СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приоритетные методы решения инновационных педагогических задач, направленные на эффективное решение проблемных заданий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс содержит материалы, которые можно использовать при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории. Материалы содержат практические задания разных уровней.

Просмотр содержимого документа
««Приоритетные методы решения инновационных педагогических задач, направленные на эффективное решение проблемных заданий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подольская средняя общеобразовательная школа»




Районный мастер-класс педагогических работников «Мастерство. Творчество. Поиск»



Мастер – класс:

«Методические приемы, направленные на эффективное решение проблемных заданий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».







Учитель истории высшей квалификационной категории

МБОУ «Подольская СОШ»

Горошко А.Н.



2018

«Узнает человек до тонкости лишь то,

что действительно и прочно любит».

А.А.Ухтомский




Тема:

«Методические приемы, направленные на эффективное решение проблемных заданий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Цель:

распространение опыта работы при подготовке учащихся к выполнению сложных заданий КИМов ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Задачи:

- обобщить опыт работы по решению сложных заданий части №2 ОГЭ и ЕГЭ по истории;

- распространение своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;

Рассматриваемые вопросы:

Трудные вопросы ЕГЭ: «Комплекс заданий на работу с исторической картой».

Структура мастер – класса.

  1. Презентация педагогического опыта мастера.

Анализ результатов диагностики решения КИМов.

Выявление проблемных заданий.

Ознакомление с методами и приемами педагога для эффективности решения проблем.


  1. Представление системы занятий.

Занятия в рамках РЦ для подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ.

Обзор педагогических технологий, используемых при подготовке выпускников.


  1. Имитационная игра.

Проведение фрагмента занятия РЦ со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

Работа в группах по выполнению примерных заданий.


  1. Моделирование.

Слушатели самостоятельно разрабатывают собственную модель рекомендаций по проблемному вопросу; мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею; обсуждаются авторские модели.


  1. Рефлексия.

Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей; анализируется, достигнута ли поставленная цель.










Сценарий мастер – класса:

Уважаемые коллеги, приветствую вас! Сегодня мы с вами являемся участниками мастер – класса. Прошу вашей поддержки и помощи. Наша цель не только провести методическую работу, но и получить удовольствие от общения. Предлагаю провести наше общение в формате 3Д: где главными составляющими являются - деятельность, диалог, доброжелательность. Если вы согласны, давайте поаплодируем друг другу.

Тема мастер – класса: «Методические приемы, направленные на эффективное решение проблемных заданий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Если мы распределим понятия по приоритету, то получим алгоритм наших действий:

  • ЕГЭ

  • Проблемные задания

  • Методические приемы

  • Эффективность


Презентация опыта.

Анализируя диагностические результаты ОГЭ и ЕГЭ за последние 3 года, можно выделить типичные ошибки выпускников. К ним относятся задания 2 части ОГЭ, а так же некоторые первой части ЕГЭ. В связи с этим в 2017-18 учебном году в рамках РЦ (ресурсного центра) были проведены занятия с учащимися 9, 11 классов по формированию навыков работы решения сложных заданий ОГЭ и ЕГЭ. Такие как:

    1. «Составление плана ответа на заданную тему задание №35». 9 класс.

    2. «Комплекс заданий на работу с исторической картой», задание №20 9 класс.

    3. «Структура исторического сочинения», задание 25, 11 класс.

    4. «Комплекс заданий на работу с исторической картой», №13-16, 11 класс.


Представление системы технологий и методов.

Сегодня я хочу вам предложить систему работы с таким проблемным заданием как «Комплекс заданий на работу с исторической картой». С этим заданием сталкиваются учащиеся и 9 и 11 классов.

Предлагаю вам алгоритм работы по данному заданию (участники получают памятки), прошу вас рассмотреть.

Вы можете использовать в своей работе, а так же создать свой алгоритм.

Статистика данного комплекса заданий показывает несформированность умений работы с картой, проблема в том, что это умение включает в себя не только знание географических объектов, но и ряд таких умений как:

- установление причинно – следственных связей;

- анализ исторической информации представленной в разных знаковых системах (таблицы, схемы, карты);

- поиск исторической информации в различных источниках;

Для формирования данных умений и навыков необходимо использовать различные технологии. Например: системно – деятельностный подход, технологию критического мышления, кейс – технологии.

Методические приемы данных технологий мы с вами используем, через индивидуальные и групповые формы работы.

Практическая работа в группах.

Думаю, вы согласитесь, что за один год сложно сформировать данные умения, поэтому их надо начинать с 5 класса. История 5 класса это путешествие по Древнему миру. Предлагаю вам отправиться в путешествие по странам.

(Участники рассаживаются по группам с названиями стран: Египет, Рим, Греция).

Итак, ваша первая задача в группе – собрать карту. Далее мы используем метод «Квант». Квант – это способ восприятия, переработки и усвоения информации, который основывается на различных видах освоения информации при восприятии.

Каждая группа анализирует информацию о стране по направлениям:

- рисунок;

- понятия;

-вопросы по теме;

- основные объекты (города, реки и т.д., которые имеют отношения к историческим событиям страны).

Время работы 2 минуты. Обсуждение результатов.

Какие навыки получают учащиеся, выполняя данное задание?


В последующих классах задания усложняются.

Задания:

1 группа- 6 класс.

Данные задания представлены в рабочей тетради к учебнику.

Найдите задание с контурной картой в рабочей тетради. Используя учебник, выполните задание №3, стр. 9.


2 группа – 7 класс.

Задания по карте с множественным выбором (Приложение).


3 группа – 8 класс.

Самостоятельное выполнение заданий учащимися на локализацию отдельных исторических событий, объектов (можно называть учащемуся событие, которое он должен найти на карте, или, например, предлагается прочитать фрагмент источника, определить событие, а затем связать его с картой).

Подведем итог: какие навыки получают учащиеся при выполнении данных заданий?


Используя подобные виды заданий, у учащихся формируются навыки:


  • узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство;

  • определять последовательность и время отображённых на карте событий;

  • правильно читать отражённую на карте действительность;

  • сопоставлять обозначенные на карте явления;

  • находить изображённую на небольшой карте территорию, охватывающую большее пространство, выделять изменения в ней;

  • применять карту при анализе исторической информации;

  • привлекать необходимую контекстную информацию.


Но в выпускных классах доля самостоятельной работы с картой увеличивается. Необходимо увеличить задания по контурным картам, причем, заполнение по памяти, с само и взаимо проверкой.

Например: нанесите по памяти города, реки, моря. (Приложение 2).

Предлагаю выполнить данное задание.

Оно сложнее, чем предыдущие задания и без подготовки выполнить его сложно. Вот так же сложно выпускникам работать с этими заданиями.

Подводя итог, прошу вас смоделировать рекомендации для учителя истории при подготовке учащихся к данным заданиям ОГЭ и ЕГЭ.

Группы составляют рекомендации, обсуждают.



Рефлексия:


И так, подводя итог нашей деятельности, надо отметить важность системного подхода при формировании умений работы с исторической картой. Я хочу поделиться с вами электронными пособиями по данной проблеме.

Хотелось бы закончить наше общение притчей одного человека: «Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы, чтобы я научился их решать. Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно».


Желаю вам стать для учеников таким учителем как жизнь, не давать готовые ответы, а научить использовать свои возможности.

Спасибо за активную работу. Благодаря вам наш мастер – класс превратился в класс Мастеров. Желаю удачи!