ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»
(совещание при директоре)
Подготовила: воспитатель С.И.Никулина
Ноябрь, 2023г.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества
Практические задачи, которые я ставлю перед собой:
- развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы;
- выявление и развитие творческих способностей, обучающихся путем создания творческой атмосферы для совместной творческой деятельности воспитателей, учеников и родителей;
- создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
- повышение социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика правонарушений;
- укрепление связи семья - школа;
- совершенствование форм и методов воспитательной работы;
- совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства воспитателей.
Уделяю много внимания патриотическому воспитанию обучающихся, через проведение классных часов, общешкольных мероприятий.
В начале учебного года разработала ежегодный календарный план воспитательной работы в классе.
Приоритетами воспитательной деятельности в системе образования в моей работе являются:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
- воспитание социальной ответственности и компетентности;
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного
образа жизни;
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание.
Приоритеты воспитания, которые я считаю наиболее важными в работе со своим классом:
1.Формирование здорового образа жизни (правильное питание, занятие физическими упражнениями, соблюдение режима дня, соблюдение норм гигиены, отказ от вредных привычек).
2.Роль воспитателя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к обучающимся.
Воспитатель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Исходя из педагогической ситуации в своей деятельности применяю разнообразные формы воспитательной работы с детьми.
3.Роль психолога. Психолог является связующим звеном между школьниками и их родителями, педагогами и администрацией.
Психолог с начала учебного года систематически работает с классом. Она изучает основные тенденции и особенности, как групповых, так и индивидуальных; по разработке рекомендаций на основе проведенных мониторингов, анкетирования, бесед.
Рекомендации психолога, дают возможность правильно построить работу с классом, найти индивидуальный подход к тем детям, у которых не вполне сформированы те или иные виды деятельности, создать положительный климат в школьном коллективе. Советы, данные психологом, помогают родителям правильно выстроить взаимоотношения с ребенком в процессе адаптации к новым условиям и к новой социальной роли.
Большое внимание уделяю воспитательной работе в классе.
Приоритетом моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку обучающихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор обучающихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.
Использую разнообразные формы внеклассных занятий: классные часы, праздники, экскурсии, соревнования, викторины, конкурсы.
Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплоченнее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как воспитателю в организации и проведении, а детям - в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.
Результатом воспитательной работы является то, что в классе сложилась благоприятная атмосфера, в классе нет отверженных детей, группировок, которые бы отделились от коллектива.
Нельзя не сказать о воспитании современного ребенка в современном образовании.
Современные дети, какие они?
Дети, как правило, живут настоящим, их не утруждают проблемы вчерашнего дня или завтрашнего дня, и все они видят в розовом свете. Хотя неправильно было бы представлять себе их беззаботными птичками.
Современные дети гораздо демократичнее, чем 10 лет назад. Они отстаивают свои взгляды, свои убеждения и при этом требуют, чтобы с ними общались на равных, не предполагающие общение с позиции силы. Они легко ориентируются в новой среде, среди новых людей, более коммуникативные.
Главный учитель ребенка - это окружающая жизнь с ее телевидением, радио, газеты, журналы, жизненные ситуации в школе и на улице, в магазине или в автобусе, и самое главное - дома. Поэтому не стоит, слишком строго ругать и наказывать детей за какой-то негатив в поведении, одежде или прическе.
Это отражение нашего образа жизни, тех идеалов, которые мы исповедуем. Конечно, надо учить ребенка, объяснять, убеждать. Современные дети, как и много лет назад, любят спорт. И нам, взрослым, нужно создать все условия, для того чтобы занятия спортом было доступно всем детям без исключения. Ведь спорт, если он входит в жизнь человека, дарит ей огромное удовольствие, радость побед, общения, дружбы. Спорт заполняет свободное время, отвлекает ребенка от плохих компаний, предохраняет от плохих привычек. Я как воспитатель прилагаю все усилия, чтобы дети моего класса полюбили спорт.
Но здесь очень важна позиция родителей, их понимание и поддержка. Современные дети хорошо ориентируются в компьютерной технике. Хотя, к сожалению, компьютер сейчас вытеснил книгу. Дети мало читают, а значит мало думают, обедняют свой язык, свою душу.
Дети и мечты это два неразрывных понятия. Когда на наших телеэкранах появились американские мультики с их ненасытных дядей Скруджем, нам непонятно было, как можно борьбе добра и зла заменить вечной борьбой за деньги? А сейчас мы видим, что большинство детей мечтает о большом достатке в будущем. Одно только смущает: чтобы не переступили они ради денег через порядочность, дружбу, человечность, чужие боль и горе.
И все же хочется верить, что, несмотря на все проблемы, мы сумеем сохранить и защитить то лучшее, что есть у нас - наших детей, ведь мы их так любим и желаем им счастья.
Современные дети... Они очень разные, уязвимые, тревожные и равнодушны, уверены и напуганы, искренние и злые. Немного эгоисты и немного циники, конфликтные, приспособленцы, самостоятельные и не очень ухоженные, и заброшенные, несчастные и счастливчики. Все они требуют внимания, заботы, помощи, сопереживания, понимания, правдивости, уважения, доброты, поддержки взрослого.
Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и занятию, и ребенку!
Подводя итоги, хочу отметить, что главная цель моей деятельности как воспитателя - беречь и охранять маленького человека. А мой девиз итогов звучит так: - "Все, что делается с любовью и вместе с детьми, обречено на успех"
Свое выступление хочу завершить словами В. А. Сухомлинского: «Дать детям радость труда, радость успеха в обучении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, душу которых угнетает мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, которые порождают энергию для преодоления трудностей, желания».