СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приоритет естественнонаучной составляющей образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показано значение естественнонаучной составляющей образования для развития способов умственной деятельности у одаренных детей и значение основополагающих знаний естественных наук для будущих поколений. Статья разработана в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к научным статьям для журналов

Просмотр содержимого документа
«Приоритет естественнонаучной составляющей образования»

3


ПРИОРИТЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

ОБРАЗОВАНИЯ

Альбицкая Нина Ефимовна / Albitskaya Nina Efimovna – учитель биологии и химии, гимназия №201, г. Москва

Аннотация:

Показано значение естественнонаучной составляющей образования для развития способов умственной деятельности у одаренных детей и значение основополагающих знаний естественных наук для будущих поколений.

The priority of natural science component of education

The author proves the significance of natural science component of education for the development ofmental activity patterns of gifted children and the significance of fou ndational knowledge of sciences for future generations.

Ключевые слова: одаренность, развитие, познавательная потребность, творческая инициатива, талант, образное мышление

Keywords: ?


В настоящее время в системе образования произошли существенные изменения. Жизнь убеждает, что малоэффективно учить «всех всему», поэтому во многих школах большое внимание уделяется введению профильного обучения, которое поддерживается элективными курсами и системой дополнительного образования. Все это позволяет развивать в рамках гимназического образования естественнонаучную составляющую образования.

Мир вокруг нас велик и многообразен. Жизнь нас окружает повсюду. О ней свидетельствуют жужжание насекомых, щебетание птиц, шуршание мелких зверьков. Она существует как в ледяных полярных зонах, так и в раскаленных пустынях. Мы встречаем ее повсюду, начиная с освященной солнцем поверхности моря и кончая самыми темными глубинами океана. Под нашими ногами трудится несметное количество микроорганизмов, делая почву плодородной и пригодной для роста растений необходимых, в свою очередь, другим формам жизни. Земля насыщена в таком изобилии, что это потрясает наше воображение [14]. А что может быть важнее жизни? Разве может быть кому-то неинтересно, как появилась наша планета и все ее обитатели? Как сохранить среду обитания, отвечающую всем требованиям живого? Как сделать планету процветающей, а жизнь человека на ней – полноценной и безопасной? И как бы не казались сложными явления и объекты окружающего нас мира, несомненно, одно, предметы естественнонаучного цикла были, есть и будут самыми приоритетными, самыми важными и значительными. И это не столько потому, что могут дать ответы на все, интересующие нас вопросы, а еще, потому что в большей степени, чем другие науки способствуют развитию учащихся, и в первую очередь одаренных детей.

По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте может быть отнесена к одаренным детям [14]. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу совершенствования системы образования. Развитие одаренного и талантливого ребенка решает насущную задачу формирования творческого потенциала страны, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно – технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни [7]. Творческая одаренность человека, как основной двигатель прогресса, – результат наследственности и необходимых социальных условий, в том числе и образовательных. И чтобы правильно определиться в основных принципах изменений форм и методов обучения этой категории детей, как на уроках, так и во внеурочное время, необходимо учитывать основные особенности познавательных способностей одаренных детей. Психологические исследования показывают, что одаренные дети обладают: [4, 9, 14, 10].

- большой широтой восприятия;

- способностью к абстрактному мышлению;

- хорошо развитой способностью воспринимать связи между явлениями и предметами;

- отличной памятью;

- продолжительным периодом концентрации внимания;

- сопротивлением конформизму и зубрежке;

- большей склонностью к соревновательности и независимости;

- способностью воспринимать смысловые неясности, умением искать ответ.

Помимо этого, они отличаются высокими социальными идеями, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и настроению окружающих [9]. Но эти личностные и социальные преимущества «уравновешиваются» множеством проблем и трудностей, возникающих, прежде всего по причине отсутствия оптимальных условий развития одаренности [3,14]. Необходимость учета вышесказанного приводит к тому, что возникает необходимость в изменении учебных программ, а также содержания и методов обучения:

- процесс усвоения знаний должен носить линейный, а не циклический характер;

- целевой аспект обучения следует перенести с объема знаний на способы развития умственной деятельности учащихся;

- необходимо уделять особое внимание работе с книгой, т.е. индивидуального добывания знаний, а по возможности ввести в учебный план курс «Теория познания»;

