Приобщение детей, подростков, молодежи к занятиям физкультурой и спортом.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение.....................................................................................................................................3
2. Цели и задачи вовлечения детей , подростков и молодежи в активную физкультурную и спортивную деятельность.............................................................................................................4
3. Здоровый образ жизни как платформа успеха........................................................................6
4. Формы физкультурной и спортивной деятельности..............................................................7
4.1. Формы внеклассной работы..................................................................................................7
4.2. Массовое физкультурно-оздоровительное направление....................................................9
4.3. Вовлечение детей и родителей в спортивные мероприятия .............................................9
4.4. Наглядно-обучающие элементы физкультурной и спортивной работы.........................10
4.5. Военно-патриотическое направление.................................................................................10
5. Выводы и ожидаемые результаты..........................................................................................11
6. Литература................................................................................................................................12
1. ВВЕДЕНИЕ.
В современном обществе высоких технологий , глобальной компьютеризации , автоматизации многих процессов, большой умственной и психологической нагрузки, плохой экологии, нерационального питания и т.д. назрела огромная проблема дефицита двигательной деятельности, которая привела к нарушению здоровья , в первую очередь детей и подростков.
Политика нашего государства в сфере образования стратегически грамотно обращена на формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья в настоящий момент приобретает значение необходимого условия обеспечения национальной безопасности и возрождении нации.
Формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни должно начинаться сегодня именно со здоровья, и в первую очередь детей и молодежи. Остро назрела необходимость усиления роли дополнительного образования в решении проблемы,
повышении уровня здоровья детей и подростков. Поскольку после школьных уроков появляется реальная возможность заняться активной двигательной деятельностью.
Поэтому в сложившихся социально-экономических условиях педагог и школа, имея возможности, могут принять активное участие в формировании активного субъекта путем развития его творческих способностей, воспитания у каждого ребенка ценностей физической и духовной культуры. что будет способствовать повышению уровня здоровья и формированию здорового образа жизни в частности и его социализации в целом.
2. Цели и задачи вовлечения детей , подростков и молодежи в активную физкультурную и спортивную деятельность.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у учащихся устойчивой мотивации к регулярным, систематическим занятиям физической культуры и спортом.
Цели: Формировать у детей и подростков сознательную установку на здоровый образ жизни.
Воспитание активной жизненной позиции и морального облика , интеллектуальной и эстетической культуры, волевой целеустремленности и других качеств, которые станут базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями , дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте.
Содействовать школе в выполнении учебно-воспитательных задач.
Выявить и дать возможность самореализации талантливым и одаренным детям.
Организация активного отдыха учащихся и досуга молодежи.
Развивать лидерские и организаторские способности подрастающего поколения.
Задачи:
Закрепить и углубить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, строении и функциях организма, личной гигиене.
Расширить арсенал двигательных навыков и умений.
Прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение. Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.
Необходимыми условиями эффективности решения этих задач являются:
— систематичность и непрерывность учебно-воспитательного процесса;
— подбор средств и методов, отвечающих интересам и потребностям занимающихся;
— доступность учебного материала;
— строгое соблюдение основных принципов дидактики — «от простого к сложному»;
— знание и опора на положительные стороны личности подростка;
— поощрение учащихся за трудолюбие, даже за минимальный успех в преодолении неуверенности;
— постановка цели и перспективы занятий физическими упражнениями.
3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ПЛАТФОРМЫ УСПЕХА.
Здоровье - это не только отсутствие болезней и дефектов , но состояние полного физического, душевного и социального благополучия( определение экспертов ВОЗ).
С позиции медико-физиологической науки понятие «здоровье» трактуется как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а «болезнь» - как результат срыва адаптации (Безматерных, Куликов, 1998; Аршавский, Апанасенко, 2002; Брехман, 1990). Образ жизни современного человека не соответствует здоровому образу жизни. Характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной нагруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами, что приводит в конечном счете к развитию так называемых болезней цивилизации.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.(Смирнов Н.К.)
При переходе к здоровому образу жизни происходят физиологические( морфо-функциональные), психологические и социальные изменения, меняется мировоззрение, появляется настроение от "гормона радости" эндорфина, исчезает зависимость от вредных привычек, половая и социальная зрелости сближаются, т.к. половая зрелость наступает позже, обретается смысл жизни, появляются жизненные ориентиры.
4. ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Важность ведения здорового образа жизни переоценить невозможно. Но одного понимания недостаточно. При всей значимости физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, большая роль в приобщении детей и подростков к ежедневным занятиям физкультурой и спортом принадлежит внеклассной спортивно-массовой работе. Она включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.
4.1. ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ:
-" ЧАСЫ ИГР" проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период. Проводимые игры могут быть простыми по содержанию и укладываться в одно занятие.
В более старших классах они могут быть приближенными к спортивным. например : "Пионербол", "Мяч в воздухе"," Лапта".
- " ДНИ ЗДОРОВЬЯ" проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-11-х классов. В программу входят спортивные и подвижные игры, "веселые старты" и различные эстафеты. Выбирается лучший класс-команда и лучший спортсмен школы. Дети всегда с большим энтузиазмом готовятся, рисуют газеты, готовят "речевки" и "кричалки".
- СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ.
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальных классах. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим физическим упражнениям дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают коллектив. Соревнования , как и другие виды внеклассной деятельности включаются в годовой план школьной программы и проводится подготовка к ним, что очень заинтересовывает детей, они кроме физической и технической подготовки, пытаются выработать тактику и стратегию борьбы.
- СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ, СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА, УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА.
Важным социальным фактором, формирующим привычную двигательную активность, является организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта.
Спортивные секции и школы создаются для учащихся , желающих заниматься определенными видами спорта. Основным направлением спортивных секций является приобщение к систематическим занятиям спортом для совершенствования в избранном виде и участие в соревнованиях, а также приобретению знаний и навыков инструкторской и судейской практики.
Спорт всегда был одним из эффективнейших способов воспитания человека, сочетающего в себе в равной степени духовное богатство и физическое совершенство, тренировки способствуют укреплению тела, координации движений. кроме того, спорт воспитывает волю, дисциплинированность, быстрое мышление. Помимо этого, тренируясь в коллективе, человек получает бесценный опыт общения, учится понимать соперника. Постоянная работа над собой , ежедневное физическое напряжение и борьба за высокие результаты помогает преодолевать и жизненные барьеры и преграды. Оттачивая свое мастерство, спортсмен узнает о себе много нового, начинает прислушиваться к своему телу, искать способы решения конкретных проблем. Сопоставляя свое самочувствие и настроение с результатами, он рано или поздно находит причины и последствия спортивных неудач. Спортивное совершенствование подростков в выбранном виде спорта при умелом педагогическом руководстве необходимо рассматривать как наиболее эффективное средство воспитания морально-волевых и физических качеств.
- СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ.
Спортивные клубы создаются в целях содействия развитию спорта и физической культуры среди обучающихся, научно-педагогических работников , повышения уровня организации спортивных мероприятий с участием обучающихся, популяризации ценностей здорового образа жизни, привлечения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, развития и популяризации детского и молодежного спорта, развитие спортивного волонтерского движения, содействие организации спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
4.2. МАССОВОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
- СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ.
Спортивные праздники обычно являются тематическими и могут быть не только школьными, но и городского, регионального и государственного масштаба: "День ГТО", "Кросс наций", "Лыжня России" и др. А также различные флэшмобы, посвященные какому - то событию, на которых присутствует атмосфера праздника, всеобщего единения, что способствует эмоциональному подъему, психологической разгрузке, желанию двигаться.
- СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ.
Оздоровление детей и повышение уровня физической и технической подготовки юных спортсменов, а также развитие определенных психологических и волевых качеств подростков, которые невозможно развить в домашних условиях: ответственность, самостоятельность, чувство коллектива, терпение, миролюбие, взаимопомощь, уважение к старшим и своим товарищам, экологическое воспитание личности через взаимодействие с природой.
4.3. ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ .
Один из самых значительных приёмов преемственности детского сада, школы и семьи, является совместные участия родителей и детей в спортивных мероприятиях. К сожалению, эту форму работы мы очень часто избегаем, потому что она требует большой подготовленности, профессиональности, доверительных и сплоченных отношений между воспитателем, учителем и родителями. Но, тем не менее, участие родителей на занятиях, досугах, праздниках способствует активизации двигательной активности детей, они начинают стремиться к самосовершенствованию, развиваются двигательные способности, повышается физическая работоспособность, творческий потенциал, укрепляется здоровье. И у педагогов появляется реальная возможность для повышения профессионального уровня, совершенствования педагогического мастерства, а также формируется творческая активность в поиске теоретических и методических подходов, обеспечивающих эффективность учебно-воспитательного процесса. Объединение педагогов, детей, родителей, повышает интерес к физической культуре, способствует формированию здорового образа жизни у взрослых и детей.
4.4. НАГЛЯДНО-ОБУЧАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ.
Наглядная агитация, показ презентаций спортивно-массовых мероприятий повышает интерес к мероприятию у детей и молодежи. Проведение тематических конкурсов рисунков, эмблем, девизов, посвященных значимым спортивным мероприятиям школы, города, страны: Спартакиады, Чемпионаты, Олимпийские игры. Фильмы о спорте. Видеосюжеты о тренировках спортсменов высокого класса.
Ни для кого не является секретом, что спорт формирует у учащихся и молодежи грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. Поэтому так важно сегодня создать возле школы не просто современную спортивную площадку, а целый комплекс, в который войдут и беговая дорожка, и площадка для футбольной, баскетбольной и других игр.
Универсальные открытые спортивные площадки привлекают детей и молодежь к активному отдыху, давая возможность организовать свой досуг с пользой. А это так важно, что выберет молодое поколение: наркоманию, алкоголизм, курение или бег, отжимание на брусьях, игру в футбол или теннис?..
4.5.ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Физкультурно-оздоровительный комплекс "Готов к труду и обороне" сыграл исключительную роль в физкультурно-патриотическом движении СССР. В довоенное время государству нужны были миллионы сильных и смелых граждан, и возникла необходимость в создании единой методики физического и патриотического воспитания, отвечающей новым условиям развития. Популярность комплекса "ГТО" у населения была огромной.
Миллионы советских спортсменов, инструкторов, преподавателей институтов физической культуры пополнили ряды Красной Армии. Из них формировались лыжные, разведывательные батальоны, партизанские отряды, снайперы, десантники. Как показала практика, военизация массового спорта в 20‒30-е гг., его оборонно-прикладной характер и в особенности введение норм ГТО были ненапрасным делом.
В настоящее время значительно возросла роль физической культуры и спорта в жизни современного общества. В связи с этим особенно важным представляется формирование единого комплекса по поддержанию здоровья нации, направленного на вовлеченность в физическую культуру и спорт всех категорий граждан. Именно таким универсальным комплексом в настоящее время может стать комплекс "Готов к труду и обороне".
5. ВЫВОДЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»
Значительную часть своего времени обучающиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов. Информационно-нормативное давление на ребенка растет с каждым годом обучения, гиподинамия увеличивается. Достаточно жесткая организация учебного процесса, многообразие форм контроля качества образования держат ребенка в состоянии постоянного стресса. Проблема утомляемости обучающихся зачастую является причиной снижения их учебно-познавательных способностей, а также вызывает нарушения психического и физического здоровья. Реальная ситуация такова, что за достижение новых образовательных результатов дети порой вынуждены расплачиваться ценой собственного здоровья.
Образ жизни семьи, её двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.
Поэтому осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья, повышение уровня ориентации к современным условиям жизни (привить интерес к спорту, ограничить влияние телевизора и компьютера), овладение навыками самооздоровления, повышение потребности детей к получению новых знаний через самостоятельную поисковую деятельность, использование инновационных технологий, повышающих интерес к занятиям физической культурой, формирующих творческую активность и самостоятельность, принять как ожидаемый результат педагогической и воспитательной деятельности школы и родителей.
Потребность молодых людей в раскрытии своих физических возможностей в полной мере должна удовлетворяться в соответствующих позитивных условиях. Отсутствие их ведет к асоциальному образу жизни.
Быть здоровым – это современно, это здОрово.
6. ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: Приказ от 17 декабря 2010г. – М.: Минобрнауки,2010г. – 50с.
2. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. – М.: Изд-во НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 114 с.
3. Серегина О.Б. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре. // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка., 2000, № 2.
4. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у учащихся., 2015
5. В. Г. Чайцев, И.В. Пронина новые технологии физического воспитания школьников - М:Аркти,2007.-125с.
6. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
7. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 2005. - 176 с.
8. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры, 2002, №4, - C.2 - 7.
9. В.В. Ермаков, А.В. Гурский. В.С. Шевцов. Современные средства и методы специальной подготовки лыжника0гонщика.-Смоленск, 2012
10. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 2002. - 1
11. Нилуашев С.Г. Физической воспитание и здоровье // Физическая культура в школе. - 2003. - №3. - С. - 2 - 9.
12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе-М: Аркти,2005
12