Принципы работы концертмейстера на уроках хореографии
Ни одна фонограмма не способна заменить живую музыку на уроке хореографии. Это обусловлено тем, что музыкальное сопровождение напрямую связано с движениями тела и должно помогать постепенному развитию навыков правильной постановки рук, ног и исполнению определённых последовательностей движений. При этом с особой чуткостью надо относится к изменениям темпа, к fermato, к акцентам и всем тем, едва уловимым нюансам, связанным именно с движениями, с удобством их исполнения. Можно сказать, что музыка, некий внутренний направляющий движений, помогает выполнить их комфортно. Концертмейстер - помогает юным танцовщикам понять неразрывную связь музыки и танца, поэтому, наравне с педагогом - хореографом в хореографическом классе работает, и педагог музыкант – концертмейстер.
На занятиях хореографии, учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной музыки. Таким образом, у воспитанников формируется музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное мышление, которые при постановочной работе помогают воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую создали великие композиторы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Щедрин и другие.
Главнейшей задачей концертмейстера является, конечно, подбор музыкального репертуара, создание музыкальной атмосферы занятия, ведь музыка помогает понять эмоциональную подоплеку танцевальных движений, сделать их более выразительными. За многие годы работы автором данного исследования накоплен большой «музыкальный багаж». Диапазон музыкальных возможностей очень широк – от фрагментов балетных до оперных, от сочинений, написанных специально для детей, до сложных образцов фортепианной музыки. Но для меня очень важно, каждый раз, выбирая музыку, четко и конкретно представлять себе, насколько уместен данный материал для будущего упражнения или танца.
Использование информационных технологий в деятельности концертмейстера предоставляют возможности для совершенствования содержания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки, учащихся к концертным выступлениям, расширению доступа к информации и являются одним из показателей профессиональной компетентности концертмейстера. Следует также отметить, что современны информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Здесь на помощь концертмейстеру приходят Интернет — ресурсы. В Интернете можно найти дополнительную информацию, про произведение, подходящую инструментовку, можно также прослушать исполнение других солистов, сравнить.
Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и концертмейстера. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, при переходе от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Музыкальное сопровождение на занятиях должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.
Для лучшего восприятия, необходимых знаний, умений, навыков воспитанниками хореограф вместе с концертмейстером используют разнообразные методы и приемы:
• наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);
• словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
• практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);
Обязанностей у концертмейстера великое множество, главное из которых профессиональное исполнение музыкального материала. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Специфика работы концертмейстера в школе требует от него особого универсализма, мобильности. Концертмейстер должен постоянно заниматься самообразованием, проявлять интерес к новой неизвестной музыке, посещать концерты, театры оперы и балета, шлифовать профессиональные навыки, воспитывать в себе современного учителя-музыканта широкого профиля.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло читать с листа. Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте. Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп. Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Впрочем, момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе аккомпанирования, так как прочтение нот всегда предшествует их исполнению.
Необходимая составляющая для успешной работы концертмейстера в классе хореографии - он должен любить танец. Любить его всей душой и вместе с педагогом хореографом создавать ту неповторимую атмосферу урока классики, которую невозможно передать словами. Хореографический класс – это особый мир. Начиная от деревянных полов, зеркал, станка и заканчивая таинственным языком балетных терминов, понятным только посвященным. В этом мире должна царить доброжелательность и взаимопонимание. Хороший концертмейстер понимает педагога хореографа ещё до того, как тот произнёс Changement de pieds (перемена ног) и сыграет лишние такты между периодами. Он дышит вместе с классом, держит в поле зрения всех и всегда готов помочь акцентом, замедлением или просто весёлой зажигательной полькой, чтобы снять усталость!
Список Литературы: 1. Волынский А.Л Книга Ликований: Азбука классического танца. - Планета музыки, Лань 2008 г., 368 стр. 2. Виноградов О., Боярчиков Н., Мессерер А., Сергеев К., Кондратьева М., Семенов В., Комлева Г. Концертмейстер в балете – профессия или место работы. //Советский балет. М., «Известия», 1988. № 2. 3. Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная гармония. Учеб. пособие для педагогов детских музыкальных школ. М.: «Престо», 4. Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». Обобщение педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006