- на уроках должны преобладать эвристические, проблемные и модельные методы обучения;

- необходимо отработать механизмы, включающие детей в научно – исследовательскую деятельность;

- необходимо вводить в учебный процесс задания, способствующие развитию логики, интуиции, образному мышлению, умению осуществлять перенос знаний в новые ситуации и т.д., что давало бы возможность проявить каждому ребенку самобытность своего мышления. Все это способствует формированию у такого ребенка опыта поиска ответа на, казалось бы, сложные вопросы и умение решать задачи творческого типа [10]. В решении этих и других вопросов приоритет остается за предметами, составляющими естественнонаучный цикл.

Работа в гимназии заставляет коллектив учителей буквально по крупицам находить время и часы для изучения программного материала по другим предметам. «Школьная болезнь» - это миф или реальность? Все чаще и чаще встают вопросы о перегрузке учащихся. В чем же причина? Стоит сократить количество часов, отведенных на такие предметы, как русский язык, или литературу, географию или физическую культуру? А, может быть, сократить программный материал по химии, биологии или физике? Кому нужно однобокое развитие ребенка? И можно ли таким образом воспитать поистине образованного человека, умеющего увязывать данные отдельных наук, применять знания на практике, творчески осмысливать новую информацию, стремящегося к постоянному расширению своих знаний и интеллектуальных умений? Попробуем найти хотя бы варианты ответов на эти вопросы, не забывая о том, что обществу нужны только высококвалифицированные специалисты. Нельзя забывать и о генофонде страны, и о тех, кто прославил, и еще в будущем прославит наше Отечество. Остановимся на открытиях в области химии. Самые значительные из них были сделаны русскими учеными. Может быть, среди наших учеников еще много осталось гениев подобных Д.И. Менделееву или А.М. Бутлерову, и наша Земля рождает детей с особой склонностью к изучению этой науки? Немного истории: В то время, когда Д.И. Менделеев был поглощен работой над таблицей химических элементов, он попутно, между делом, предположил существование инертных газов (элементов с нулевой валентностью) и забыл об этом. Записал на бумажке и сунул неведомо куда, а через 30 лет искренне поздравил своих английских коллег, открывших аргон, неон, криптон и ксенон. А еще через 50 лет бумажку эту в Менделеевском архиве нашел историк и философ Б.М. Кедров. «Запишу, а подумаю потом, сначала – главное» [7]. Это одна из особенностей Д.И. Менделеева, позволившая сделать ему не одно открытие. Умение логически мыслить, осуществлять перенос знаний в новую, нестандартную обстановку, размышлять, сопоставлять, анализировать, наблюдать и делать выводы, - все это можно развить в ребенке на уроках предметов естественнонаучных дисциплин гораздо лучше, чем на уроках других учебных предметов. Уроки химии, физики, - это прекрасно организованная система повторения математики. Задачей является требование найти на основании данных условий и известных закономерностей развития предметов, явлений и процессов результат изменения этих данных, определить неизвестные величины, доказать правильность тех, или иных положений [5]. И вот ежеурочно, помимо отработки навыков составления химических формул, написания уравнений химических реакций, изучения строения, физических и химических свойств веществ, их значения, применения и многого другого, мы, как минимум 30% времени от урока тратим на расчеты. Складываем, вычитаем, делим, умножаем, находим часть от числа, решаем пропорции, находим массовую или объемную долю вещества. Немало, при двух часах в неделю. Работая же с одаренными детьми, мы еще и решаем системы уравнений, и не одним способом, неравенства, квадратные уравнения, строим графики и многое другое. То же самое наблюдается и на уроках физики. Да и общая биология хороший помощник математикам. Вопросы комбинаторики, например, затрагиваются при решении задач по генетике. А какое развитие способов умственной деятельности у детей!? Ведь им все необычайно интересно. Психологи (Ч. Спирмен, Ж. Пиаже, Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич) считают, что общим признаком одаренности является повышенная познавательная потребность [4]. Да и у любого ребенка закрепляется исключительно гедонистический, т.е. направленный только на удовольствие от познания, характер познавательной потребности. Без этой потребности способности развиваться не будут [9]. И так хочется рассказать учащимся о том, как глубоко связана химия с повседневной жизнью, как можно, обладая знаниями, решать многие бытовые проблемы. Например, правильно организовать стирку вещей, научившись разбираться не только в видах тканей, но и марках стиральных порошков и паст [11]. Подрастающему поколению, особенно девушкам, несомненно, будет интересно узнать о секретах салона красоты. Ведь изобилие реклам по поводу того или иного косметического средства ставит в тупик и недоумение маленьких модниц. Так хочется научить их правильно подбирать не только средства по уходу за кожей, но и шампуни, бальзамы, краски для волос и зубную пасту [11]. Ответить на все их вопросы, связанные с выбором и употреблением лекарств [11]. Объяснить, чем опасно употребление в пищу ранних арбузов, или овощей, выращенных в теплицах [14]. Поведать о том, что разрешило многолетнюю дискуссию ученых по проблеме уровня грамотности Древней Руси, ведь это, несомненно, интересно будущим историкам [12]. Хочется рассказать об удивительных свойствах титана, и необычных свойствах жидкокристаллических веществ, а также о том, какое значение имеет рН раствора для живых организмов [8], да и результаты поиска экологически чистого топлива не оставят их равнодушными [14]. Ведь так не хочется повторения Чернобыльской катастрофы. Отводится ли время в программе на то, чтобы учитель успевал раскрыть сущность вопроса, или проблемы? Совсем немного и не на все. И, самое интересное, времени отводится с годами все меньше, а вопросов становится все больше. Ведь человечеству не нужно будущее, в котором будет 0% абсолютно здоровых людей. Будущее, где будут страдать матери, покупающие своим любимым детям сотовые телефоны и компьютеры, и позволяющие бесконтрольно, сутками просиживать за ним, не зная об опасности, таящейся за этим. Будущее, в котором невозможно будет дышать, разве только при помощи противогаза, будущее, в котором придется только мечтать о глотке чистой воды и не верить, что когда-то все это было в изобилии, но безвозвратно потеряно. Простят ли нам потомки эти ошибки? И как можно иначе сохранить нашу планету пригодной для жизни, если не вещать об эколого – химических проблемах литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы [13]? Профессия учителя, по сравнению с другими, уникальна. Труд учителя – сплошное творчество, особенно тех, которые владеют умением создать созидательный микроклимат и владеют веером методов, направленных на развитие и коррекцию познавательных потребностей школьников [2, 3, 6]:

- предоставление познавательной инициативы (индивидуальные исследовательские проекты, творческие отпуска для учащихся, особая система классной и домашней работы и т.д.);

- разнообразные формы занятий – индивидуальные, парами, малыми группами, классом;

- особая система оценивания должна носить одновременно и жесткий и щадящий самолюбие ребенка характер (отлично разработано В.В. Гузеевым) [3, 5];

- метод «развивающего дискомфорта», в соответствии с которым надо не только не бояться сложных негативных ситуаций, но и разумно (осторожно) использовать их для поступательного развития личности и творческих возможностей ребенка. Необходимыми для развития одаренного ребенка могут быть значительные объемы работ или чрезвычайно трудная работа, которые требуют значительного напряжения при обучении. Не следует бояться не усвоенного на уроке. Не менее 10-15% информации на уроке может быть не понята детям. Это необходимо для развития ребенка [15];

- «дозированный неуспех» должен в такой же мере сопровождать жизнь одаренного ребенка, как и успех. Нельзя допустить, чтобы всегда и при всех обстоятельствах одаренные дети справлялись с заданиями полностью. В этих случаях можно говорить об отсутствии развивающего эффекта этих заданий [15];

- следует систематически создавать ситуации по развитию умения осуществлять перенос уже имеющихся знаний, умений и навыков в новую, нестандартную ситуацию. Например, можно предложить учащимся решить несколько, расположенных в порядке усложнения, задач по теме: «Растворы», используя знания, приобретенные на уроках математики, и только затем написать необходимые для расчетов формулы. В качестве домашнего задания следует предложить поискать новые пути решения задач, сделать вывод о том, какой способ, и в каких случаях более оправдан, и почему;

