СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы организации обучения иностранному языку слабовидящих детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципы обучения слабовидящих детей иностранному языку

Просмотр содержимого документа
«Принципы организации обучения иностранному языку слабовидящих детей»

Рассмотрев психофизиологические особенности протекания нервных процессов у слабовидящих учащихся, мы можем определить направления коррекционной работы в процессе обучения. Основными направлениями такой работы являются:

  1. Развитие познавательной активности, расширение круга интересов;

  2. Накопление чувственного опыта;

  3. Развитие зрительного восприятия;

  4. Формирование предметных представлений и понятий;

  5. Приобщение к разным видам деятельности с использованием всех сохранных анализаторов и остаточного зрения;

  6. Развитие речи и мышления;

  7. Развитие навыков ориентировки в малом пространстве;

  8. Развитие коммуникативных навыков;

Начальные условия, в которых находится незрячий или слабовидящий ребёнок, кардинальным образом отличны от тех, в которых находятся его зрячие сверстники. Большинство современных УМК по английскому языку по умолчанию ориентированы на детей, имеющих определённый запас фоновых знаний (background information). Большинство второклассников с нормальным зрением имеют представление о существовании в мире различных стран, их достопримечательностях, о наличии разнообразных языков. Они постоянно видят вокруг надписи на английском языке: рекламные плакаты, упаковки продуктов, надписи на одежде, школьных принадлежностях и т.д. Второклассник с проблемами зрения, начинающий изучать английский язык, чаще всего имеет крайне размытые представления о предмете, не понимает концепции родного и иностранного языка, не различает понятия «страна», «город», «материк» и может не иметь чёткого понятия о существовании каких-либо иных языков, кроме русского. Даже при наличии окружающих его надписей на иностранном языке, они лишены для него смысла и являются абстрактными образами из-за нечеткости и размытости восприятия. Крайне ограниченный круг общения и бедный жизненный опыт, недоступность той массы визуальной информации, которую зрячие дети буквально впитывают бессознательно, сниженная познавательная активность приводят к тому, что запас фоновых знаний и представлений незрячих учащихся к началу изучения курса иностранного языка в школе крайне мал. Он не может быть использован для формирования мотивации детей. Те концепции, которые в массовой школе считаются «само собой разумеющимися», при работе с незрячими детьми могут потребовать специального проговаривания и разъяснения.

При обучении школьников с нарушениями зрения английскому языку как иностранному содержательная сторона предмета остаётся неизменной, но необходимо установить определённые особенности работы на уроке и организации пространства вокруг такого ребенка. Рассмотрим некоторые из них.

Главным фактором успешности интегрированного и инклюзивного обучения является создание в коллективе атмосферы доброжелательности и терпимости к особенностям слабовидящего ребенка, условий, снижающих эти различия. Не нужно как-то выделять такого ребёнка, подчёркивать его особенность и отличия от других. Помощь учителя или одноклассников должна быть, по возможности, незаметной и ненавязчивой. При обращении к любому из детей, необходимо проговаривать их имена, тем самым, давая каждому ощущение единства в коллективе. Следует минимизировать количество поясняющих жестов и (или) дублировать их звуковым описанием.

Для создания здоровых отношений в коллективе важно задействовать учащегося с нарушением зрения во всех видах деятельности в классе и внеклассных мероприятиях по предмету: групповой и парной работе, проектной деятельности, спектаклях, играх.

Необходимо ограничивать тактильный контакт с обучающимся при оказании помощи ему или побуждении его к действию. За счет повышенной тактильной чувствительности это может быть не совсем приятно ученику. Кроме того, это может ограничивать развитие его самостоятельности.

При поступлении слабовидящего ребенка в общеобразовательный класс следует уточнить подробности его дефекта, ориентируясь не только на документы, но и на пояснения самого ребенка. Это связано с тем, что отсутствие специального медицинского образования у педагога не дает понимания о степени развития дефекта зрения, а пояснения помогают максимально эффективно построить процесс обучения. Знание возраста возникновения и развития проблем со зрением также позволит построить опору на базовые знания соответствующего возраста.

Характерной особенность обучения слабовидящих детей состоит в том, что им надо предоставлять больше времени для овладения новым материалом: новой лексикой, осознание явлений, формирования навыков и умений. Если на задание нормальновидящий ребенок затрагивает 5-20 минут, то слабовидящему необходимо увеличенное в два-три раза время.

Особенности внимания, мышления и памяти определяют важную роль автоматизации в овладении иностранным языком. Должен быть выработан определенный алгоритм действий на каждом этапе: при изучении лексики, фонетики, письма и даже при работе с учебником. Это позволяет ускорить процесс получения новых знаний, увеличивает продуктивность их обработки, делает учебный процесс более самостоятельным.

Так как у слабовидящих детей плохо сформирована зрительная память, а слуховая только начинает развиваться, то весь изучаемый материал должен заучиваться наизусть. Данное положение позволяет восполнить учащемуся пробелы в опыте и знаниях, а также стимулирует развитие речи.

Еще одной важной особенностью обучения становится необходимость вовлечения в учебный процесс максимального количества сохранных органов чувств со смещением акцента со зрительного восприятия на аудиосигнальный канал.

Все картинки, инструкции, записи на доске и видеозаписи должны дублироваться, включая мимику и жесты. В процессе обучения детям необходимы активные движения (при возможности их применения в конкретном уроке), необходимо предлагать детям «представить, ощутить, почувствовать» слова и словосочетания. Активное использование иных органов чувств помогает активному восприятию, запоминанию, способствует развитию мышления.

Каждому учителю необходимо помнить о повышенной утомляемости слабовидящих учащихся при активной зрительной нагрузке, что снижает их работоспособность. Требуются дополнительные перерывы на физкультминутки, которые не должны включать себя резкие повороты, наклоны, поднятие тяжестей.

Одной из самых эффективных технологий обучения слабовидящих иностранному языку становится игра. Под игровой технологией понимается специально созданная совокупность последовательной диагностируемой и корректируемой деятельности, ориентированной на получение необходимого опыта и овладения определенными знаниями, навыками и умениями. Она помогает достигать прогнозируемого результата, способствует повышению интереса к предмету и стимулирует мотивацию слабовидящих детей к учению. Также игра помогает вовлечь в процесс обучения максимальное число сохранных органов чувств, повышая качество восприятия, тем самым способствуя обучению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!