Направление: «Сохранение традиций многонациональной культуры: Год карельских рун» (региональный компонент)
1 слайд | Огромную важность на непрерывное образование личности оказывают вопросы знания истории и культуры своей малой родины. Важной целью современного образования и одной из приоритетных задач государства и общества является воспитание у младшего поколения любви к своей малой родине. В ФГОС НОО акцентируется внимание на воспитание у учащихся любви, гордости, уважения к людям своего края, развитие интереса к истории, культуре, традициям своего народа, а также формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного края. |
2 слайд | Все начинается с детства! Начальная школа - начало всех начал! Она первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. |
3 слайд | Маленькие дети любознательны, им все интересно. Детям, только начинающим познавать мир, приобретать жизненный опыт, наиболее важно получить основные и простые понятия о жизни и людях в доступной интересной форме. Именно в эти годы сказки, песни, легенды, былины, руны легко входят в сердца детей. |
4 слайд | 2021 год объявлен в нашей Республике - Годом карельских рун. Карельские руны являются одним из важнейших элементов духовной культуры нашего края. Руны сопровождали карелов на протяжении всей жизни. В детстве это были колыбельные песни, потом руны пели в часы досуга, проводили с ними различные обряды, лечили с их помощью болезни и боролись с любыми напастями. |
5 слайд | В Карелии собраны многие тысячи народных рун. Только в северной российской Карелии было собрано в XIX веке почти 5 тысяч вариантов рун, записанных от семисот народных певцов. |
6 слайд | Они легли в основу всемирно известного карело-финского эпоса «Калевала», созданного собирателем рун Элиасом Лённротом (1802-1884), который посвятил им всю свою жизнь. Эпическая поэма «Калевала» стала памятником народным рунам. Благодаря этой книге знание о карельской поэтике распространилось по всему миру. Сегодня я хочу с Вами поделиться своим опытом, как посредством карело-финского эпоса «Калевала» я приобщаю младших школьников к традициям карельской культуры |
7 слайд | Первоначальное знакомство учащихся с эпосом «Калевала» я провожу во 2 классе в ходе изучения темы: «Достопримечательности Республики Карелия», где мы говорим о ценности этого эпоса, его создателе, слушаем исполнение рун, пробуем самостоятельно их читать, как делали это карельские сказители. Так давай свои мне руки, Пальцы наши вместе сложим; Песни славные споем мы, Начиная с самых лучших: Пусть друзья услышат пенье, Пусть приветливо внимают… |
8 слайд | Конечно, для восприятия рун, их осмысления учащимися младшего школьного возраста требуется специальный комплекс методов, способов и видов работ, т.е. смысл их доступен для них при подробном объяснении учителя. Для этого очень подходит книга Александры Иосифовны Любарской «Калевала» в переложении для детей. |
9 слайд | Итак, какие же знания учащиеся начальной школы получают о родном крае, знакомясь с содержанием эпоса? Прежде всего, о природе. На протяжении всего произведения мы видим описание природы Карелии. Например, Похъела описывается так, что мы будто на себе ощущаем её ледяное дыхание. Снегу в Похъеле не мало, Льду в деревне той обилье. Снега реки, льда озера, Там застыл морозный воздух, Зайцы снежные там скачут, Ледяные там медведи На вершинах снежных ходят, По горам из снега бродят, Ледяных там много уток. (руна 48) |
10 слайд | -А природа Калевалы уже другая. Шумные реки, водопад, озера, полные окуней, лещей, сигов и щук, веселые острова на озерах, на них – зелёные рощи. Но самое главное–лес, с его непроходимыми топями, со светящимися в старых пнях, с разнообразными зверями и птицами. Густо рощи разрослися, Поднялись леса на воле, Распустились листья, травы, По ветвям порхали птицы, Там дрозды запели песни И кукушка куковала. Вышли ягоды из почвы И цветочки золотые. Разрослись густые травы, И цветочки запестрели. ( руна 46) |
11 слайд | Деревья и кустарники, болотца и холмы, ягоды на опушках, лесные узкие тропинки, озера и водопады, могучие скалы и реки – такой разнообразный мир разворачивается перед нами. Это нарядный мир, где поют птицы, бегают звери. |
12 слайд | Дети делают вывод, что природа на севере и юге Карелии отличается. - А почему лес занимал так много места в эпосе ? А потому, что вся жизнь наших предков была связана с лесом, здесь они занимались одним из основных видов промысла – охотой. |
