Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подольская средняя общеобразовательная школа»
Районный мастер-класс педагогических работников «Мастерство. Творчество. Поиск»
Мастер – класс:
«Методические приемы, направленные на эффективное решение проблемных заданий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».
Учитель истории высшей квалификационной категории
МБОУ «Подольская СОШ»
Горошко А.Н.
2018
«Узнает человек до тонкости лишь то,
что действительно и прочно любит».
А.А.Ухтомский
Тема:
«Методические приемы, направленные на эффективное решение проблемных заданий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».
Цель:
распространение опыта работы при подготовке учащихся к выполнению сложных заданий КИМов ОГЭ и ЕГЭ по истории.
Задачи:
- обобщить опыт работы по решению сложных заданий части №2 ОГЭ и ЕГЭ по истории;
- распространение своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
Рассматриваемые вопросы:
Трудные вопросы ЕГЭ: «Комплекс заданий на работу с исторической картой».
Структура мастер – класса.
Презентация педагогического опыта мастера.
Анализ результатов диагностики решения КИМов.
Выявление проблемных заданий.
Ознакомление с методами и приемами педагога для эффективности решения проблем.
Представление системы занятий.
Занятия в рамках РЦ для подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ.
Обзор педагогических технологий, используемых при подготовке выпускников.
Имитационная игра.
Проведение фрагмента занятия РЦ со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
Работа в группах по выполнению примерных заданий.
Моделирование.
Слушатели самостоятельно разрабатывают собственную модель рекомендаций по проблемному вопросу; мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею; обсуждаются авторские модели.
Рефлексия.
Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей; анализируется, достигнута ли поставленная цель.
Сценарий мастер – класса:
Уважаемые коллеги, приветствую вас! Сегодня мы с вами являемся участниками мастер – класса. Прошу вашей поддержки и помощи. Наша цель не только провести методическую работу, но и получить удовольствие от общения. Предлагаю провести наше общение в формате 3Д: где главными составляющими являются - деятельность, диалог, доброжелательность. Если вы согласны, давайте поаплодируем друг другу.
Тема мастер – класса: «Методические приемы, направленные на эффективное решение проблемных заданий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».
Если мы распределим понятия по приоритету, то получим алгоритм наших действий:
ЕГЭ
Проблемные задания
Методические приемы
Эффективность
Презентация опыта.
Анализируя диагностические результаты ОГЭ и ЕГЭ за последние 3 года, можно выделить типичные ошибки выпускников. К ним относятся задания 2 части ОГЭ, а так же некоторые первой части ЕГЭ. В связи с этим в 2017-18 учебном году в рамках РЦ (ресурсного центра) были проведены занятия с учащимися 9, 11 классов по формированию навыков работы решения сложных заданий ОГЭ и ЕГЭ. Такие как:
«Составление плана ответа на заданную тему задание №35». 9 класс.
«Комплекс заданий на работу с исторической картой», задание №20 9 класс.
«Структура исторического сочинения», задание 25, 11 класс.
«Комплекс заданий на работу с исторической картой», №13-16, 11 класс.
Представление системы технологий и методов.
Сегодня я хочу вам предложить систему работы с таким проблемным заданием как «Комплекс заданий на работу с исторической картой». С этим заданием сталкиваются учащиеся и 9 и 11 классов.
Предлагаю вам алгоритм работы по данному заданию (участники получают памятки), прошу вас рассмотреть.
Вы можете использовать в своей работе, а так же создать свой алгоритм.
Статистика данного комплекса заданий показывает несформированность умений работы с картой, проблема в том, что это умение включает в себя не только знание географических объектов, но и ряд таких умений как:
- установление причинно – следственных связей;
- анализ исторической информации представленной в разных знаковых системах (таблицы, схемы, карты);
- поиск исторической информации в различных источниках;
Для формирования данных умений и навыков необходимо использовать различные технологии. Например: системно – деятельностный подход, технологию критического мышления, кейс – технологии.
Методические приемы данных технологий мы с вами используем, через индивидуальные и групповые формы работы.
Практическая работа в группах.
Думаю, вы согласитесь, что за один год сложно сформировать данные умения, поэтому их надо начинать с 5 класса. История 5 класса это путешествие по Древнему миру. Предлагаю вам отправиться в путешествие по странам.
(Участники рассаживаются по группам с названиями стран: Египет, Рим, Греция).
Итак, ваша первая задача в группе – собрать карту. Далее мы используем метод «Квант». Квант – это способ восприятия, переработки и усвоения информации, который основывается на различных видах освоения информации при восприятии.
Каждая группа анализирует информацию о стране по направлениям:
- рисунок;
- понятия;
-вопросы по теме;
- основные объекты (города, реки и т.д., которые имеют отношения к историческим событиям страны).
Время работы 2 минуты. Обсуждение результатов.
Какие навыки получают учащиеся, выполняя данное задание?
В последующих классах задания усложняются.
Задания:
1 группа- 6 класс.
Данные задания представлены в рабочей тетради к учебнику.
Найдите задание с контурной картой в рабочей тетради. Используя учебник, выполните задание №3, стр. 9.
2 группа – 7 класс.
Задания по карте с множественным выбором (Приложение).
3 группа – 8 класс.
Самостоятельное выполнение заданий учащимися на локализацию отдельных исторических событий, объектов (можно называть учащемуся событие, которое он должен найти на карте, или, например, предлагается прочитать фрагмент источника, определить событие, а затем связать его с картой).
Подведем итог: какие навыки получают учащиеся при выполнении данных заданий?
Используя подобные виды заданий, у учащихся формируются навыки:
узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство;
определять последовательность и время отображённых на карте событий;
правильно читать отражённую на карте действительность;
сопоставлять обозначенные на карте явления;
находить изображённую на небольшой карте территорию, охватывающую большее пространство, выделять изменения в ней;
применять карту при анализе исторической информации;
привлекать необходимую контекстную информацию.
Но в выпускных классах доля самостоятельной работы с картой увеличивается. Необходимо увеличить задания по контурным картам, причем, заполнение по памяти, с само и взаимо проверкой.
Например: нанесите по памяти города, реки, моря. (Приложение 2).
Предлагаю выполнить данное задание.
Оно сложнее, чем предыдущие задания и без подготовки выполнить его сложно. Вот так же сложно выпускникам работать с этими заданиями.
Подводя итог, прошу вас смоделировать рекомендации для учителя истории при подготовке учащихся к данным заданиям ОГЭ и ЕГЭ.
Группы составляют рекомендации, обсуждают.
Рефлексия:
И так, подводя итог нашей деятельности, надо отметить важность системного подхода при формировании умений работы с исторической картой. Я хочу поделиться с вами электронными пособиями по данной проблеме.
Хотелось бы закончить наше общение притчей одного человека: «Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы, чтобы я научился их решать. Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно».
Желаю вам стать для учеников таким учителем как жизнь, не давать готовые ответы, а научить использовать свои возможности.
Спасибо за активную работу. Благодаря вам наш мастер – класс превратился в класс Мастеров. Желаю удачи!