СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы знакомства детей и молодежи с историко-церковным краеведением

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историко-церковное краеведение – средство духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

При организации изучения историко-церковного краеведения следует понимать, что это не просто страницы истории нашей страны, страницы истории здания, не просто биография выдающегося человека, но история святыни, житие святого.

Просмотр содержимого документа
«Принципы знакомства детей и молодежи с историко-церковным краеведением»

Принципы знакомства детей и молодежи с историко-церковным краеведением

Историко-церковное краеведение – средство духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

При организации изучения историко-церковного краеведения следует понимать, что это не просто страницы истории нашей страны, страницы истории здания, не просто биография выдающегося человека, но история святыни, житие святого.

В истории нашего края храмы играли важную роль.

Количество православных храмов свидетельствовали об отношении населения к православной вере. Первые храмы появились еще при постройки Оренбургской крепости. За их состоянием благоговейно следили наши предки. Обветшалые разбирали. Возводили новые.

В Оренбургской епархии с 1863 по 1915 г. численность церквей (без учета часовен и молитвенных домов) возросла с 271 до 916, т.е. на 338% и это при том положении, что в 1908 г. из состава епархии вышла Уральская область. Численность православной паствы за 1880 – 1915 гг. возросла на 214%.

Весь жизненный цикл простого русского человека был связан с православной церковью: венчание и крещение детей, приобщение потомства к таинствам и посещению храма, отпевание умерших.

В дни общественных бедствий – засухи, безветрия, войны – собирались православные в храмах для служения молебнов. Эти краткие службы совершались и в дни радости в знак благодарности Богу за милость. Перед началом учебного года, какого-нибудь общественного торжества, нового года также совершался молебен. Храмы создавались при учебных заведениях, больницах.

К 1914 г., кроме Архиерейского Дома и Оренбургского Богодуховского монастыря, приписанного к Архиерейскому Дому в качестве заштатного, было четыре мужских монастырей и восемь женских.

Поворотным событием в истории нашей страны явилась революция. Постепенно и последовательно началось разрушение храмов, гонения на верующих. К концу 30-х годов ХХ века закрываются монастыри. В 30-е годы многие православные принимают мученическую кончину. К 1943 году на территории Оренбургской епархии уже не было ни одного действующего храма.

Знание о святых, православных святынях, разрушенных в ХХ веке храмах стало открываться сравнительно недавно. Историко-церковные исследования, имеющие целью изучение антирелигиозной политики в советской России, подвига новомучеников и нравственного подвига народа за сохранение традиционных для себя основ жизни, ведутся со второй половины 1970-х гг.

С начала 1990-х гг. огромный массив документов стал доступен исследователям, в т.ч. и церковным. Встали серьезные вопросы методологического характера.

Для изучения жизни и подвига христианских подвижников потребовалось массовое комплексное исследование источников, сплошное выявление и изучение всей совокупности сохранившихся и доступных источников в зоне территориального и временного действия личности, сравнительный анализ свидетельств устной истории и архивных данных. Потребовалось не только изучение фактов, локально касающихся человека, но и весь исторический материал эпохи, особенно того социального слоя, к которому принадлежал мученик.

Особенность подхода к изучению жизни и подвигу святого отличается от изучения жизни и роли исторического лица. Историческое лицо часто не ставит задач по собственному нравственному изменению и усовершенствованию, вообще не ставит духовных задач, оно часто находится исключительно в рамках земных обстоятельств, подчиненное действующим в человеке страстям, которые в иных случаях и составляют мотивацию его поступков.

Христианский подвижник – это человек, мотивация поступков которого далеко выходит за пределы земной жизни, человек, чье мировоззрение формируется под влиянием его личных взаимоотношений с Богом. И тем самым житие, кроме биографических сведений, имеет и духовное содержание, актуализированное в жизни подвижника. Житие, вбирая биографические сведения, в какой-то степени является иконой, содержание которой может приобщить читателя к духовному опыту преображающегося человека, начало преображения которого запечатлено на земле, – и в христианском поступке, и в мученическом подвиге, и в возвышенном, стремящемся к небесному настрою души.

Каждое из житий - это самостоятельное научное исследование, в основу которого положено изучение архивноследственных дел и всего комплекса других архивных источников (распорядительные, информационные документы, служебная переписка ведомств, частная переписка, мемуары, дневники, рукописи и др.).

Жития святых новомучеников – это духовное богатство, превосходящее многие земные сокровища. Изучение жизни и подвига святых неразрывно связано с жертвенностью, ценность которой для многих на современном этапе абстрактна, непонятна, не является личной ценностью. Подвиг сегодня мало ассоциируется с необходимостью сохранения православной веры, ее защиты. Но в истории мы видим множество примеров подтверждения того, что православная вера является подлинным основанием духовности человека.

В связи с выделенными особенностями предмета историко-церковного краеведения следует выделить принципы знакомства с ним подрастающего поколения.

Остановимся на некоторых на некоторых из них.

