СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приобщение дошкольньков с РАСа, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна к миру музыкально-ритмической и танцевальной деятельности c целью профилактики, лечения и коррекции имеющихся у них отклонений в развитии».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Приобщение дошкольньков с РАСа, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна к миру музыкально-ритмической и танцевальной деятельности c целью профилактики, лечения и коррекции имеющихся у них отклонений в развитии».»

Курсовая работа.

«Приобщение детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна к миру музыкально-ритмической и танцевальной деятельности c целью про­филактики, лечения и коррекции имеющихся у них отклонений в развитии». (из опыта работы).

Выполнила: Василевская О. О.

музыкальный руководитель МДОУ компенсирующего типа .


Содержание

Аннотация………………………………………………………………….. .. ... 3

Введение……..……………………………………………………………...........4

1.Музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего типа (из опыта работы)....................................5

1.1.Актуальность………………………………………………………………….5
1.2. Cпецифические особенности нарушения детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна....................................................................................................6

1.3. Новизна опыта..................................................................................................7

1.4. Основная идея опыта..………………………………………………..............8

1.5. Цели и задачи коррекционного воздействия музыкально-ритмической

деятельности на развитие детей с ОВЗ …………………………………………8
1. 6. Основные направления музыкально-ритмической деятельности........……9 1.7. Принципы работы над освоением музыкально-ритмических движений .11

1.8. Методы и приемы обучения………………………………………………13

1.9. Инновационность опыта работы и его практическое значение.................13

1.10. Технологичность опыта...............................................................................15

Выводы………………………………………………………….….…………....18

Литература ……………………………………………….………………...........19

2. Приложения………………………………………………….……………......20

2.1.Конспект итогового занятия по усвоению музыкально-ритмических движений «В гости к Матрёшке» с детьми с ОВЗ третьего года обучения…20

2.2. Танцевальные игры для детей дошкольного возраста……………………27


Аннотация.

Эта курсовая работа раскрывает значимость музыкально-ритмической и

танцевальной деятельности в про­филактике, лечении и коррекции имеющихся отклонений в развитии дошкольников с расстройствами аутического спектра (РАС), легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна. Проанализированы специфические особенности нарушения детей данной нозологии. Отмечено, что целенаправленное обучение музыкально- ритмическим и танцевальным движениям приводит к изменению психики ребенка с проблемами в развитии, что в свою очередь создаёт предпосылки для дальнейшего его развития. Предоставлен конспект итогового занятия по усвоению музыкально-ритмических движений детьми с РАС, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна третьего года обучения «В гости к Матрёшке».



Введение.

В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и совершенствование содержания этого обучения.

В связи с увеличением роста количества детей с ОВЗ, нуждающихся в специализированной развивающей и коррекционной помощи, возникает необходимость эффективно организовать её максимально большему числу детей. Такой ребёнок, несомненно, нуждается и в эстетическом воспитании. Более того, под влиянием организующей и направляющей поддержке взрослого он способен чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребёнка с различными нарушениями в развитии очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребёнок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках познавательного коррекционно-развивающего обучения. Позитивная обстановка и образность выразительных средств в условиях непосредственно образовательной деятельности эстетического цикла предоставляют возможность для регуляции детского поведения и общения, способствуют накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений. Таким образом, эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребёнка, формированию у него способов взаимодействия и видов деятельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении. Именно целенаправленное обучение позволяет ребенку с проблемами в развитии перейти на тот уровень способностей, который делает возможным перенос усвоенных способов действия на другие виды практической деятельности.

1.Музыкально-ритмческая деятельность в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего типа (из опыта работы).

Актуальность.
Я работаю с детьми разной нозологии (с расстройствами аутического спектра, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна). Такие дети могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Одним из направлений учебно-воспитательной работы с детьми с расстройствами аутического спектра, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна является музыкальное воспитание, сущность, которого заключается в способности:

- вызывать у детей положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы;

- активизировать потребности в элементарном познании окружающего мира через включение в доступную музыкально-ритмическую, музыкально-речевую и музыкально-коммуникативную деятельность;

- создавать условия для удовлетворения потребности в движении различной интенсивности;

- налаживать слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координации и синтезировать их в одной деятельности.

В сфере музыки, как и в других областях, состояние здоровья детей с ОВЗ препятствует интеграции различных факторов в единое целое, что необходимо для достижения успеха. Почти у всех детей данной нозологии есть специфические когнитивные нарушения, обычно затрагивающие язык и восприятие. Они приводят к неспособности устанавливать эмоциональные и социальные отношения или же мешают ребенку стать частью окружающего мира и даже понять, как соотносятся между собой части его же собственного тела. С помощью музыки можно затронуть и возбудить к жизни сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему обратиться к окружающему миру в результате двустороннего процесса коммуникации, проявить свои возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Поскольку развитие таких детей носит дезинтегрированный характер, я пытаюсь использовать музыку в качестве интегрирующего воздействия, когда в одном действии объединены интеллектуальные, эмоциональные, физические и даже социальные факторы, непосредственно влияющие на ребенка на уровне его развития. Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

Одной из составных частей системы коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с РАС, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна в ДОУ является музыкально-ритмическая деятельность.

