Принципы знакомства детей и молодежи с историко-церковным краеведением
Историко-церковное краеведение – средство духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.
При организации изучения историко-церковного краеведения следует понимать, что это не просто страницы истории нашей страны, страницы истории здания, не просто биография выдающегося человека, но история святыни, житие святого.
В истории нашего края храмы играли важную роль.
Количество православных храмов свидетельствовали об отношении населения к православной вере. Первые храмы появились еще при постройки Оренбургской крепости. За их состоянием благоговейно следили наши предки. Обветшалые разбирали. Возводили новые.
В Оренбургской епархии с 1863 по 1915 г. численность церквей (без учета часовен и молитвенных домов) возросла с 271 до 916, т.е. на 338% и это при том положении, что в 1908 г. из состава епархии вышла Уральская область. Численность православной паствы за 1880 – 1915 гг. возросла на 214%.
Весь жизненный цикл простого русского человека был связан с православной церковью: венчание и крещение детей, приобщение потомства к таинствам и посещению храма, отпевание умерших.
В дни общественных бедствий – засухи, безветрия, войны – собирались православные в храмах для служения молебнов. Эти краткие службы совершались и в дни радости в знак благодарности Богу за милость. Перед началом учебного года, какого-нибудь общественного торжества, нового года также совершался молебен. Храмы создавались при учебных заведениях, больницах.
К 1914 г., кроме Архиерейского Дома и Оренбургского Богодуховского монастыря, приписанного к Архиерейскому Дому в качестве заштатного, было четыре мужских монастырей и восемь женских.
Поворотным событием в истории нашей страны явилась революция. Постепенно и последовательно началось разрушение храмов, гонения на верующих. К концу 30-х годов ХХ века закрываются монастыри. В 30-е годы многие православные принимают мученическую кончину. К 1943 году на территории Оренбургской епархии уже не было ни одного действующего храма.
Знание о святых, православных святынях, разрушенных в ХХ веке храмах стало открываться сравнительно недавно. Историко-церковные исследования, имеющие целью изучение антирелигиозной политики в советской России, подвига новомучеников и нравственного подвига народа за сохранение традиционных для себя основ жизни, ведутся со второй половины 1970-х гг.
С начала 1990-х гг. огромный массив документов стал доступен исследователям, в т.ч. и церковным. Встали серьезные вопросы методологического характера.
Для изучения жизни и подвига христианских подвижников потребовалось массовое комплексное исследование источников, сплошное выявление и изучение всей совокупности сохранившихся и доступных источников в зоне территориального и временного действия личности, сравнительный анализ свидетельств устной истории и архивных данных. Потребовалось не только изучение фактов, локально касающихся человека, но и весь исторический материал эпохи, особенно того социального слоя, к которому принадлежал мученик.
Особенность подхода к изучению жизни и подвигу святого отличается от изучения жизни и роли исторического лица. Историческое лицо часто не ставит задач по собственному нравственному изменению и усовершенствованию, вообще не ставит духовных задач, оно часто находится исключительно в рамках земных обстоятельств, подчиненное действующим в человеке страстям, которые в иных случаях и составляют мотивацию его поступков.
Христианский подвижник – это человек, мотивация поступков которого далеко выходит за пределы земной жизни, человек, чье мировоззрение формируется под влиянием его личных взаимоотношений с Богом. И тем самым житие, кроме биографических сведений, имеет и духовное содержание, актуализированное в жизни подвижника. Житие, вбирая биографические сведения, в какой-то степени является иконой, содержание которой может приобщить читателя к духовному опыту преображающегося человека, начало преображения которого запечатлено на земле, – и в христианском поступке, и в мученическом подвиге, и в возвышенном, стремящемся к небесному настрою души.
Каждое из житий - это самостоятельное научное исследование, в основу которого положено изучение архивноследственных дел и всего комплекса других архивных источников (распорядительные, информационные документы, служебная переписка ведомств, частная переписка, мемуары, дневники, рукописи и др.).
Жития святых новомучеников – это духовное богатство, превосходящее многие земные сокровища. Изучение жизни и подвига святых неразрывно связано с жертвенностью, ценность которой для многих на современном этапе абстрактна, непонятна, не является личной ценностью. Подвиг сегодня мало ассоциируется с необходимостью сохранения православной веры, ее защиты. Но в истории мы видим множество примеров подтверждения того, что православная вера является подлинным основанием духовности человека.
В связи с выделенными особенностями предмета историко-церковного краеведения следует выделить принципы знакомства с ним подрастающего поколения.
Остановимся на некоторых на некоторых из них.
Использование опубликованных исторически достоверных материалов
Особенность изучения историко-церковного краеведения требует обращения к исторически достоверным материалам, при этом ситуация облегчается, если они опубликованы. Проведение непосредственного исследования довольно кропотливая работа, потому педагогу просто необходимо знать существующие литературные источники и понимать принципы отбора их. Особого внимания требуют материалы, размещенные в сети интернет. При их использовании следует обращать внимание, кто несет ответственность за их размещение.
