Приобщение обучающихся к художественным ценностям
в условиях социокультурной среды малого города
Прокофьева Нонна Ивановна
г. Котовск Тамбовская область,
преподаватель, концертмейстер
МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»
Во все времена искусство служило постоянным напоминанием о существовании идеального мира красоты и совершенства. Проблема приобщения учащихся к общечеловеческим, художественным ценностям особенна актуальна в наше непростое время, так как современное человечество все более демонстрирует растущую неспособность выполнить свое предназначение – сделать наш мир совершенней, богаче духовно и нравственно. В обществе, подавленном бессмысленной жестокостью, грубостью и злобой, музыка как вид искусства, продолжает настойчиво и неуклонно утверждать стремление к чистоте и доброте.
Известно, что искусство полифункционально. Среди его функций эврико-познавательная, коммуникативная, воспитательная, суггестивная (внушающая), гедонистическая и эстетическая. Все функции искусства тесно взаимосвязаны, а в вопросе приобщения обучающихся к художественным ценностям доминирующей является воспитательная функция, которая проявляется в просветительской и исполнительской деятельности.
Формы мероприятий могут быть различными. Например, музыкальный лекторий на базе общеобразовательной школы, либо школы искусств как пропаганда классического и современного искусства, различных стилей и направлений.
Музыкальный лекторий, автором которого я являюсь уже несколько лет, вышел за рамки школы и стал городским мероприятием. В настоящий момент он охватывает все более широкие слои населения: это не только учащиеся, но и взрослая публика. Лекторий становится местом встреч единомышленников.
Цели и задачи музыкального лектория разнообразные: пробуждение глубокого интереса к искусству, расширение музыкального кругозора обучающихся, развитие их художественного вкуса, осознание целительных сил искусства в жизни ребенка для регуляции его здоровья и создание оптимальных условий для развития положительных чувств и эмоций.
Заинтересовать публику, особенно детскую, совсем непросто. И уже с первых минут необходимо установить контакт со слушателями. Образная выразительная речь, свободная импровизация, уверенное владение текстовым материалом, яркие иллюстративные примеры, - все это благотворно влияет на публику. Не менее важная роль отводится активности зрителя. Часто юные слушатели в начале беседы пассивны, равнодушны, несколько закрыты для соприкосновения с настоящим искусством. «Открыть» их души позволяют проблемные вопросы лектора. Именно они делают каждого слушателя собеседником.
Тематика лекций должна быть разнообразной, что позволяет представить широкие горизонты, открывающиеся при рассмотрении музыки в ее сочетании с другими искусствами, с различными историческими событиями, то есть во всех ее жизненных связях. Так как воспитательная функция искусства формирует строй мыслей и чувств, она часто выступает в катарсическом аспекте. В связи с этим целесообразно включение в музыкальный лекторий духовной тематики. Приведу некоторые конкретные темы лекций-концертов.
«Колокольный звон – особый феномен музыкальной культуры». Эта тема способствует духовному росту детей и взрослых. Она доступна, показывает широкое использование колокольности в различных видах искусства, изобилует яркими музыкальными, поэтическими, живописными иллюстрациями, интересными историческими сведениями о колоколах. Слушатели знакомятся с разновидностями колокольного звона, со старинными преданиями и обычаями, связанными с колоколами. Большой интерес у зрителей вызывает исполнение фортепианной пьесы С. Слонимского «Колокола». Произведение исполняется на струнах, имитируя звон колоколов, и это необычно и интересно для публики.
«Образ Богородицы и его воплощение в музыке». Это ещё одно соприкосновение с духовной культурой. Обращение к образу Пречистой Девы Марии вызвало к жизни замечательные образцы классической музыки, написанной И. С. Бахом, А. Каччини, Ш. Гуно, Ф. Шубертом. Слушая эти произведения, словно возносишься ввысь, нравственно очищаясь. Беседу можно сопроводить рассказом о некоторых иконах Пресвятой Богородицы. Такая тематика лекции способствует эстетическому воспитанию, позволяет проникнуться духовным началом культуры.
В рамках исторического краеведения можно предложить тему «Выдающиеся деятели культуры и искусства на Тамбовщине». В данном материале много исторических сведений, рассказывается о деятельности Г.Р Державина, Е.А. Баратынского, А.Н. Верстовского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова И.А. Шатрова, В.И. Агапкина. Приводится много ярких музыкальных и поэтических иллюстраций. В процессе восприятия музыкального материала слушатели знакомятся с различными разновидностями русского романса (элегией, балладой, романсом в национальной форме). Обучающиеся имеют возможность услышать и современных поэтов, композиторов и художников Тамбовщины.