13 слайд | Природа в «Калевале» - это место труда человека. Шкуры зверей идут на одежду, жилы - на верёвки, деревья - на постройку лодки….. Побежал челнок дощатый… Стонут весла из рябины. Ручки их, как куропатки, Их лопатки, как лебедки, |
14 слайд | Из эпоса учащиеся узнают о национальном музыкальном инструменте карел – кантеле. Конечно, их завораживает и изумляет его изготовление. Первый инструмент Вяйнямейнен смастерил из костей рыбы, Короб кантеле откуда? Он из челюсти той щуки. Гвозди кантеле откуда? Из зубов огромной рыбы. Струны кантеле откуда? Из волос коня у Хийси. Создан короб многострунный, Кантеле давно готово, Короб тот из щучьей кости, Кантеле из рыбьих перьев. А второй – сделал из березы Сделал старый Вяйнямёйнен Из березы той утеху,.. «Гвоздочки» взял у кукушки, струны – из волос девы….. |
15 слайд | Кантеле – это не только уникальный музыкальный инструмент, это, прежде всего, особая эстетика национальной культуры, связанная с исконными духовными традициями коренных народов нашего края. В нем словно скрыта какая-то тайна, а звучание его завораживает волшебной лиричностью, раскрывая законы мирозданья. Помимо 50 рун Эллиас Лённрот включил в «Калевалу» свадебные песни и обряды, заговоры-обереги и заклинания. Изучая образ главного героя эпоса Вяйнямейнена - обладающего магическими способностями, и изумляясь как при помощи волшебных заклинаний и чародейства, он может подчинять себе весь окружающий мир, включающий не только живые существа, но и природные явления, ребята узнают, что у народов нашего края эпические и лирические песни исполнялись в повседневном быту, при любых обстоятельствах исполнялись заклинания, причитания. Существовали обряды рыбной ловли, строительства жилья, и т.д. Каждый обряд сопровождался заклинаниями— поэтическими по форме, древними по содержанию; в них впечатлял не только текст, но и способ исполнения. Конечно же, изучая эпос «Калевала» учащиеся проникаются симпатией к главным героям эпоса: мудрому старцу Вяйнямёйнену |
16 слайд | бесстрашному весельчаку – охотнику Леммикяйнену, |
17 слайд | кузнецу Илмаринену, |
18 слайд | красавице Айно. |
19 слайд | Благодаря резкому разграничению добра и зла фольклорные образы всегда ясны и доступны восприятию детей и помогают им сформировать своё отношение к происходящему вокруг них, влияют на творческое воображение, интеллектуальное развитие и оставляют неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка. |
20 слайд | Так, читая как Илмаринен, выковал мельницу «Сампо» - символ счастья, благополучия и изобилия народа, им хочется самим изготовить её. |
21 слайд | И очень они переживают, что во время борьбы героев Калевалы и старухи Лоухи мельница «Сампо» разбивается, а её обломки тонут в море. |
22 слайд посдедний | На занятиях мы выполняем макеты карельского ландшафта. Ведем словарик сложных слов, из природного материала создаем образы любимых героев и сюжетов эпоса и т.д. Главные герои эпоса, любят свою родину и хотят, чтобы её народ жил богато и счастливо! Так, и маленькие читатели проникаются гордостью и уважением к своему народу, любовью к родному краю! И у них возникает желание изучать историю своей малой родины, узнавать имена людей, посвятивших жизнь процветанию и благосостоянию нашей республике! |
- | Народные карельские эпические песни – руны, учёные считают одними из самых древних в мировом фольклоре. Сегодня карельские руны включены в электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России. Русскоязычный читатель познакомился с карельской поэзией еще до рождения «Калевалы», благодаря ссыльному писателю, поэту-декабристу Фёдору Николаевичу Глинке. Глинка, как истинный поэт, чувствовал красоту карельской природы, проникся симпатией к карельской поэзии, слыл мастером поэтического пейзажа, и оценил прелесть карельского языка: Край этот мне казался дик: Малы, рассеяны в нем селы; Но сладок у лесной Карелы Ее бесписьменный язык. Федор Глинка, поэма «Карелия», 1830г. У нас с Вами есть сегодня возможность погрузиться в мир карельской поэзии и оценить красоту карельских рун! Сейчас ученица 9в класса нашей школы Николь Стаатс прочтет нам руну № 7 из эпоса «Калевала» на финском языке.. |
- |
- |
| Выступление Николь Стаатс |
- | Спасибо за внимание! Автор: Омельченко С.В., учитель нач.классов МОУ «Средняя школа №38» г.Петрозаводска |