Принципы обучения
Принципы обучения -
это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.
Я. А. Коменский подробно описал принцип природосообразности.
Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д.Ушинским:
-обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
-обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
-порядок и систематичность — одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
-обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
-обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким.
Сущность и современная трактовка принципов обучения и воспитания.
Принципы, связанные с содержанием образования.
1) Принцип гражданственности
2) Принцип научности
3)Принцип воспитывающего обучения
4)Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения
Принципы, связанные с организацией образовательного процесса.
1)Принцип преемственности, последовательности и систематичности.
2)Единство группового и индивидуального обучения.
3)Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям.
4) Принцип сознательности и творческой активности.
5)Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности.
6)Принцип наглядности.
7)Принцип продуктивности и надежности.
8)Принцип оптимальности.
Упражнение «Соответствие»
Цель:
установить соответствие между принципом обучения и его характеристикой
Принципы обучения
Характеристика принципов обучения
гражданствен
ности
предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
воспитываю-
щего обучения
связь обучения с жизнью, теории с практикой, обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, желания и умения постоянно пополнять знания, исследовательского склада мышления
научности
предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения.
фундаменталь-ности и прикладной направленности
предполагает наличие чувства патриотизма, чувства Родины, развития национального характера, формирования национальных ценностей