Возможна опора на свидетельства очевидцев, но следует помнить, что они неполные.
2. Принцип связи теории с нравственными ценностями отечественной культуры.
При изучении истории храмов и монастырей, фактов, традиций религиозной жизни населения определенного региона крайне важно показывать значение этих событий для духовной жизни человека. Лишь при этом условии историко-церковное краеведение даст ключ к пониманию отечественной культуры. Какое место в жизни православного человека занимал и занимает сегодня храм? Зачем наши предки и современники крестятся, венчаются? Почему так важно отпевание? Почему люди жертвовали средства, добытые порой тяжелым трудом, на строительство, благоукрашение церквей? Почему к епископу – особое почтение, к священнику - особое уважение?
Изучая историю важно обратить внимание на значение молитвы в жизни человека. Обращаясь к иконам, церковной живописи, традициям хранения святых образов важно не только рассмотреть особенности церковного искусства в конкретном регионе, но и показать любовь, благоговейное отношение создателей и верующих к этим образам.
Социальное служение прихода, благотворительность, организация обучения и воспитания – все это содержательная основа для трансляции таких ценностей как милосердие, сострадание и др.
Необходимо формировать у учеников понятие о новомучениках и исповедниках в ряду христианских святых, как о людях, живших в реальных исторических условиях. Достичь этого возможно путем воссоздания целостного контекста истории развития христианства, начинать которое целесообразно с рассказа о возникновении христианства и первых гонениях в Римской империи.
При этом крайне важно соблюдение меры, правильного процентного соотношения материала об историческом контексте эпохи и жизни новомучеников и исповедников – именно история подвига людей, сохранивших православную веру и не ставших предателями, должна быть главной на занятии.
Даты, факты, события, терминология – это только средства для раскрытия глубины духовной отечественной культуры, средства трансляции таких ценностей как вера, патриотизм, семья, жертвенность, милосердие и др.
3. Опора на уже ранее известные детям, молодежи сведения из различных учебных курсов (истории, литературы и др.), средств массовой информации, бытовой культуры, обращение к их собственному жизненному опыту.
Эта позиция обусловлена необходимостью обеспечения системности знания, понимания, их прочности, активности самого обучающегося.
4. Интерактивный характер обучения.
Мало значимы голые, нудные нравоучения и назидания. Необходимо при изучении использовать интерактивные технологии, проектную, исследовательскую деятельность. Возможно привлечение родителей для разработки проектов.
5. Учет психологических и интеллектуальных возможностей обучающихся
6. Использование высокого стиля при изложении материала.
При изложении материала по историко-церковному краеведению следует использовать язык близкий к научному, но лишенный чрезмерной напыщенности. Следует соблюдать историческую точность в датах, в описании ситуаций, следует использовать правильные географические названия, термины. В своей речи учитель должен четко и правильно произносить сложные слова.
В речи учителя, в задаваемых им вопросах, в ответах учеников не должно быть упрощения излагаемого материала. Рассказ о незначительных бытовых сценах может присутствовать, но излагаться должен в соответствующем контексте: историческом, региональном или личных обстоятельств жизни. Нельзя допустить возможности осмеяния детьми и молодыми людьми отдельных фактов.
Педагогу необходимо очень деликатно подходить к выбору примеров. Учителю крайне важно следить за теми записями, которые слушатели (обучающиеся) делают в тетрадях, этичностью формулировок, правильностью написания имен собственных.
Решить проблему соблюдения высокого стиля изложения материала позволит обращение к русской художественной литературе. Чтение на занятии учителем или хорошо подготовленным учеником отрывков из поэтических и прозаических произведений создаст необходимую атмосферу.
Крайне важно учителю выработать особый стиль изложения материала (можно его обозначить как поучительно-нравственный без так раздражающей обучающихся назидательности, менторского тона). При объяснении культурно-исторических особенностей изучаемого периода обязательным условием является отсутствие в речи учителя иронично окрашенных слов, двусмысленных фраз, непонятных терминов без объяснения их значения. При этом важно выделить на занятии время для проведения лексической и орфоэпической работы, чтобы не разрушить особую психологическую обстановку.
7. Тщательная работа с терминами. Разбираются как малопонятные слушателям (обучающимся) термины религиоведческого характера или православная терминология, так и слова, привычные современному человеку, но «затертые», потерявшие остроту воздействия на слушателя от частого употребления (например, слово «подвиг», которое сегодня мало для кого из обучающихся ассоциируется с необходимостью сохранения православной веры, ее защиты).
Работа над словом ведется через изучение его лексического значения и объяснения в историко-культурологическом и религиозном контексте правил его употребления.
Остановимся более подробно на различных путях изучения историко-церковного краеведения.