Г.Г. Ерёмина
МБДОУ детский сад «Солнышко», р.п. Сурское
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РЕГИОНАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нравственный облик личности зависит
от того, из каких источников черпал
человек свои радости в годы детства.
В. Сухомлинский
Современный этап развития нашего отечества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей все больше познать и понять историю и культуру своего народа. Рост национального самосознания, в свою очередь, остро ставит проблему воспитания молодёжи уже с дошкольного возраста средствами национальной и, прежде всего, региональной культуры, которая является первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей.
Необходимо с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России.
Процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством приобщения к культурно-историческим ценностям Сурского края стал предметом изучения педагогического коллектива детского сада «Солнышко» р.п. Сурское. Педагоги поставили перед собой очень важные задачи: воспитывать у детей любовь к родному поселку, чувство сопричастности и гордость за принадлежность к гражданам России, повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Для решения данных задач была разработана программа «Родное Присурье», рассчитанная для детей дошкольного возраста. [1]
Я почти 35 лет работаю воспитателем в детском саду, более десяти лет из них веду кружок по лепке из солёного теста «Умелые мастера», и пришла к выводу, что для развития и поддержания у дошкольников активного, устойчивого интереса к родной культуре чрезвычайно важно, чтобы их деятельность была творческой и давала материализованный результат — новый продукт. Искусство изготовления из соленого теста сохранилось и до наших дней. Соленое тесто – чудесный материал для детского творчества. Пластичный, мягкий, интересный, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Поделки из теста обладают своей особой целебной аурой, приносят в наш мир чувство уюта и умиротворения, поэтому я и остановила свой выбор на тестопластике.
Для дошкольников изготовление поделок из соленого теста является не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает.
Этот удивительный и замечательный вид рукоделия - лепка из соленого теста, также известен как тестопластика, мукосолька и биокерамика. Тестопластика имеет свою интересную историю. Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это и обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалось, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия, достатка в семье и защита от «тёмных сил». Бедный народ и крестьяне изготавливали для себя обереги из подручного материала. Мужчины выпиливали обереги из дерева, вытачивали из камня, а женщины мастерили их из глины, ткани и обычного солёного теста.
Основным занятием народов Симбирского Поволжья было земледелие: сеяли озимую рожь, из яровых – овёс, гречиху, полбу, просо, ячмень, пшеницу, горох. Значит, было из чего слепить и чем украсить обереги и различные фигурки-игрушки из теста. Ранее в каждой сельской семье, можно с уверенностью сказать, что и в Промзинской, женщины (от мала до велика) умели украшать собственное жильё небольшими фигурками из теста с нанесением традиционной обережной символики.
Планируя работу по тестопластике, я старалась подобрать темы с учетом сезона и календарных праздников, брала то, что детям близко и дорого. С ребятами мы учились лепить героев из сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Три поросёнка», а также различных птиц, животных, насекомых, передавая их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей.
Мы познакомились с техникой рельефной лепки и лепили подарки для мам: картины с цветами и ягодами. Научились создавать объемные коллективные композиции из соленого теста «Времена года» для украшения детского сада. С удовольствием изготовили для дома обережный талисман - подкову, которая символизирует полную чашу и приносит в дом счастье. К христианскому празднику «Пасха» слепили подставки для яиц, пасхальные подвески и открытки с аппликацией из солёного теста, к празднику «Рождество Христово» - рождественские ёлочные игрушки.
Дети с большим увлечением и радостью делились своими впечатлениями с домочадцами. Тесный контакт с родителями всегда помогает в работе, многим родителям давались индивидуальные рекомендации по лепке из солёного теста.
Для сотрудников ДОУ был проведён мастер-класс «Вот такая история у Мукосольки!». Воспитанники принимали участие в конкурсах, выставках, на различном уровне, на некоторых из них дети побеждали или были награждены дипломами и грамотами.
Региональные культурные традиции обладают богатым педагогическим потенциалом: способствуют расширению кругозора, культурных интересов, формируют навыки выполнения творческих заданий, развивают мышление, активизируют интерес, учат реконструировать и трансформировать усвоенный социально-художественный опыт в новых ситуациях для решения новых познавательных задач и, в конечном счете, воспитывают у детей чувство любви к малой Родине, через нее - гордости за великую страну, чувство патриотизма.
Список литературы:
Андрианова Е.И. Программа «Родное Присурье» как средство приобщения дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края в условиях реализации ФГОС ДО // Детский сад от А до Я. 2016. -№ 5. - С.81-90.
Ронделли Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М.: Просвещение, 1984. – 144с.
Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009. — 128 с.
Тихонова А.Ю. Секреты симбирских мастеров: Приобщение дошкольников к региональным художественным ремёслам. – Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 52 с.
Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.