаково расположенных на нотном стане мелодий


Тема 8. «Школа творчества профессора Жирафа»

Музыкальное творчество четко разделяется: творчество композитора, творчество исполнителя, творчество слушателя. Композиторский тип воздействия с текстом — подразумевает обучение элементарны приемам композиции и аранжировки через формирование навыков преобразования готового, заданного текста. Исполнительский тип взаимодействия — предполагает вариантную расшифровку содержания музыкального произведения (мелодии)

Приемы композиции, применяемые на начальном этапе обучения:

  1. Регистровка

  2. дублировка

  3. Инверсия мотивов (или других синтаксических единиц текста), включая зеркальные репризы (вертикальные и горизонтальные перестановки сегментов текста)

  4. Ладовые трансформации

Фортепианная пьеса «Веселые гуси» - исполнить в разных сюжетных вариантах, меняя горизонтальное и вертикальное расположение смысловых структур мелодии на нотных строчках: «Гуси шагают друг за другом» (регистровка0, «Гуси шагают вместе» (дублировка)




Осваивая множество важных секретов творчества, ученики познакомились со смысловой организацией текста и конкретными приемами его преобразования:

  • музыкально-риторическими

  • композиторскими

  • исполнительскими






Музыкально-риторические приемы знакомят учеников с существованием смысловых структур текста, к которым относятся: интонационная лексика (ключевые интонации), диалоги. С их помощью осваиваются навыки устной музыкальной речи.

Композиторские приемы знакомят с приемами преобразования текста. Среди них: регистровка. Дублировка. Инверсия, ладовое переинтонирование, преобразование горизонтали в вертикаль, жанровое переинтонирование.

Исполнительские приемы дают представление о том, что некоторые элементы музыкального языка могут регулировать смысл и значения ключевых интонаций и менять заложенное в тексте содержание. К ним относятся: темп, динамика. Артикуляция.

В практике приобретения навыков творческого взаимодействия с музыкальным текстом большое значение имеет интонационный этюд Эта форма работы относится к разряду интенсивных методик обучения, которые воспитывают самостоятельность художественных решений и оценок, предполагает обсуждение и планирование творческих действий совместно с учителем


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!