- методический прием «мне это пригодиться» заставляет учащегося относиться к выполнению домашнего задания творчески, развивает способность и умения связывать воедино данные разных наук. Все это возможно при высоком уровне преподавания естественнонаучных дисциплин и достаточном количестве часов, отведенных на изучение данных предметов. Жизнь, это самая большая ценность нашей планеты и ее самая уникальная отличительная особенность. Задача человечества в том, чтобы сохранить и преумножить ее. Задача нелегкая, и во многом зависящая от тех маленьких людей большого мира, которые сейчас сидят за партами. Ключом любой науки является вопросительный знак. И наша задача в том, чтобы наши дети смогли создать свой ключ к любой науке, и самое главное – найти тот ключ, который откроет дверь в «прекрасное далеко». Будущее, где не будет кислотных дождей, озоновых дыр, парниковых эффектов, где будет чистое небо, свежий воздух и замечательная вода, породившая окружающее нас великолепие.

Литература

1. А.И. Артеменко. Органическая химия и человек. М.: Просвещение. 2007.

2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001.

3. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Просвещение, 1991.

5. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2002. 11-12 с.

6. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.

7. Иванов С. Ритмы нашей жизни. М.: Детская Литература, 1987. 14 с.

8. Мартыненко Б.В. Химия: Кислоты и основания. М.: Просвещение, 2010.

9. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Просвещение, 1993.

10. Оржековский П.А., Давыдов В.И., Титов И.А., Богомолова Н.Б. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. М.: АРКТИ, 1999. 5-10 с.

11. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. М.: АРКТИ, 2000.

12. Титова И.М. Вещества и материалы в руках художников. М.: МИРОС, 1994. 7 с.

13. Третьякова П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 1997.

14. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. М.: Просвещение, 1995. 3-4 с.

15. Юркевич С.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. М.: Народное образование, 1996.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