Организация, построение, содержание, коррекционная направленность музыкально-ритмической деятельности для детей с ОВЗ обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. Коррекция нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли, развития памяти - эмоциональной, зрительной, образной (при восприятии образца движений), словесно-логической (при осмыслении задач и запоминании последовательности выполнения движений под музыку), двигательно-моторной (двигательно-мышечные ощущения), произвольной (связанной с сознательным самостоятельным выполнением упражнений).

В связи с этим в музыкально-ритмическую деятельность с ребенком включаются такие направления, как:

- коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (переключение, устойчивость, распределение), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);

- коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;

- коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;

- развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.

Результатом опыта работы с детьми с ОВЗ стало моё участие в создании программно-методического комплекса «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста c умственной отсталостью» и раздела по музыкальному воспитанию программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра», адаптированных к условиям социума личности с особыми образовательными потребностями.

Новизна.

Новизна данного опыта работы заключается в том, что музыкальный материал в нем скомпонован с учетом индивидуальных, психолого-педагогических и возрастных особенностей детей с РАС, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна. Обучение и усвоение музыкального материала детьми проходит через систему специально организованных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих развитию и коррекции речедвигательных умений, познавательной и эмоционально-личностной сторон психики ребенка.



Основная идея опыта.

Использование нетрадиционных форм проведения занятий, инновационных технологий и методик с целью развития ритмико-двигательных и танцевальных умений ребёнка, формирование у него невербальных коммуникативных способностей способствует:

- повышению активности, самостоятельности и социальной мобильности ребенка;

- развитию его ритмико-двигательных и танцевальных умений, своевременных моторных реакций на конкретные изменения в музыке, связанные с ее ритмичным рисунком;

- формирование невербальных коммуникативных способностей;

- приобретение умений воспроизводить различные образы в соответствии с сюжетной линии игры.

Зная потребность любого ребенка в движении, а музыка, её различные виды и жанры являются регулятором, побудителем двигательных проявлений, поставила цель:

- про­филактика, лечение и коррекция имеющихся у детей с РАС, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна отклонений в раз­витии средствами движений, музыки и слова.

Для решения поставленной цели обозначила следующие по­знавательные, воспитательные и коррекционные задачи:

- оптимизация двигательной активности, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей;

- формирование невербальных коммуникативных способностей;

- повышение функциональных возможностей организма и его гармоничное развитие;

- развитие ритмично - двигательных и танцевальных умений;

- развитие своевременной моторной реакции на конкретные изменения в музыке, связанные с ее ритмичным рисунком;

- формирование и развитие умений создавать различные музыкально-игровые образы в соответствии с сюжетной линии игры;

- развитие умения двигаться в соответствии с характером музыки, выразительно исполнять движения, несложные элементы танцев;

- формирование волевых качеств (организованности, выдержки дисциплинированности);

- развитие навыков коммуникации;

- предупреждение и исправление вторичных отклонений в физическом развитии детей с ОВЗ.

Решение этих задач происходит через основные направления  деятельности по развитию движений под музыку: игры, пляски, упражнения.

Музыкально-ритмические упражнения.

Для формирования у детей умения выполнять различные разновидности шага и бега, выразительных и танцевальных движений и разнообразные построения провожу специальные двигательные упражнения под музыку, количество которых на одном занятии не должна превышать трех – четырех. Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве. В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.). В этих упражнениях ребенок познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других детей, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений.

Танцы, пляски и хороводы.

Основу программы музыкально-ритмического воспитания детей составляют несложные танцы, пляски и хороводы.

Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений - действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений и освоения закономерностей музыкальной формы.

Движения и фигуры танцев, представленных в программе для детей с ОВЗ очень простые и несложные для запоминания. Музыкальная форма, структура танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.). Контраст звучания музыки  реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осваивается детьми.

 Тактильный контакт в танце способствует развитию навыков общения у детей, доброжелательных отношений между ними, коллективного взаимодействия и нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Музыкальная игра.

Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в развитии детей с ОВЗ. В основе обучения лежит подражание действиям взрослого. Используя личный пример педагога, развиваем способность ребенка, слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения, небольшие роли. В ходе музыкальных игр, как одного из самых активных видов музыкальной деятельности, дети в доступной и интересной для них форме усваивают программные требования по развитию музыкально - ритмических движений, учатся двигаться, следуя ритмической структуре музыкального сопровождения, учитывая темп музыки и другие ее выразительные средства. Игры проводятся с жесткой последовательностью событий и действий и многократным проигрыванием. Освоение системы игровых штампов детьми с РАС, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия, регуляции поведения и повышение предметно-практической ориентировки в окружающем.

Движения под музыку как вид музыкальной деятельности скла­дываются из двух компонентов:

- музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динами­ку, форму, характер музыкального произведения);

- навыков выразительных движений (основных, с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).

Основные принципы обучения.