Ещё одно замечательное соприкосновение с историей и духовностью дает тема «Великие женщины в русской истории». Тема не оставляет слушателей равнодушными. Обучающиеся узнают, каким трудным и тернистым был жизненный путь многих русских женщин: княгини Ольги, Ярославны, Февронии Муромской, Ксении Петербургской, Маргариты Тучковой, жен декабристов. Беседа может сопровождаться костюмированными сценами из бессмертного литературного произведения «Слово о полку Игореве» в исполнении самих учащихся.
Большой популярностью у слушателей пользуется светская тематика и одна из таких тем «Цветы – улыбка природы». Материал отличается яркостью, выразительностью, легко воспринимается. Рассказ о десяти самых популярных цветах сопровождается музыкальными и поэтическими посвящениями каждому цветку. Слушатели знакомятся с разными легендами о происхождении конкретного цветка, старинными обычаями, поучительными историями.
Беседы, в которых музыка сочетается с другими искусствами, также очень важны для приобщения к художественным ценностям. Музыка и живопись, музыка и кино – все это доступные для восприятия темы, способствующие развитию интереса к различным видам искусства. Шедевры живописи, высокий поэтический слог, фрагменты известных кинофильмов в синтезе с яркой музыкой служат благоприятной иллюстративной основой для восприятия материала.
Таким образом, развернутый спектр тематики музыкального лектория показывает, как безграничны возможности музыкально-воспитательной, просветительской работы с учащимися, как позитивны эти мероприятия в условиях малого города для приобщения детского и взрослого населения к культуре.
Приобщение к художественным ценностям посредством просвещения органично сочетается с сеансами музыкотерапии. Использование музыки в лечении душевных и физических недугов известно уже 2500 лет. Такие философы, как Пифагор, Платон, Аристотель, Авиценна считали, что музыка «очищает» душу и делает человека энергичнее и гармоничнее. В эпоху раннего средневековья метод лечения был предан забвению. Но позже, в 17-18 веках, этот метод лечения стал использоваться во многих странах Европы. С 18 века мелотерапия стала применяться и русскими врачами, и психиатрами. В настоящее время сеансы музыкального оздоровления образуют важное направление в целительстве, избавляют людей от хронических недугов и болезней.
Деятельность музыкального лектория в сочетании с мелотерапией популярна у слушателей. Даже самые равнодушные охотно измеряют артериальное давление и пульс, сопоставляя результаты в начале и конце сеанса. К подбору музыкального материала для сеанса нужно относится очень внимательно. В качестве антидепрессантов полезно использовать следующие произведения: В.А. Моцарт Соната Ре мажор, П.И. Чайковский финал Симфонии № 6, Я.Сибелиус «Грустный вальс». Уменьшить чрезмерную эмоциональность помогут «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Вокализ» С.В. Рахманинова, Прелюдия До мажор из 1 тома ХТК И.С. Баха.
На практике мною проводились сеансы мелотерапии по творчеству И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, С.В. Рахманинова. Зрителями на подобных сеансах бывают не только дети, но и взрослые – педагоги, родители.
Подводя итоги изложенному, следует заключить, что процесс постижения великих ценностей искусства достаточно сложен. Впечатления слушателей от восприятия музыки всегда различны. Это зависит от интеллекта, кругозора, вкуса. Но приобщение личности к художественным ценностям несомненно способствует ее творческому продвижению. Ведь искусство раскрывает мир фантазии, отвечает на извечное стремление к красоте и идеалу. Внутренний голос подсказывает нам, что в величайших творениях наши душевные переживания созвучны вечной красоте. Приближаясь к высшей сущности искусства, мы ощущаем гармонию мироздания.
Литература:
1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 2003. - 217 с.
2. Вечканова Е. Читатель-школьник в социокультурном пространстве// Педагогика. - 2007. - №2. - С.45-47.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 2005. - 210 с.
4. Наседкина Г.А. Опыт социокультурной деятельности школьников в системе дополнительного образования //Дополнительное образование. - 2006. - №5. - С.14-18.
5. Нейгруц Т.В. Интеграция образовательных программ художественно-эстетической направленности в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание. 2008. - №9. - С.37-41.
6. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности // Культурологические исследования в Сибири. - Вып.1. - Омск, 1999. - С.452-457.
7. Широкова О.П. Условия эффективного управления развитием ребенка в социокультурной среде // Дополнительное образование. - 2005. - № 8. - С.31 33
8. Ягненкова Н.В. Эстетическое воспитание. Актуальность и вечность проблемы// Вопросы образования. - 2007. - №12. - С.45-49.