26.07.2021 18:04
Скурихина Тамара Петровна @majdan
Спасибо
26.07.2021 18:04
Скурихина Тамара Петровна @majdan
Актуальнои современно
01.12.2019 17:43
Скурихина Тамара Петровна @majdan
Очень актуальный материал
16.11.2019 22:18
Скурихина Тамара Петровна @majdan
Нина Ефимовна, благодарю
15.07.2019 17:39
Максимова Елена Олеговна @id33303315
Хорошая разработка
09.07.2019 13:49
Скурихина Тамара Петровна @majdan
Нина Ефимовна, спасибо
19.07.2018 14:43
Максимова Елена Олеговна @id33303315
Пригодится мне для работы
19.07.2018 14:43
Максимова Елена Олеговна @id33303315
Скачала себе в методическую копилку
19.07.2018 14:43
Максимова Елена Олеговна @id33303315
Очень серьезная работа
19.07.2018 14:43
Максимова Елена Олеговна @id33303315
Спасибо
19.07.2018 14:43
Максимова Елена Олеговна @id33303315
Полезная публикация
10.07.2018 08:03
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Нина Ефимовна, спасибо вам
10.07.2018 08:03
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Очень ценный материал
10.07.2018 08:03
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Полезный и качественный
10.07.2018 08:03
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Нужный для работы
10.07.2018 08:02
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Хорошая у вас подборка материала
10.07.2018 08:02
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Целая учительская библиотека
10.07.2018 08:02
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Понравился, как и всегда
10.07.2018 08:02
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Вы много труда вкладываете в сайт и его работу
15.05.2018 21:22
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Жаль, что сейчас мало уделяется внимания естественным наукам
15.05.2018 21:21
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Естественным наукам в советской школе традиционно учили весьма и весьма неплохо – было бы желание ученика научиться.
15.05.2018 21:21
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Уже одно то, что каждая школа была оборудована всем необходимым для проведения естественнонаучных экспериментов лабораторным оборудованием, говорило о том, что партия и правительство в самом деле надеялись посредством общего обязательного образования получить поколение ученых, инженеров и механиков. Частично их упования сбылись.
15.05.2018 21:21
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Это дало нам блестящую науку 50-60 годов, огромный потенциал инженерно-технических кадров в 70-80 годах и…полный провал в настоящем.
15.05.2018 21:20
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Современные школьники, в массе своей, не испытывают никакого интереса к естественным наукам и показывают самые низкие знания именно в этих предметных областях.
15.05.2018 21:19
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Почему?
Очень просто – в современном мире сциентизм и научный атеизм уже не выдерживают критики как мировоззрение.
15.05.2018 21:19
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Ученые и инженеры утратили свой близкий к жреческому статус и из полубогов превратились в нищих ботаников или пьющих работяг – разумеется, если не оказались настолько умны, чтобы вовремя эмигрировать и найти себе теплое место на научно-техническом
15.05.2018 21:19
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Олимпе одной из индустриальных держав Запада. В настоящее время уже даже ребенку ясно, что для того, чтобы претендовать на «жреческий» статус, нужны куда более глубокие и специфические знания, которые остаются за рамками российской школьной программы.
15.05.2018 21:19
Потапова Валентина Владимировна @Balay
А перспектива стать нищим научным сотрудником или вечно крайним затыкальщиком дыр в обветшавшем энергетическом и коммунальном хозяйстве бывшего СССР не привлекает молодежь.
15.05.2018 21:18
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Да и весь спектр экологических и техногенных проблем последней четверти века не очень-то способствует пробуждению интереса к естественнонаучным исследованиям; куда чаще он вызывает противоположную реакцию: хватит, доисследовались.
15.05.2018 21:18
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Слишком много фактов говорит за то, что именно безудержный научно-технический прогресс поставил современную цивилизацию на грань уничтожения. Недавний шумный успех фильма «Аватар» показал, как сильно современные люди устали от технической цивилизации.
15.05.2018 21:18
Потапова Валентина Владимировна @Balay
В связи со всем вышеперечисленным встает закономерный вопрос – какое же место естественные науки должны занимать в домашнем обучении?
15.05.2018 21:18
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Место естественных наук в классическом домашнем обучении
15.05.2018 21:18
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Изучение естественных наук не менее важно для формирования личности и кругозора ребенка-нешкольника, чем изучение гуманитарных и точных наук.
15.05.2018 21:17
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Несмотря на то, что метод, описываемый в данных статьях, называется «Классическим», он отличается от методологии, принятой в классических гимназиях.
15.05.2018 21:17
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Почему?
Во-первых, потому что изучение естественных наук, на самом деле, имеет в качестве цели восприятие мира как целого, как единого организма, в котором отдельные науки не образуют обособленных друг от друга изолированных областей знания, а являются, скорее, разными взглядами на один и тот же объект.
15.05.2018 21:17
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Такой подход к познанию окружающего нас мира естественных объектов следует признать вполне «классическим», наряду с гуманитарно-философским его осмыслением.
