СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение к валеологической культуре детей дошкольного возраста через занятия физической культурой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

приобщение к валеологической культуре детей дошкольного возраста через физическую культуру.

Просмотр содержимого документа
«Приобщение к валеологической культуре детей дошкольного возраста через занятия физической культурой.»

ГККП «Ясли – сад №7»









Приобщение к валеологической культуре детей дошкольного возраста через занятия физической культурой.














Подготовил инструктор по физ. воспитанию: Турчев В.В.


Костанай

2018

Учёными установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. К сожалению, в последнее время увеличилось количество больных детей, посещающих дошкольные учреждения. Этому, конечно, есть объяснение – неблагоприятная экологическая обстановка, низкий уровень валеологической культуры. Латинское слово VALEO переводится как "здравствовать, быть здоровым". Основываясь на нем, современная наука о здоровье получила название - валеология.
Согласно современным научным представлениям, здоровье человека - это его способность к развитию. Раннее валеологическое развитие - это целостное физическое, психическое и интеллектуальное развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет путем самостоятельного приобретения ими знаний и навыков решения проблем своего здоровья.

Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми.

Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами в игры, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Учитывая всё вышеизложенное, я пришел к выводу о необходимости формирования у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, через физкультурные занятия.

По сути, маленький ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, психотерапевтом, тренером.

Цель таких занятий:

  • Дать детям знания о человеческом организме

  • Сформировать потребность в здоровом образе жизни

  • Развивать самосознание.

Исследовав уровень физического развития детей, и проанализировав знания детей о здоровом образе жизни, мною была разработана система валеологическогих занятий, которая позволяет в комплексе решать задачу оздоровления детей.

Система работы велась по трем основным направлениям:

  • Работа с детьми

  • Совместная работа с воспитателями

  • Взаимодействие с родителями


На каждый возраст я предусмотрел определённый минимум знаний, умений и навыков.

Формирование навыков здорового образа жизни и валеологических знаний я провожу поэтапно.

  • На 1этапе (в младшем дошкольном возрасте) формирую культурно-гигиенические знания и двигательные навыки детей:

  • Младшая группа – серия «Мир животных» - у животных можно многому научиться, как заботиться о себе, о своём здоровье, о своей гигиене.

  • На 2 этапе (средний дошкольный возраст) продолжаю формировать культурно-гигиенические навыки, закрепляю двигательные навыки детей, воспитываю дружеские взаимоотношения, учу работать сообща:

  • Средняя группа – серия «В гости к сказке» - дети всегда тянутся к сказке. Они живут не в реальном мире, а в мистическом. Без сказки детство ребёнка тускло, лишено полёта и радости, а, следовательно, вредно для здоровья. Самое главное – это помочь ребёнку ощутить себя участником сказки, чтобы научиться делать жизнь и быть здоровым.

  • На 3 этапе (старший дошкольный возраст) формирую представления детей об Олимпийском движении; знакомлю с видами спорта; знакомлю со строением организма человека, его внутренними органами; закладываю основы ЗОЖ:

  • Старшая группа – серия «Хочу всё знать!» - в этом возрасте у детей появляется стремление узнать новое, многому научиться. Здесь мы начинаем знакомиться с первобытным миром, с происхождением Олимпийских игр, со своим организмом.

1 этап.

В младшем возрасте у ребёнка закладываются основы культурно-гигиенических навыков, хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является двигательная активность детей, где, прежде всего: произвольность движений, речи, контакт с окружающими людьми, вещами.

Действуя с вещами, ребёнок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения, на основе овладения речью появляется начало управления собственным поведением. Игры и упражнения в досугах я подбирал со словами, и конечно использовал те игры, которые закрепляют навыки выполнения циклических упражнений (бег, ходьба, прыжки). Работая с малышами, очень важно создать эмоциональный фон, подобрать игровой материал так, чтобы он был понятен, интересен. Ребята то «превращались» в «котят», то в «лошадок», то в «поросят», то в «щенят» и т.п. Во время проведения досугов сочетаю словесные и наглядные методы.

Я стараюсь помочь детям приобрести первичные навыки здорового образа жизни, побудить их к размышлениям. Например, досуг типа «Дружные котята» показал детям, что режим соблюдают не только ребята, но и животные. Сначала котята «просыпаются», «потягиваются», играют с «клубком», умываются, а потом выполняют свою работу (также, как родители идут на работу) - «ловят мышей» и т.д.

Дальше задачи усложнялись. Ребята должны уже были проявить физические и волевые качества: смелость, внимание, отзывчивость. На досуге «Весёлые поросята» дети друг другу помогали спастись от волка;


2 этап.

Для реализации 2 этапа с детьми среднего возраста я использую сказки. Сказки имеют большое психологическое значение для детей. Детское сознание выделяет животных, определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей («волки», «медведи» олицетворяют трудности, которые нужно преодолеть). Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страхов у детей. В сказке герой всегда выходит победителем. Ребенок хочет стать таким же смелым, находчивым, решительным.

Также в работе с детьми я использую народные игры. Стараюсь преподнести их так, чтобы они были детям в радость, а не навязывались. Знакомство детей с народными играми расширяет кругозор, обогащает словарь.

В игре «Жмурки» ребята поняли, как тяжело ловить играющих с завязанными глазами. А я смог проанализировать умение детей ориентироваться в пространстве, и конечно немного рассказать о важности зрения.

В дальнейшем, я заметил, что дети начали проявлять себя:

  • старались быть смелыми

  • проявляли фантазию

Воспитатели в средних группах очень отзывчивы. Во время досугов - исполняют роли, играют и соревнуются вместе с детьми.

Для детей досуги, на которых им рассказывают, почему нужны глаза, почему надо знать, какие грибы ядовитые, почему нельзя есть много сладкого, как беречь свои зубы - это игра, а для меня возможность научить детей ЗОЖ с помощью валеологических знаний.

В результате проведённой работы дети закрепляют ОВД, узнают много интересных игр и много интересного о себе и своих возможностях, становятся более самостоятельными, активными, эмоциональными.


3этап.

Организуя работу с детьми старших групп, я основываюсь на особенности данного возраста. Дети в этом возрастном периоде начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в д/с, у них проявляется потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Значит надо поддержать у детей ощущение «взрослости» и вызвать у них стремление узнать новое, многому научиться, поощрять инициативу, творчество, развивать волевые качества, учить преодолевать трудности. Учитывая это, я решил познакомить детей с развитием Олимпийских игр. Сначала мы попали с ними в каменный век, где поняли, чем человек отличается от животных, вспомнили культурно-гигиенические требования, которые необходимо выполнять для того, чтобы жизнь была здоровой и долгой, совершенствовали навыки в метании, прыжках, ползании. Потом побывали на «первых Олимпийских играх», там мы сравнивали виды спорта, которые дошли до наших времён, соревновались друг с другом в ловкости, меткости, узнали, что такое клятва.

Сейчас много говорят о толерантности. Уважение к людям разных национальностей является одной из ключевых задач на современном этапе развития общества. В связи с этим воспитание детей в духе дружбы, согласия, миролюбия – определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном учреждении.

В характеристике возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста сказано: «Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании».

Подводя итоги своей работы, считаю, что цель и задачи выполнены. Чрезмерно подвижные дети стали проявлять внимательность, стали добиваться точности выполнения заданий, а малоподвижные научились хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом принимать участие в коллективных играх, и проявлять такие качества, как быстрота, ловкость, гибкость. У детей сформировано элементарное представление о здоровом образе жизни.

Результат.

Дети знают:

- части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина)

- органы чувств (глаза, уши, нос, язык)

- зачем нужны органы чувств и части тела

- зачем нужен рот и зубы

- как надо следить за чистотой своего тела

- для чего надо выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику

- почему надо следить за осанкой

- название некоторых внутренних органов (сердце, лёгкие)

- элементарные способы оказания первой помощи