Специфика работы с детьми с РАС, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна строится на тесной взаимосвязи с воспитателями, психологом, профильными педагогами и родителями. Работая в одной команде с педагогами ДОУ, как музыкальный руководитель, выполняю четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Занятия с детьми по развитию музыкальных способностей детей организую на основе следующих принципов:

- Принцип личностно-деятельного подхода в воспитании и обучении (личность ребенка с проблемами в развитии рассматривается как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми);

- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей (на основании диагностических данных об особенностях развития ребенка);

- Принцип комплексности (системность подачи материала - логичность, взаимосвязь всех его частей, целостность);

- Принцип воспитывающего обучения (воспитываем любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащаем духовный мир ребёнка, развиваем внимание, воображение, мышление, речь);

- Принцип доступности (содержание и объём знаний, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми соответствует уровню возрастного и индивидуального развития ребенка, направленных на зону ближайшего развития ребёнка);

- Принцип постепенности, последовательности и систематичности (постепенно переходим от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому). Соблюдая этот принцип, облегчаем детям усвоение знаний и приобретение навыков, придаём им уверенность в своих силах и способствуем повышению интереса к занятиям;

- Принцип прочности (все сформированные умения и навыки применять на практике, осуществляя индивидуально – дифференцированный подход в процессе каждого занятия);

- Принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию, использование наглядного материала, стимулирующего мыслительную деятельность детей);

- Принцип сознательности, концентричности (умения считаются усвоенными сознательно, если дети могут их передать самостоятельно). В каждой возрастной группе темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению пройденного материала;

- Принцип адаптивности, гибкости (облегчает планирование работы на ближнюю и дальнюю перспективы, помогает отбирать и менять возрастные границы репертуара по своему усмотрению, применять разработанные конспекты вариативно, гибко, творчески);

- Принцип интеграции (соединение в единое воспитательное пространство воспитателя, музыкального руководителя, психолога);

- Принцип игры (игры, игровые упражнения и игровые задания условно делятся на дидактические, развивающие и двигательные).

- Принцип художественно-коррекционного воздействия (пред­полагает использование художественно-коррекционных техноло­гий, направленных на решение задач художественно-эстетиче­ского развития детей и одновременно коррекцию, и компенсацию имеющихся отклонений в развитии).

При обучении детей данной нозологии музыкально - ритмическим движениям использую следующие методы и приемы:

- наглядно - слуховой (выразительное исполнение музыки). Музыка на занятиях звучит как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это способствует привлечению интереса детей к деятельности, расширяет их кругозор, развивает художественный вкус.

- наглядно-зрительный (показ иллюстраций, игрушек, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий, видеозаписи, для усиления впечатления детей от музыки, вызывания в их воображении зрительных образов, близких музыке);

- наглядно - двигательный (показ игр, танцев, ритмических упражнений);

- словесный (указания, объяснения в ходе выполнения движений);

-упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

Инновационность опыта и его практическое значение.

- Понимание и принятие  индивидуальных особенностей ребёнка в качестве важнейшего компонента педагогического  процесса;

- Использование авторского музыкально-двигательного материала;

- Распределение музыкально-двигательного репертуара по возрастной категории;

- Использование разных видов занятий (сюжетное, занятие – импровизация, игровое);

- Применение новых методик и технологий на базе основной программы.

Работа ведется по следующим направлениям:

- развитие двигательной активности;

- развитие всех психических функций;

- развитие сенсорных представлений;

- развитие всех речевых компонентов.

Система работы по музыкально-ритмическому развитию детей с ОВЗ

предполагает разработку перспективного планирования для каждого возраста, цель которого конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность, педагогическую целесообразность, экономное использование времени для поставленных задач. В перспективном плане отражаются последовательность и содержание, представленное программными задачами. Занятия строятся по комбинированному принципу, с учетом дифференцированного подхода, чтобы в рамках одного занятия решалось несколько разноплановых задач развития, восприятия и обучения.

Формирование и развитие музыкально-ритмических движений происходит поэтапно:

- первичное содержательно-образное ознакомление детей с танцевальным движением;

- углубленное, детализированное его изучение;

- закрепление и совершенствование в репродуктивной и продуктивной танцевальной деятельности, в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.

Организация работы средствами музыкально - ритмических движений строится, прежде всего, на принципе единства диагностики и коррекции. Комплексное обследование ребенка и определение имеющихся нарушений является необходимым условием для начала коррекционной работы. Наряду с обследованием познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников с проблемами в развитии осуществляется обследование моторики детей. С этой целью наиболее часто я использую методику Н. И. Озерецкого — Г. Гельнитца, которая представляет собой набор двигательных тестов для исследования общей и мелкой моторики, отдельных компонентов движения: статистической и динамической координации, быстроты движений, ритма, излишних сопровождающих движений (синкинезий), одновременности движений и их силы. А так же диагностику уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка по методике А. Бурёниной.

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка (начального уровня, уровня динамики, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. 

Критерии оценки:

  • музыкальность;

  • эмоциональная сфера;

  • уровень двигательной активности;

  • проявление характерологических особенностей ребёнка;

  • внимание;

  • память;

  • подвижность нервных процессов;

  • пластичность, гибкость;

  • координация движений.

Диагностика проводится  2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). По результатам диагностики в данном виде деятельности планировался дальнейший путь развития ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей.

Технологичность опыта.

В связи с новыми подходами воспитания и обучения детей с нозологией внедряю авторские программы других педагогов («Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной), применяю прогрессивные концепции (концепция Карла Орфа) и новые, максимально эффективные технологи, которые в своей совокупности гарантируют результат, влияющий на уровень мастерства педагогов учреждения и степень развития каждого ребенка.

Обучающие технологии:

- коммуникативные игры и танцы;

- логоритмика (метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

- пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

- психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной психики ребенка, выразительности движений);

- релаксация (слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание);

- музыкотерапия (создание музыкального сопровождения, способствующего коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности);

- ритмопластика (основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях – психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела);

Образовательные технологии.

- Личностно – ориентированная (ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее и свободное развитие ребенка);

- Дифференцированного обучения (организация учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств по возрастному составу, по уровню умственного развития, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья);

- Игровая (качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, результативности и соответствия социальным нормам);

- Индивидуализации обучения (форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует только с одним ребенком и позволяющая полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач, продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как ребенка, так и педагога);

- Коррекционно-компенсационная (включение ребенка в общественную жизнь через формирование у него структур деятельности, которые позволяют исключить использование тех механизмов, которые восстановлены быть не могут);

- Здоровьесберегающая (обеспечивает ребенку возможность сохранения здоровья за период посещения ДОУ - правильное дыхание, оптимальный двигательный режим, профилактика нарушений осанки, плоскостопия и т. д.)

Об эффективности коррекционного воздействия выбранных инновационных технологий и методов свидетельствуют результаты мониторинга, который осуществлялся как способ контроля над процессом освоения музыкально-двигательными навыками детьми с ОВЗ. Зафиксированные результаты в начале и конце года позволяют провести сравнительный анализ, который даёт четкое представление о том, как повлияла проведенная работа на овладение ребёнком навыков музыкально- ритмической деятельности. За показатели развития взяты двигательная память, ориентация в пространстве, координация и выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. На основе результатов мониторинга планируется дальнейшая работа с детьми.

Обобщая полученные в процессе проведения мониторинга данные, можно сделать выводы, что использование нетрадиционных форм проведения занятий, инновационных технологий и методик способствовало:

- повышению активности, самостоятельности и социальной мобильности ребенка;

-установлению эмоционально-положительного контакта взрослого с ребенком;

- развитию его ритмико-двигательных и танцевальных умений, своевременных моторных реакций на конкретные изменения в музыке, связанные с ее ритмичным рисунком;

- приобретению умений воспроизводить различные образы в соответствии с сюжетной линии игры.

- формированию невербальных коммуникативных способностей;

- активизации более глубоких процессов развития.

- снижение эмоционального и мышечного напряжения;

- снижению гиперактивности, импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, аутоагрессии;

- развитие навыков коммуникации, взаимодействия друг с другом;

- развитие восприятия;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Более  низкий показатель наблюдался в оценке развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве, в концентрации внимания на занятиях, в низкой творческой активности.

Вывод.

В процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ я пришла к выводу, что систематическая, целенаправленная коррекционная работа с ними приво­дит к положительным результатам. Можно сделать уверенную оценку того, что музыкально-ритмическая деятельность играет в воспитании и обучении детей данной нозологии, возможно и не ведущую роль, но в некоторых случаях ставшую жизненно важным компонентом сложной работы, направленной на развитие ребёнка. И чем раньше начинается приобщение таких детей к музыкально-ритмической деятельности, тем выше у них результаты в развитии речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, координировании и выразительности движений, согласование их с движениями других детей, не­вербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных спо­собностей. Что существенно влияют на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками.

Литература.

1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
2. Д. Алвин, Э. Уорик, «Музыкальная терапия для детей с аутизмом».

3. Куцакова Л. В., Мерзлякова С.И «Воспитание ребёнка-дошкольника» М., ГИЦ:, Владос, 2003

4. Веккер Л. М. Психические процессы. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.-335с.

5. Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей» - М., Л., 1977;

6. О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.

7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников

8. Плаксина Л.И. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М., «ГороД»

9. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002. 
10. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.


Итоговое занятие по усвоению музыкально-ритмических движений детьми с расстройствами аутического спектра, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна третьего года обучения.

«В гости к Матрёшке».

Цель:

- оптимизация двигательной активности, самостоятельности и социальной мобильности ребенка;

- развитие ритмично - двигательных и танцевальных умений.

Обучающие задачи: 

- закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, самостоятельно перестраиваться в круг, врассыпную; 

 - совершенствовать музыкально-ритмические навыки, умение реагировать сменой движений на изменение характера музыки;

- обучать детей выразительно исполнять движения, несложные элементы танцев;

- учить танцевать с различными предметами (колокольчиками, игрушками, платочками);

- обучать умению воспроизводить различные образы в соответствии с сюжетной линии игры.

Развивающие задачи:

- развивать умение слышать музыку и выполнять движения под неё;

- развивать физические навыки, двигательную активность;

- развивать внимание, быстроту реакции, танцевальную память;

- развивать игровые навыки;

- развивать способности ребёнка к подражанию; 

- формировать основы музыкально-эмоциональной культуры;

- способствовать развитию всех речевых компонентов.

Воспитательные задачи:

- способствовать установлению эмоционально-положительного контакта взрослого с ребенком;

-формировать волевые качества (организованность, выдержку, дисциплинированность);

- формировать определенные навыки общения, умение взаимодействовать в коллективе;

-воспитывать вежливость в обращении с партнерами в парах. 

Оборудование: музыкальные фонограммы, шапочки-маски, домик, колокольчики, платочки, мягкие игрушки.

Ход занятия: Дети заходят в зал, раздаётся звон колокольчика. 

Муз. рук.   Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг.

Вместе за руки возьмёмся и друг - другу улыбнёмся.

  Дети строятся в круг.

Песня-приветствие «Здравствуйте», муз. и сл. С. Коротаевой.

Ручки, ручки, просыпайтесь,

Здравствуйте! (трут ладошку о ладошку)

Ласковые ручки наши,

Здравствуйте! (гладят ладошки то правой, то левой руки)

Пальчики сердитые,

Здравствуйте! (ударяют поочерёдно палец о палец)

И ладошки, наши крошки,

Здравствуйте! (ритмично хлопают в ладоши перед собой).

Мы улыбнемся друг другу с тобой!

Крепко обнимемся!

Здравствуй, дружок! (сходятся в центр круга и обнимаются)

Муз. рук. Ребята, нас сегодня в гости пригласила Матрёшка. Она живёт

в деревне, и я предлагаю поехать к ней на паровозике.

Поезд подает сигнал, он стоять уже устал,

Набирает поезд ход, свою песенку поет.

Музыкально-пространственное упражнение «Поезд».

песня «Паровоз» муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской.

Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи стоящему впереди ребёнку и дробным шагом двигаются по залу.

Муз. рук.   Приехали, выходим из вагончиков. Вот и домик матрёшки.

Давайте постучим в дверь. Никто не открывает, наверное,

Матрёшка спит. Как же нам ее разбудить? Кто вас будит

утром? Правильно, мама! А в деревне может разбудить

Петушок. Как он поет? Правильно, весело, звонко, голосисто!

А где же наш дружок Петушок? Давайте его позовем, пусть

придет и разбудит нашу Матрёшку: Пе-ту-шок!

На крыше домика появляется игрушка - петушок. Затем педагог предлагает наиболее активным детям спеть уже знакомую им песню «Петушок».

«Петушок» русская народная попевка в обраб. М. Красева


Муз. рук.   А еще по утрам нас будит будильник, он очень громко и звонко

Звенит, как мой колокольчик. Послушайте, какой у него

звонкий голосок! У меня ещё есть колокольчики, подставляйте

ладошки: на каждую я положу колокольчик. Весело позвеним и

разбудим Матрёшку.

Раздает детям колокольчики, показывая, как правильно их держать..

Упражнение с колокольчиком. Муз. Т. Вилькореской

Из домика выходит Матрёшка.

Матрёшка:        Я- румяная Матрёшка, я заснула у окошка,

Но куда это годится, я хочу повеселиться.

                       Вы пришли ко мне друзья, очень рада встрече я.

Ребята, а вы умеете в ладоши хлопать? А ножками топать?

Тогда становитесь все в кружок, вместе потанцуем.


Игровое упражнение «Ножки - ладошки», композиция О. Гольцовой

Поиграй, дружок, немножко

Со мной весело в ладошки.

Встаем дружно друг за другом за другом

Вместе мы пойдем по кругу. Идут шагом в колонне друг за другом.

Дружно мы вперед шагаем

Хлопаем и повторяем

Хлоп – хлоп - хлоп!

Так шагаем мы вперед. Дети идут за педагогом и хлопают

Повернулись в круг ладошки

Так похлопаем немножко.

Раз – два – три – четыре - пять

Будем хлопать и считать. Поворот лицом в круг, хлопки под счет.

Делаем над головой –

Вот такой хлопок большой!

И еще повыше -

Пусть нас все услышат! Педагог хлопает, дети повторяют.

А теперь, как погремушка

Хлопаем мы возле ушка.

Раз – два – три, раз – два – три -

Нас ладошки весели. Хлопки поочередно у каждого уха.

А теперь, вместо ладошек,

Поработают пусть ножки.

Вы, ладошки, отдохните

И на ножки посмотрите. Идут друг за другом и по кругу.

Топ – топ – топ, топ – топ – топ,

Дружно мы идем вперед.

Левой - правой, левой - правой,

Держим голову мы прямо. Продолжают движение по кругу.

Повернулись в круг скорей, Топают.

Топнем ножкой веселей.

Можем даже покружиться, Кружение и остановка.

Ну-ка, ножки, не лениться!

Молодцы у нас ладошки! «Перетопы» и хлопки.

Молодцы и наши ножки!

Молодцы у нас ребята, Хлопки.

Им похлопать тоже надо!

Матрёшка: У меня в домике живут ваши любимые игрушки, они тоже

хотят с вами потанцевать.

Танец с игрушками. Музыкальное сопровождение - фонограмма.

Матрёшка:  Ребята, игрушкам очень понравилось с вами танцевать, они

говорят вам «спасибо». А ещё у меня есть волшебная

корзинка, в ней живёт кошечка, давайте вместе ей споём.

Песня «Есть у киски глазки» сл. и муз. Г. Вихаревой

Матрёшка: Давайте вместе попробуем изобразить повадки кошки.

Под тихую музыку дети выполняют движения по текст,, а затем лежат на спине, расслабив мышцы рук, ног и закрыв глаза.

Осторожно, словно кошки, до дивана от окошка

На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь…

А теперь пора проснуться, распрямиться, потянуться,

Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка, спинку я прогну немножко,

А из блюдца с молочком полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик я помою, словно котик,

И опять свернусь колечком, белый кот у теплой печки.

Матрёшка: Ребята, а вы знаете, кто боится кошку?

Дети Мышки!

Муз. Рук. Правильно. Наша кошка сидит, притаилась, будто спит, а

мышки проворные гуляют и от  кошки убегают. Сейчас я вас

превращу в мышек и мы поиграем с кошечкой.

Глазки все закройте,

Медленно кружитесь,

В маленьких мышек,

Ребятки, превратитесь!


Подвижная игра «Кот и мыши», сл. и муз. М. Гоголевой.

Дети – «мышки» образуют круг, в центре сидит кошка - игрушка.

Вступление. Дети выполняют «пружинку».

1 куплет. Педагог поет и с кошкой в руках, выполняет движения по тексту. Дети идут по кругу, взявшись за руки.

На скамейке, у окна

Улеглась и дремлет кошка.

Вот теперь мышам раздолье,

Быстро вышли из подполья,

Разбрелись по углам,

Тащат крошки тут и там.

Проигрыш (вступление). Мышки разбегаются по залу, играют.

2 куплет. «Мышки» приседают (прячутся).

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает,

Коготочки распускает,

Мышек всех пугает.

Прыг – прыг, побежала –

Мышек разогнала.

Проигрыш . «Кошка» догоняет «мышек», те убегают в «норки».

Матрёшка:  А ещё у меня в корзинке лежат разноцветные платочки, вы хотите с ними потанцевать? (Дети отвечают).

«Танец с платочками», русск. нар. мелодия  “Полянка”.

Матрёшка показывает детям простые плясовые движения с платочком, побуждая детей повторять их.

 Матрёшка:   Молодцы! Вы подарили мне сегодня хорошее настроение

много улыбок, а это - первый знак дружбы и общения. И

давайте на прощанье закрепим наше знакомство танцем

дружбы.

Танец-игра «Здравствуй, друг!», муз. Песня «Капель» В.Алексеева

 Дети стоят врассыпную по всему залу. 

Вступление и проигрыш: выполняют повороты.

1 куплет: 

Зашагали ножки прямо по дорожке. (Гуляют врассыпную по залу).

Весело гуляли и друга повстречали. (Находят себе пару – друга). 

Припев: 

Здравствуй, здравствуй, милый друг! (Пожимают руки друг другу).

Ты посмотри вокруг.  (Разводят руки в стороны).

Ты мне только улыбнись!  (Улыбаются друг другу).

Крепко обнимись!  (Обнимаются).

Проигрыш:  (Дети кружатся в парах, держась за руки).

2 куплет: 

Зашагали ножки прямо по дорожке.  (Гуляют врассыпную парами по залу). Весело, гуляли, и друга повстречали.  (Находят нового друга – пару).

Припев:

Здравствуй, здравствуй, милый друг!  (Пожимают, руки друг другу).

Ты посмотри вокруг.  (Разводят, руки в стороны).

Ты мне только улыбнись!  (Улыбаются, друг другу).

Крепко обнимись!  (Обнимаются).

Проигрыш:  (Дети кружатся в маленьких кругах, держась за руки).

В конце танца - обнимаются.

 Матрёшка:  Ох, и развеселили вы меня. Но вам пора возвращаться в

детский сад. До свидания, ребята!

Муз. рук. На чем мы поедем обратно? Поезд отправляется в детский сад.

  Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд».

 Муз. рук. Мы вернулись в детский сад. А вам понравилось наше

путешествие к Матрёшке? Давайте на прощание все вместе

 негромко скажем: «Мы молодцы». 

Танцевальные игры для детей дошкольного возраста.


1. «Цепочка».

Цель: исследовать возможность вхождения в контакт, развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся в колонну и двигаются «змейкой». Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде воспитателя принимает различные формы: руки на плечи, на пояс, за руки, под руки т.д.

При этом воспитатель меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту – ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и т.д.



2. «Стоп – кадр»

Цель: снять внутренний зажим, помочь самосознанию и самопониманию, а так же высвобождению чувств.

Дети располагаются по всему залу в хаотичном порядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают:

1 вариант: в разных позах;

2 вариант: с улыбкой на лице.

Воспитатель делает комментарий, после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5 -8 раз).

3. «Ищем друг друга»

Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт, развивать чувство быстрой реакции.