15.05.2018 21:17
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Каким образом можно реализовать такой подход в нашей текущей реальности, чуждой универсальности и стремящейся к максимальной специализации каждого отдельного исследователя в своей собственной, изолированной от других, предметной области – мы покажем ниже.
15.05.2018 21:17
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Во-вторых, потому что мы стремимся к гармоничному развитию всех важнейших функций психики, а не отдельных ее частей.
15.05.2018 21:16
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Поэтому естествознание важно для нас тем, что оно наилучшим образом развивает третью важнейшую функцию человеческого сознания – перцепцию, складывающуюся из ощущений и восприятий.
15.05.2018 21:16
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Естествоиспытатель, изучающий природу, использует в качестве рабочих инструментов собственные органы чувств, развивая их восприимчивость в ходе систематических наблюдений, а в качестве метода проверки своих гипотез использует тщательно подготовленные и продуманные научные эксперименты.
15.05.2018 21:16
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Таким образом, естествоиспытатель, с одной стороны, использует перцепцию, с другой – не доверяет ей слепо, а находит ей экспериментальные подтверждения. Изучение естественных наук, с одной стороны, развивает наблюдательность и восприимчивость подростка, а с другой
15.05.2018 21:15
Потапова Валентина Владимировна @Balay
– учит не всегда доверять своим органам чувств, поскольку истина может быть далекой от очевидности, и лишь всесторонняя проверка выдвинутых предположений в ходе научного эксперимента может подтвердить или опровергнуть правдивость наших предположений, основанных на перцепции.
15.05.2018 21:15
Потапова Валентина Владимировна @Balay
И, наконец, в-третьих, современные естественные науки дают подростку приемлемую модель познания окружающего мира — при условии, если эта модель не абсолютизируется и не подается в качестве единственно возможной.
15.05.2018 21:15
Потапова Валентина Владимировна @Balay
В этом случае современные естественнонаучные концепции вполне можно использовать, как рабочие гипотезы,
15.05.2018 21:15
Потапова Валентина Владимировна @Balay
сравнительно простые и удобные для изучения всего разнообразия форм живой и неживой материи, из которых слагается Вселенная. Знать и понимать новейшие концепции строения
15.05.2018 21:15
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Вселенной должен любой образованный человек, однако для формирования у подростков независимого от догматики сциентизма мышления их нужно знакомить не только с точкой зрения, зафиксированной в учебниках, но и с альтернативными теориями, в них не попавшими.
15.05.2018 21:15
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Зачем это нужно?
Дело в том, что в настоящее время мировая фундаментальная наука переживает глубокий застой, вызванный, в первую очередь, мировоззренческим кризисом.
15.05.2018 21:14
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Позитивистская доктрина бесконечного прогресса цивилизации, бесконечно совершенствующего человеческое общество и его образ жизни, доказала наконец свою несостоятельность.
15.05.2018 21:14
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Взрывное увеличение знаний и совершенствование технологий не привело к качественному изменению общественных отношений между людьми; насыщение человеческой жизни технологиями и другими побочными продуктами НТР и НТП не сделало, в целом, эту жизнь ни проще,
15.05.2018 21:13
Потапова Валентина Владимировна @Balay
ни безопаснее – просто одни сложности и опасности (естественные) сменились на другие (рукотворные); что касается продолжительности жизни, существенно возросшей в благополучных регионах, то в глобальном масштабе она скорее сократилась – за счет нищеты и неблагоприятной эпидемиологической и экологической ситуации, царящей на куда более обширных по площади и плотности населения территориях.
15.05.2018 21:13
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Для многих ученых мира, задумывающихся о перспективах развития человечества, стало ясно, что наука не сможет нормально развиваться без преодоления идейного и мировоззренческого кризиса, царящего в современном обществе.
15.05.2018 21:13
Потапова Валентина Владимировна @Balay
А для этого необходимо взглянуть на историю новейшей науки более трезвым и критичным взглядом, очищенным от позитивистских иллюзий, не как на догму, а как на концепцию в ряду иных концепций, порожденных иными историческими эпохами.
15.05.2018 21:13
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Наверное, только это позволит современной науке избавиться от существующих недостатков, сохранив в целости все действительно ценные достижения не только последних двух столетий, но и всех предшествующих исторических эпох.
15.05.2018 21:13
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Что это значит?
То, что к физике, химии и другим естественным наукам следует относиться не только как к началам современной технологии, но и как к дисциплинам, тесно связанным с философией.
15.05.2018 21:12
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Следовательно, изучение курсов естественных наук вне идейно-философского контекста, породившего основные естественнонаучные концепции, в настоящий момент малопродуктивно и даже опасно.
15.05.2018 21:12
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Сегодня, наверное, главное, что мы должны сделать для своих детей – это привить им интерес к философии и готовность искать пути к синтезу классической философии и современных естественнонаучных концепций.
