Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Ф.И.О. Худорожковой Дарьи Сергеевны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 33 «А»)
Дата: 13.04.2021
Методист: Соломина Елена Владимировна
Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна
Группа: Старшая группа (5-6 лет)
Тема: Пересказ Русской народной сказки в обработке А.Н. Толстого «Заяц-хвастун»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Вид НОД: Приобщение к художественной литературе
Форма НОД: Пересказ
Виды деятельности: Игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная
Форма организации: Фронтальная, индивидуальная
Планируемый результат:
Дети проявляют желание слушать новые сказки (на примере русской народной сказки «Заяц-хвастун»), сопереживать героям произведения;
Дети проявляют желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками;
Дети проявляют бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Заяц-хвастун»;
Дети проявляют связную речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хвастун»;
Дети проявляют любознательность;
Дети вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок;
Дети проявляют умение вступать в диалог с детьми и взрослым;
Дети проявляют инициативу и самостоятельность;
Дети проявляют умение отвечать полным предложением;
Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Заяц-хвастун»;
Словарный запас детей обогащен новыми словами: «гумно», «кокорина», «потрепала», «овес».
Цель: Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Заяц-хвастун» и пересказа сказки.
ЗАДАЧИ образовательной деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: Воспитывать желание слушать новые сказки, сопереживать героям произведения. Воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками. Воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Заяц-хвастун». 2.Развивающие задачи: Развивать связную речь детей в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хвастун» Развивать любознательность. Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок. Развивать умение вступать в диалог со взрослым и детьми. Развивать инициативу и самостоятельность в общении. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать у детей умение передавать характер героев сказки. 3.Обучающие задачи: Познакомить детей с русской народной сказкой «Заяц-хвастун» Обогащать словарь детей новыми словами: «гумно», «кокорина», «потрепала», «овес». | Юля – развивать умение слушать сверстников, не перебивая их. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.
Методы воспитания:
Поощрение, беседа, чтение.
Методы: обучения:
Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание, объяснение.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: игра, упражнение.
Список использованных источников:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Русская народная сказка «Заяц-хвастун» в обработке А.Н. Толстого.
Средства обучения: книга – русская народная сказка «Заяц-хвастун», опорные картинки для пересказа.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок о животных (героях сказки).
Задача: развивать слухоречевую память детей, развивать инициативу и любознательность детей.
Оборудование: картинки с изображением животных
Ход: Ребята, нам жители из волшебной страны «Любознайкино» прислали загадки, вы хотите их отгадать? Здорово, тогда слушайте внимательно.
Во дворе я — королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст — и спит,
Кочерыжку съест — и сыт. (Заяц)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
Индивидуальная работа:
Дидактическая игра: «Кто в какой сказке живёт?»
Задача: развивать связную речь ребенка в процессе дидактической игры: «Кто в какой сказке живет?», развивать память ребенка.
Оборудование: изображения героев различных сказок
Ход: Миша, мы читали очень много интересных произведений, и кажется, я перепутала всех героев и теперь они живут не в своих сказках, ты можешь помочь мне вспомнить кто в какой сказке живёт?
Кто это? Журавль
А в какой сказке он живет? (Журавль живет в сказке «Лиса и журавль»)
Кто это? Лиса, петух, заяц
А в какой сказке они живут? (Лиса, петух и заяц живут в сказке «Заюшкина избушка»).
Кто это? Ворона, заяц, собака
А в какой сказке они живут? (Ворона, заяц, собака живут в сказке «Заяц-хвастун»).
Ход деятельности
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивационный этап Задачи: -заинтересовать детей на предстоящую деятельность; -воспитывать желание слушать; развивать любознательность; развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками. -воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Заяц-хвастун». | Эмоциональное - стимулирование; Беседа; Игровая ситуация. | Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Дети стоят полукругом перед воспитателем. -Ребята, вы представляете, у нас в группе появилась новая книга. Хотите узнать, что это за книга? Ответы детей - Вы когда-нибудь видели раньше эту книгу? Ответы детей - Ребята, это русская народная сказка и называется она «Заяц-хвастун». -Ребята, а давайте все вместе вспомним, как нужно обращаться с книгой, чтобы ее не порвать и не помять страницы. -Правильно, ребята, нужно листать страницы книги бережно, аккуратно. Нельзя кидать книгу, вырывать из рук. - Ребята, я предлагаю вам рассмотреть нашу книгу, и подумать, кто же мог стать ее героями. Посмотрите на обложку, кто здесь изображен? Ответы детей - Ребята, совершенно верно, главными героями будет заяц и ворона. -Ребята, вы хотели бы узнать, какая история произошла с ними? Ответы детей -Я предлагаю вам ее прочитать, вы согласны? Ответы детей -Садитесь на стульчики. Не забывайте, что спинку мы держим ровно, прямо. Молодцы! | Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание, слушают воспитателя, вступают в диалогическое общение. | Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности, проявляют желание слушать, умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками. Дети демонстрируют бережное отношение к книге. |
2. Чтение русской народной сказки и беседа 2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ (запоминание) Задачи: -познакомить с русской народной сказкой «Заяц-хвастун»; -формировать интерес к чтению; -воспитывать желание слушать новые сказки, сопереживать героям произведения. | Художественное слово; Выразительное чтение; Иллюстрация; Демонстрация. | Воспитатель читает сказку Воспитатель показывает иллюстрации в книге. | Дети внимательно слушают сказку, рассматривают иллюстрации из книги. | Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Заяц-хвастун» проявляют интерес к чтению; умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения. |
2.2 Работа над текстом. Беседа Задачи: -обогащать словарь детей новыми словами: «гумно», «кокорина», «потрепала». -вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок; развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками. | Беседа; Эмоциональное стимулирование; Поощрение; Иллюстрация | Воспитатель задаёт вопросы, побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение. -Ребята, скажите, вам понравилась русская народная сказка «Заяц-хвастун»? Ответы детей -А что вам в этой сказке особенно запомнилось? Ответы детей - Как вы считаете, о чем эта сказка? Ответы детей - Ребята, а вам понятно слово «гумно»? Что оно означает, как вы думаете? Ответы детей - Ребята, гумно – это огороженный участок земли в хозяйстве, предназначенный для хранения зерна. - А как вы понимаете слово «кокорина», что оно обозначает? Ответы детей - Кокорина – это нижняя часть дерева, по-другому можно сказать, что это пень. - Ребята, а как вы поняли слово «потрепала», что оно обозначает? - Потрепала – то есть проучила (побила). - Ребята, а что означает слово «овес». Как вы думаете? Ответы детей - Ребята, овес – это хлебное однолетнее растение. - Скажите, а какие герои нам встретились в сказке? Ответы детей - Как вы думаете, каким был заяц? Ответы детей - Правильно ли сделал заяц, когда так хвастался? Ответы детей - Ребята, а что говорил заяц про себя? Ответы детей - А какой была ворона? Ответы детей - Что с ней произошло? Ответы детей - Кто за ней погнался? Ответы детей - Как заяц ей помог? Ответы детей - Что ворона сказала зайцу, после того, как он ее спас? Ответы детей - Ребята, а вы бы помогли вороне? Ответы детей - Молодцы! -Как вы думаете, чему научила нас эта история? Ответы детей | Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя, слушают друг друга; выражают собственные чувства, мысли, говорят непонятные ими слова, слушают их объяснение | Дети умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы рассматривания иллюстраций, картинок; Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «гумно», «кокорина», «потрепала», «овес». |
Игра - имитация «Герои сказки» Задача: Развивать у детей умение передавать характер героев сказки. | Беседа; Игра. | Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Дети стоят полукругом перед воспитателем. - Ребята, предлагаю вам поиграть в очень интересную игру, а называется она «Герои сказки». - Давайте с вами вспомним, каким был заяц? Ответы детей - Попробуем это показать? - Замечательно! - Ребята, а какой была ворона? Ответы детей - Давайте и ее покажем. Молодцы! - Кто еще был в сказке? Ответы детей - Молодцы! Попробуем показать? Ответы детей - Замечательно! | Дети слушают педагога, играют в игру «Герои сказки». | Дети проявляют умение передавать характер героев сказки. |
Физкультминутка Задачи: -снять мышечное напряжение. | Показ; Упражнение; Художественное слово. | Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости. Вышел зайчик погулять Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) Вот он скачет вниз по склону, Забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.) Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) Замер зайчик средь травы. А теперь замрем и мы! (Дети садятся.) | Дети выполняют упражнения по образцу. | Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности. |
2.3 Повторное чтение с установкой на пересказ (запоминание) Задачи: - воспитывать умения слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; - формировать интерес к чтению; - развивать инициативу и самостоятельность в общении. | Выразительное чтение; Опорные картинки для пересказа. | Воспитатель читает второй раз сказку и раскладывает картинки-мнемоквадраты, обозначающие последовательность действий | Дети внимательно слушают сказку, рассматривают картинки, запоминают сказку. | Дети умеют слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; проявляют интерес к чтению. проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
2.4 Пересказы детей Задача: - развивать связную речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хвастун» | Пересказ; Рассказывание; Поощрение; Опорные картинки для пересказа. | Воспитатель эмоционально вовлекает в слушание пересказов. - Ребята, кто хочет попробовать рассказать нам русскую народную сказку «Заяц-хвастун» по картинкам? | Дети пересказывают содержание сказки, слушают сверстников. | Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хвастун». |
3. Рефлексия. Задачи: - формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности - развивать умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками. | Беседа | Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми. -Скажите, а как называется сказка, которую мы сегодня с вами пересказывали? Ответы детей -Какой из героев сказки вам понравился больше всего? Почему? Ответы детей -Ребята, скажите, чему учит нас эта сказка? Ответы детей -Ребята, скажите, а что вам помогло при пересказе (рассказывании) сказки? Ответы детей -Или вам легко было пересказывать (рассказывать) сказку по картинкам? Ответы детей | Дети отвечают на вопросы; слушают друг друга; выражают собственные чувства, мысли; выстраивают полное предложение. | Дети проявляют умение подводить итоги; проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и детьми, и сверстниками; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
Открытость Задачи: - ориентировать детей на самостоятельную деятельность; - развивать инициативу и самостоятельность в общении. | Беседа | -Ребята, а сейчас я вам предлагаю нарисовать зайца и ворону, после этого мы устроим выставку. Наши рисунки будут нам напоминать об этой хорошей сказке. | Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы. | Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
Русская народная сказка «Заяц-хвастун»
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
—
Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
5