  1. Использование опубликованных исторически достоверных материалов

Особенность изучения историко-церковного краеведения требует обращения к исторически достоверным материалам, при этом ситуация облегчается, если они опубликованы. Проведение непосредственного исследования довольно кропотливая работа, потому педагогу просто необходимо знать существующие литературные источники и понимать принципы отбора их. Особого внимания требуют материалы, размещенные в сети интернет. При их использовании следует обращать внимание, кто несет ответственность за их размещение.

Возможна опора на свидетельства очевидцев, но следует помнить, что они неполные.

2. Принцип связи теории с нравственными ценностями отечественной культуры.

При изучении истории храмов и монастырей, фактов, традиций религиозной жизни населения определенного региона крайне важно показывать значение этих событий для духовной жизни человека. Лишь при этом условии историко-церковное краеведение даст ключ к пониманию отечественной культуры. Какое место в жизни православного человека занимал и занимает сегодня храм? Зачем наши предки и современники крестятся, венчаются? Почему так важно отпевание? Почему люди жертвовали средства, добытые порой тяжелым трудом, на строительство, благоукрашение церквей? Почему к епископу – особое почтение, к священнику - особое уважение?

Изучая историю важно обратить внимание на значение молитвы в жизни человека. Обращаясь к иконам, церковной живописи, традициям хранения святых образов важно не только рассмотреть особенности церковного искусства в конкретном регионе, но и показать любовь, благоговейное отношение создателей и верующих к этим образам.

Социальное служение прихода, благотворительность, организация обучения и воспитания – все это содержательная основа для трансляции таких ценностей как милосердие, сострадание и др.

Необходимо формировать у учеников понятие о новомучениках и исповедниках в ряду христианских святых, как о людях, живших в реальных исторических условиях. Достичь этого возможно путем воссоздания целостного контекста истории развития христианства, начинать которое целесообразно с рассказа о возникновении христианства и первых гонениях в Римской империи.

При этом крайне важно соблюдение меры, правильного процентного соотношения материала об историческом контексте эпохи и жизни новомучеников и исповедников – именно история подвига людей, сохранивших православную веру и не ставших предателями, должна быть главной на занятии.

Даты, факты, события, терминология – это только средства для раскрытия глубины духовной отечественной культуры, средства трансляции таких ценностей как вера, патриотизм, семья, жертвенность, милосердие и др.

3. Опора на уже ранее известные детям, молодежи сведения из различных учебных курсов (истории, литературы и др.), средств массовой информации, бытовой культуры, обращение к их собственному жизненному опыту.

Эта позиция обусловлена необходимостью обеспечения системности знания, понимания, их прочности, активности самого обучающегося.

4. Интерактивный характер обучения.

Мало значимы голые, нудные нравоучения и назидания. Необходимо при изучении использовать интерактивные технологии, проектную, исследовательскую деятельность. Возможно привлечение родителей для разработки проектов.

5. Учет психологических и интеллектуальных возможностей обучающихся

6. Использование высокого стиля при изложении материала.

При изложении материала по историко-церковному краеведению следует использовать язык близкий к научному, но лишенный чрезмерной напыщенности. Следует соблюдать историческую точность в датах, в описании ситуаций, следует использовать правильные географические названия, термины. В своей речи учитель должен четко и правильно произносить сложные слова.

В речи учителя, в задаваемых им вопросах, в ответах учеников не должно быть упрощения излагаемого материала. Рассказ о незначительных бытовых сценах может присутствовать, но излагаться должен в соответствующем контексте: историческом, региональном или личных обстоятельств жизни. Нельзя допустить возможности осмеяния детьми и молодыми людьми отдельных фактов.

Педагогу необходимо очень деликатно подходить к выбору примеров. Учителю крайне важно следить за теми записями, которые слушатели (обучающиеся) делают в тетрадях, этичностью формулировок, правильностью написания имен собственных.

Решить проблему соблюдения высокого стиля изложения материала позволит обращение к русской художественной литературе. Чтение на занятии учителем или хорошо подготовленным учеником отрывков из поэтических и прозаических произведений создаст необходимую атмосферу.

Крайне важно учителю выработать особый стиль изложения материала (можно его обозначить как поучительно-нравственный без так раздражающей обучающихся назидательности, менторского тона). При объяснении культурно-исторических особенностей изучаемого периода обязательным условием является отсутствие в речи учителя иронично окрашенных слов, двусмысленных фраз, непонятных терминов без объяснения их значения. При этом важно выделить на занятии время для проведения лексической и орфоэпической работы, чтобы не разрушить особую психологическую обстановку.

7. Тщательная работа с терминами. Разбираются как малопонятные слушателям (обучающимся) термины религиоведческого характера или православная терминология, так и слова, привычные современному человеку, но «затертые», потерявшие остроту воздействия на слушателя от частого употребления (например, слово «подвиг», которое сегодня мало для кого из обучающихся ассоциируется с необходимостью сохранения православной веры, ее защиты).

Работа над словом ведется через изучение его лексического значения и объяснения в историко-культурологическом и религиозном контексте правил его употребления.

Остановимся более подробно на различных путях изучения историко-церковного краеведения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!