15.05.2018 21:12
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Надо понять раз и навсегда, что ученый-естественник будущего должен быть не только исследователем и экспериментатором, но и философом – в противном случае мировоззренческий кризис современной цивилизации не будет преодолен.
15.05.2018 21:12
Потапова Валентина Владимировна @Balay
А что нас ждет в этом случае? Либо глобальный социум, управляемый единым тоталитарным «государством», жестко распределяющим блага в обмен на беспрекословное подчинение граждан, либо анархия и произвол, «война всех против всех». И та и другая перспективы одинаково непривлекательны.
15.05.2018 21:12
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Искать выход следует, привлекая все ресурсы и все научно-мировоззренческое наследие человечества, через анализ которого следует прийти к окончательному синтезу.
15.05.2018 21:12
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Однако, заявить такую цель, безусловно, много проще, чем сделать ее достижимой. Каким образом, в рамках концепции классического домашнего обучения, следует двигаться к достижению этой цели?
15.05.2018 21:11
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Для этого нам нужно выделить в процессе изучения естественных наук для два основных блока: экспериментальный (объединяющий как теорию, так и практику) и философский (созерцательный).
15.05.2018 21:11
Потапова Валентина Владимировна @Balay
В первом случае мы будем развивать аналитические способности ребенка, основанные на его наблюдательности, предприимчивости, склонности к исследованиям; во втором – способности к синтезу, универсальным обобщениям и теоретизированию на их основе.
15.05.2018 21:11
Потапова Валентина Владимировна @Balay
И нужно понимать, что если для первого у нас сейчас имеются методические разработки, то во второй области нам во многом придется действовать самостоятельно.
15.05.2018 21:11
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Развитие аналитических и исследовательских способностей подростка в ходе изучения предметов естественнонаучного цикла
15.05.2018 21:11
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Основные проблемы в изучении естественных наук в современной школе возникают в силу огромного разрыва,
15.05.2018 21:11
Потапова Валентина Владимировна @Balay
существующего между курсом природоведения-естествознания в начальной школе и курсами физики, химии, биологии, географии, резко приходящими им на смену в 6-7 классах средней школы.
15.05.2018 21:10
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Естественные науки в новых, непривычных обличиях сваливаются на совершенно не готовые к этому головы младших подростков внезапно, как снег в середине лета.
15.05.2018 21:10
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Большей части последующих проблем можно было бы избежать путем постепенного перехода подростков от конкретной к абстрактной форме подачи материала (в чем, собственно, и состоит основная сложность естественнонаучного блока). Такой постепенности можно добиться при помощи следующих мер:
29.01.2018 19:26
Локтионова Елена Анатольевна @biologichka-1
Спасибо,Нина Ефимовна
29.01.2018 19:26
Локтионова Елена Анатольевна @biologichka-1
Замечательная работа
17.10.2017 21:56
ХХ ХХ ХХ @XXX3
Спасибо, Нина Ефимовна!
17.10.2017 21:56
ХХ ХХ ХХ @XXX3
Отличная работа
17.10.2017 21:56
ХХ ХХ ХХ @XXX3
Нравится
17.10.2017 21:56
ХХ ХХ ХХ @XXX3
Интересно
18.08.2017 15:46
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Отличная работа
18.08.2017 15:45
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Нина Ефимовна, спасибо
07.06.2017 10:35
Исайчева Елена Владимировна @ElenaIsaicheva
Нина Ефимовна, большое Вам спасибо за отличный материал!
01.06.2017 19:38
Исайчева Елена Владимировна @ElenaIsaicheva
Нина Ефимовна, большое Вам спасибо!
06.05.2017 07:31
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Спасибо, очень полезный материал
01.05.2017 21:52
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
Спасибо, Нина Ефимовна!
04.04.2017 21:17
Панасюк Ирина Михайловна @irinapanasyuk
Спасибо, Нина Ефимовна!
01.04.2017 20:02
Скурихина Тамара Петровна @majdan
Очень актуально.
01.04.2017 12:40
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Согласна, просто отличное изложение материала
01.04.2017 11:47
Иванова Любовь Ивановна @lybas
Спасибо, отличная работа
30.03.2017 23:33
Дьячок Татьяна Юрьевна @td56
Огромное спасибо , Нина Ефимовна!
Великолепная работа! Чётко, ясно, лаконично !
30.03.2017 09:51
Штрекер Иван Августович @schtreker
Спасибо за информацию
29.03.2017 23:09
Альбицкая Нина Ефимовна @bio55
Спасибо Любовь Ивановна
29.03.2017 19:47
Иванова Любовь Ивановна @lybas
необычное видение наук естественных наук.
27.03.2017 21:26
Альбицкая Нина Ефимовна @bio55
Спасибо коллеги вам большое
27.03.2017 20:10
Мальцева Алла Владимировна @av79
Спасибо большое, Нина Ефимовна за Вашу интересную работу
27.03.2017 18:00
Иванова Любовь Ивановна @lybas
очень нужный материал. спасибо.
26.03.2017 20:31
Альбицкая Нина Ефимовна @bio55
И вам спасибо, она напечатана в одном из научных жкрналов
26.03.2017 17:22
Морозова Светлана Александровна @morozsvet
Спасибо. мненравится.
26.03.2017 12:56
Иванова Любовь Ивановна @lybas
спасибо. скачала в копилку.
26.03.2017 12:56
Иванова Любовь Ивановна @lybas
спасибо очень необычно и красиво..
26.03.2017 08:44
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Как красиво выражаете вы мысли, прочитала с удовольствием
26.03.2017 08:43
Потапова Валентина Владимировна @Balay
Спасибо, отличная работа

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс