school5.at.ua | МБОУ ГИМНАЗИЯ № 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5 г. Усть-Лабинска муниципального образования Усть-Лабинский район |  |
 352330, Россия, Краснодарский край, г.Усть-Лабинск, Красная, 309, e-mail: school5@usiab.kubannet.ru, тел/факс: (86135) 5-23-25 | |
Панкратова Наталья Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 5
города Усть-Лабинска
Краснодарского края
Приобщение учащихся начальных классов
к поэтическому творчеству
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества». Это высказывание Б.П. Никитина для меня не просто слова, а руководство к действию. Самым надёжным, действенным помощником в воспитании у детей высокодуховных начал я считаю поэзию. Уверена в необходимости с первых дней пребывания ребёнка в школе учить его слышать, понимать красоту поэтической речи, обучать искусству образного выражения своей мысли в слове. Классик педагогической науки В.А.Сухомлинский считал, что «дать ребёнку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое важное дело, как научить читать и решать задачи…». Разумеется, в приобщении учащихся к поэтическому творчеству, я не ставлю перед собой задачу какой-либо ранней профессионализации. Поэтами они могут и не стать, но если у кого есть дар к этому, то ранняя работа над поэтической речью может помочь воспитанникам обрести себя в этом мире. Конечно, стихи – не самоцель, это часть целостной системы развития личности каждого ребёнка. Поэтому детей я учу с уважением и трепетной нежностью относиться к матери, ценить семейные традиции, стараюсь пробудить желание видеть, слышать, чувствовать родную природу, красоту окружающего мира и всё это выразить благозвучно высоким поэтическим слогом. Это большой, серьезный и кропотливый труд. Я уверена, что всё это может сделать жизнь детей духовно богатой, яркой и насыщенной, поможет им в будущем в обретении в себе человека, труженика, гражданина.
«В детстве каждый ребенок поэт. Конечно, было бы наивным ожидать, что поэтическое вдохновение придёт к ребенку по какому-то чудесному наитию... Поэта в душе пробуждает человеческое чувство прекрасного... Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одарённых». Эти строчки из книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» не просто факт из классической педагогики, а программа деятельности. В планировании литературно-творческой работы чётко просматриваются две линии: приобщение детей к замечательному искусству – чтению и пониманию стихотворной речи и собственно поэтическая практика детей. Особое внимание уделяю стихотворениям русских и советских поэтов о природе. Обращение к классике – это стремление расширить кругозор младшего школьника, вызвать желание увидеть, услышать, почувствовать родную природу, то есть прямое обращение к непосредственным детским ощущениям. Дети и поэты по-особенному видят мир. Да и у каждого поэта свое понимание окружающего мира, по-разному они описывают явления природы, например, осень. Предлагаю детям найти такие стихотворения об осени, которые соответствуют их настроению и видению этого времени года. Каждый
ребёнок, выбрав понравившееся стихотворение, выписывает его на альбомный лист, оформляет подходящими рисунками, учит стихотворение наизусть. Итогом всей этой работы служит урок - литературная гостиная «Унылая пора! Очей очарованье...» Картины известных художников и рисунки детей, музыкальные произведения, стихотворения классиков и ученические сочинения – всё подобрано тематически, всё способствует пробуждению в детском сердце поэтического вдохновения.
Предлагаю детям создать творческий альбом «Времена года», ведь книжки-малышки собственного издательства мои ученики делали и раньше, а коллективной работы такого плана еще не было. И вот появляются в альбоме первые страницы об осени. Стихотворения известных поэтов, рисунки и даже проба пера моих воспитанников. Зимой в альбом добавился новый раздел: «Чудная картина, как ты мне мила...», затем альбом пополнился страницами о весне «И утро года к нам идет...»
Это был первый тематический творческий альбом, созданный совместными усилиями (кстати сказать, что в нём есть и мои рисунки, что очень понравилось детям: учитель не сторонний наблюдатель, а активный участник классного коллективного дела). Теперь у нас в классе таких альбомов несколько, и посвящены они разным темам. Но созданию каждого альбома предшествовала тщательная и кропотливая подготовка.
Все дети талантливы. В художественном отношении нет детей способных и малоспособных, есть дети, осознавшие свою художественность, и дети, которые себя, свою художественность ещё не осознали. Но все имеют право быть приобщёнными к поэзии, испытать свои силы в роли стихотворцев. При определённых условиях (а они всецело зависят от педагога!) это требование даже в рамках классного коллектива реально. Разумеется, я не ставлю перед собой задачу «выращивания поэтов». Конечно же, большинство ребят не станут поэтами, но все они будут профессиональными читателями, истинными ценителями поэтического слова. Уже сейчас ученики не просто запоминают и воспроизводят стихотворение, они чувствуют его, сознательно воспринимают ритм, рифму, систему образных средств, невольно сопоставляют истинные поэтические образцы со своими наивными опытами. Рядовые уроки чтения становятся уроками литературной учёбы, прикосновением к таинствам теории стихосложения.
Высказыванию своих чувств и мыслей в поэтической форме способствует и обращение к поэзии на уроках и во внеклассной работе, и работа по развитию связной устной и письменной речи учащихся, выполнение разнообразных типов речевых задач, игр, упражнений, и описание процесса создания стихов в произведениях детских писателей (Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей. Как Незнайка сочинял стихи», Саша Черный «Дневник Фокса Микки. Стихи, котята и блохи»). Очень нравятся детям и игры, которые можно проводить на уроках и во внеклассной работе:
1.Игра «Я начну, а ты продолжи!» Нужно по одной или двум предложенным начальным строчкам придумать четверостишие. Возможны как коллективный, так и индивидуальный способ творчества. Например, к строке «Зуб на зуб не попадает…» одна группа детей написала такое четверостишье:
Зуб на зуб не попадает,
Видно, холод наступает!
Надо шубу мне надеть,
Бедный зубик свой согреть!
Нелюбова Ю., Кошелев Е., Немец В.
А у другой группы вышло совершенно неожиданное продолжение того же предложения:
Зуб на зуб не попадает,
Потому что зуба нет!
Он в шкатулке отдыхает…
Плохо зубу без конфет!
Елфимов Н., Гранкина В., Скокова В.
Возможные примеры начала стихотворных строк:
1) А у нас теленок есть,
Любит травку он поесть…
2) Шла лесной тропинкой
Бабушка с корзинкой…
3) Убежало молоко,
Убежало далеко…
2. В игре с необычным названием «Буриме» даётся задание придумать четверостишье, используя предложенные слова. Например, «кошка – окошко,
мышка – пальтишко»:
Серенькая кошка
Села у окошка
И глядит, как мышка
Штопает пальтишко.
Дейнека В.
Возможные варианты слов для составления четверостиший:
Подушка – лягушка,
Теленок – ребенок;
Идут – поют,
Летят – молчат;
Рыбаки – чудаки,
Летают – считают.
Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. Простором для речевого творчества учащихся является работа с творческими тетрадями (альбомом, общей тетрадью) на уроках и дома. Данная деятельность предусматривает свободное сочинительство (стихи, песни, загадки, частушки, юмористические рассказы, письмо) и его художественное оформление. Так дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои творческие способности.
Мама – любящее сердце,
Мама – ласка и тепло.
Мне без мамы часто грустно,
С мамой весело, светло!
Больше всех на этом свете
Мамочку свою люблю,
И своё стихотворенье
Милой маме подарю!
Хитрова Е.
Восхититься красивыми, изящными стихами – и приятно, и нетрудно. Но красивые стихи – редкость. Чаще всего первичную «продукцию» ребят и стихами не назовешь, так, стихотворные упражнения. Но это хорошо, когда ученики приходят ко мне с замыслом, с черновыми набросками, когда весь путь создания стихотворения проходит у меня перед глазами. Тогда ясно – сочинял ученик, а не его мама. Не устаю повторять ребятам: «Первые пришедшие на ум рифмованные строчки – ещё не стихи. Обилие рифмованных строчек – тем более не стихи». Но не так-то просто младшего школьника убедить в том, что одну и ту же строчку нужно терпеливо, изо дня в день переделывать вновь и вновь, что важен не только ритм, но и содержание. Сочинение стихов, как и всякая творческая работа, – это огромный, самостоятельный, инициативный труд. Дети, конечно, всегда торопятся, им не терпится поскорее увидеть завершённым свой замысел. Не сдерживать их нужно, нет, тогда им надоест работать, а без желания – какая уж там поэзия! Нужно заботливо направлять, организовывать их работу, учить не только радоваться удаче, но и стоически, оптимистически переживать неудачи.
Руководить детским поэтическим творчеством не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь учитель, взявший на себя такой груз, не просто оценщик литературных опытов школьников, но и близкий человек, надёжный друг, которому можно доверять и довериться... Нужно жить интересами детей, смотреть на мир их глазами, удивляться и радоваться вместе с ними. И, кто знает, может кто-нибудь из них, из этих детей, приобщится в будущем к написанию стихов, к удивительному поэтическому творчеству.