СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта своего народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.

Просмотр содержимого документа
«Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры.»

Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры.

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта своего народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.

Приобщение детей к народной культуре можно строить на основе русских праздников. Это попытка культурного диалога с прошлым путём реставрации давних праздничных традиций, русских народных обрядов и раскрытия их воспитательного потенциала.

Выбор именно такой формы продиктован тем, что праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем.

Слово «праздник» пришло из старославянского языка и буквально означает «незанятый делами, свободный от работы». Народные праздники, обряды – одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа.

Любой праздник по определению М.М.Бахтина, является первичной формой культуры и слагается из совокупности культуры игры, слова, движения и музыки, а также моды, костюма, этикета, обычая, ритуала.

Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарём. Их называли календарными или годовыми, поскольку начинались они, когда солнце поворачивает на лето, а заканчивались поздней осенью сбором урожая.

Основу всех праздничных традиций составляли языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с Космосом, природой. Праздник ассоциировался с образом колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворота – макушки лета. В его канун появляются тёмные силы природы, от которых можно уберечься или перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев.

Праздники продолжают играть большую роль в жизни людей: способствуют сближению всех членов семьи, жителей села, деревни, города, выполняют образовательную функцию, т.к. в процессе общения люди обмениваются впечатлениями и новостями.

Основной задачей является знакомство дошкольников с традициями народных праздников, особенностями организации действа и гостевым этикетом.

Немоловажным является положительный эмоциональный подъём, радостное настроение коллектива детей и взрослых.

При организации детских праздников как особой формы проведения свободного времени соблюдаются следующие принципы, характерные для русского досуга: душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного уклада жизни и состояние всеобщей гармонии.

В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником: проводами зимы, встречей весны и птиц, радостью собранного урожая и летними гуляниями. Из всего многообразия нами были выбраны наиболее значимые праздники: Осенины, Масленица, Жаворонки и Праздник русской берёзы.

Цель проведения праздника –путём создания цепочки соответствующих ситуаций способствовать более полному осмыслению исторического наследия прошлого, воспитывать любовь к Родине, своему народу, уважение к русскому языку. Воспитывать художественный вкус, пробудить желание создавать из обычного необычное стало главной целью организации совместной работы детей, родителей и воспитателей.

Самое главное, чтобы дошкольник не оставался пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем, и задача взрослых всячески этому способствовать.

Особое внимание уделяется организации совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Она выражается в продуктивной работе по подготовке к празднику. В рамках предварительной работы организуются выставки рисунков, поделок, дети и взрослые узнают об обычаях и традициях русского народа, учат пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни, танцы и игры.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству, а на его основе формируются нравственные и моральные качества личности, чувство сплочённости детей и взрослых. У дошкольников постепенно появляются навыки и умения, связанные с организацией праздничного веселья, складывается культура проведения подобных мероприятий.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребёнка, формируя черты русского характера и ментальности.

В нашем детском саду в этом году приобщение детей к истокам русской праздничной культуры осуществлялось музыкальными руководителями и воспитателями старших и подготовительных групп в рамках проекта «Праздники моего народа», который мы вам сейчас и представим…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!