Дети двигаются притопами по музыкальному залу хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается – каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).

4. «Дружные пары».

Цель: стимулировать общение детей, развивать способность взаимопонимания, умение использовать простые танцевальные движения в свободной пляске.

Пары импровизируют знакомые танцевальные движения, находясь в разном сцеплении:

• держась правыми руками,

• взявшись под руки,

• положив руки друг другу на плечи,

• положив руки на талию,

• взявшись двумя руками – лицом друг к другу (спиной друг к другу).

При смене сцепления делается пауза и меняется музыка.


5. «Будь внимательным»

Цель: снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, развивать ориентацию в пространстве, способствовать установлению межличностных отношений.

На первом этапе все дети повторяют движения ведущего (хлопки, притопы и т.д.).

На втором этапе участники делятся на две группы, которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя между собой. Пока одни танцуют – другие наблюдают, и наоборот.

6 .«Птички танцуют»

Цель: помочь детям осознать свои двигательные способности и возможность самовыражения, развивать умение выполнять имитационные движения.

Дети располагаются по всему музыкальному залу, принимая статичное положение (стоят, «сложив крылья», или приседают на корточки).

Воспитатель, исполняя роль волшебника, поочерёдно дотрагивается волшебной палочкой до участников, каждый из которых исполняет сольный танец птички. При повторном касании волшебной палочкой «птичка» снова замирает.

Воспитатель даёт комментарий, стимулируя проявление индивидуальности.

7. «Весёлый поход»

Цель: дать каждому ребёнку возможность ощутить себя в роли ведущего и ведомого.

Дети строятся колонной и двигаются «змейкой». Ребёнок, стоящий во главе колонны показывает каким шагом надо двигаться (притопы, поскоки, галоп и т.д.), остальные повторяют. Затем ведущий уходит в конец колонны и его место занимает следующий участник. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает во главе колонны. Каждый участник должен стараться не повторяться в движениях, придумывать свой вариант. Если при этом возникают затруднения, воспитатель приходит на помощь.

8. «Хоровод знакомств».

Цель: развивать навыки группового взаимодействия, чувства сплочённости, сопричастности, принадлежности, побудить к вступлению в межличностные отношения.

Дети образуют круг и, взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идёт в обратном направлении внутри круга, останавливается напротив любого ребёнка (в этот момент круг тоже прекращает движение), делает ему поклон и передаёт платок. После ответного поклона меняется с ним местами.

9. «Танцуют все»

Цель: разбудить эмоции, снять мышечные зажимы, создать настрой на работу.

Дети стоят или сидят, располагаясь полукругом. Воспитатель дает задание «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т.д. – дети импровизируют. По команде «танцуют все» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Воспитатель может сочетать объяснение с показом.

Игра обычно проводится в начале занятия и может быть частью ритмической гимнастики в танцевально – игровом тренинге.

10. «Веселая шляпа».

Цель: формировать комуникативные навыки, развивать способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, умение использовать простые танцевальные движения в свободной пляске.

Дети разбиваются на пары и импровизируют. Ведущий в шляпе ходит по залу, останавливается воле любой пары, надевает шляпу на голову одному из детей и меняется с ним местами. Игра повторяется, пока каждый не побывает в шляпе.




11. «Танцующий бубен»

Цель: стимулировать самовыражение детей, высвобождение чувств, развить умение импровизировать.

Все дети встают в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий с бубном в руках выходит в центр круга и танцует с ним, выражая в танце свои чувства, затем передаёт бубен любому участнику. Далее каждый участник проделывает то же самое, при этом он может по желанию вступить во взаимодействие с кем – либо из группы. Каждый сольный танец в конце награждается аплодисментами.

12. «КОТ И МЫШКА».

Цель: изучение движения «Шаг с носочка», а также соединение шагов с приседанием и прыжком.

Педагог показывает детям шаг с носочка и объясняет его при исполнении. Например «Так тихонько ходит котик за мышкой, чтобы ее поймать. Идет тихо, легко, делая шаг с носочка, чтобы мышка его не услышала. Котик делает несколько шагов. Затем делает прыжок на двух ногах - ловит мышку. Прыжок должен быть тоже тихим, котик готовится к нему, слегка приседает на двух ножках, потом прыжок двумя ногами, после прыжка приседает и хватает мышку. Мышка не слышит прыжка и не успевает убежать».

Слова педагога должны совпадать с показом, чтобы дети правильно воспринимали технику движений, что обеспечит им правильное исполнение и быстрое запоминание (дети делают четыре шага с носочка, полуприседание, прыжок на двух ногах вместе и полное приседание).

13. «ВОРОБЫШКИ».

Цель: разучивание легкого прыжка на обеих ногах на месте, с небольшими продвижениями вперед, и оборотами вокруг себя.

Педагог показывает движения, сопровождая их рассказом. «Воробышки прыгают легко, бесшумно, на месте и вокруг себя, ищут зернышки и не могут найти. Но вдруг кто-то кинул им крошечку. Увидев ее, птички воробышки небольшими прыжками продвигаются вперед к ней. Поднять крошечку, нужно присесть и прыгнуть, сделав полное приседание.

14. «ГНОМИКИ».

Цель: разучивание притопов и хлопков.

Педагог рассказывает детям: «Гномики возвращаются из лесу домой. У одних гномиков в руках корзиночка с грибами, у других гномиков корзиночки с ягодами. Они уставшие идут обычным шагом (шаг на каждую четверть). Они подошли к домику, но дверь не открывается. Кто-то поселился в домике гномиков.

Один гномик топает правой ногой (на «раз» - один притоп) Пауза, гномики слушают, но никто не открывает дверь домика, тогда все дети – гномики начинают выполнять один притоп. Но вновь тишина. Один гномик делает два притопа, остальные дети повторяют, (каждый на две четверти), но вновь тишина. Гномики сердятся, и выполняют три притопа. Из домика выходит волк, детки прячутся. Суть игры в том, кто кого перехитрит, или волк поймает кого-то из гномиков, и тот стает волком, или детки – гномики бегом спрячутся в домике.

Педагог, познакомив детей с содержанием игры, должен показать движения и притопы детям.

1-4 такт – гномики шагают

5-8 такт – хотят открыть дверь

9-10 такт - Старший гномик топает и прислушивается.

11-12 такт – Гномики топают и прислушиваются.

13-14 такт – Старший гномик делает притоп и прислушивается.

15-16 такт – повтор движений другими гномиками

17-18 такт – Все гномики выполняют четыре притопа и прислушиваются.

19-20 такт – Гномики прячутся

21-22 такт – Гномики бегут в домик.

После усвоения притопов, их нужно соединить с хлопками.                               


15. «ЛИСИЧКА».

Цель:  учить детей прыгать поочередно на одной ноге.

На «1» - небольшое приседание на правой ноге. Левую ногу оторвать от пола и согнуть в колене.

На «2» - подпрыгнуть на правой ноге. Левую ногу оставить в том же положении. Движения повторяются с той или другой ноги.

Можно также исполнять, начиная с шага:

на «раз» - шаг правой ногой вперед

на «и» легкий подскок на правой ноге

на «два» - шаг левой ногой вперед

на «и» легкий подскок на левой ноге. И так далее.

Игровое задание: один ребенок – лиса, остальные дети – птички.

Птичкам холодно на улице, и они скачут то на одной ножке, то на другой. Лесом тихо идет лисичка, она увидела птичек, и тихонько подкрадется к ним. Но птички, увидев лису, взлетают (легкий бег на носочках и машут «крылышками»). Кого лисичка поймала, тот стает лисой.

16.  «Остановка».

Цель: учить ориентироваться в пространстве, познакомить с новым помещением.  Развивать контроль  над движениями, умение использовать их в свободной пляске

Участники игры произвольно танцуют, выполняя различные танцевальные движения. Пауза. Задание: достать пальчиком до пола, показать пальцем руки или ногой, где находятся те или иные предметы (двери, люстра и так далее). 

17. «Путешествуем на паровозе».

Цель: развивать двигательную сферу детей, воображение, способность к двигательной импровизации. Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Дети становятся друг за другом «паровозиком». Ребенок, стоящий впереди, ведет «паровоз», останавливает его по сигналу. Воспитатель называет «полянку», на которую все прибыли («поляна белочек», «поляна зайчиков», «поляна птиц», «поляна сказочных гномов» и т. д). Дети выполняют имитационные движения. Воспитатель говорит: «Поезд отправляется!».  Дети строятся «паровозиком», ведущий уходит в конец цепочки. Игра повторяется.

18. Игра «Знакомство».

Цель: развивать социальные навыки и навыки игрового взаимодействия.

Дети стоят по кругу. Ведущий берет в руки игрушку, идет внутри круга, напевая знакомую детям песню. Песня заканчивается, он останавливается, говорит ребенку: «Никита, это – лисичка, а у тебя кто?» Ребёнок отвечает: «Это – медвежонок!». Ведущий и ребенок обмениваются игрушками, продолжают двигаться вместе с ними, напевая песню. Они подходят к другим детям, знакомят с игрушками, обмениваются, двигаются дальше и так далее. Постепенно песня запоминается и повторяется детьми.

19. «Игрушечный магазин».

Цель: развивающие осознанное отношение к себе и другим людям.

Воспитатель выбирает несколько детей и «превращает» их в разные «игрушки» (машину, куклу, мячик, мишку и т. п.). При этом он шепчет каждому ребенку на ушко, в какую «игрушку» он «превращается». Ребята изображают эти игрушки, а остальные дети угадывают. На заключительном этапе можно предложить детям поиграть с «игрушками», выполнить с ними какие-нибудь  действия (погладить куклу, покатать машину).

20. «Бубны и бубенцы».

Цель игры: развивать умение слушать и концентрировать внимание.

Дети делятся на группы соответственно типам инструментов: в одной группе – с бубнами, в другой – с бубенцами. Когда начинает звучать музыка, все танцуют, свободно передвигаясь по комнате. Музыка смолкает, участники образуют две группы (с бубнами и с бубенцами). Музыка звучит вновь, группы смешиваются и все танцуют. Игра продолжается.