Приоритетные направления инновационного развития
системы специального образования
Белецкая Ольга Александровна,
учитель-логопед
МБДОУ № 101 г. Ульяновска
Любая система претерпевает изменения тогда, когда эти изменения касаются всей системы в целом и каждого ее компонента в отдельности.
Система специального образования включает в себя несколько приоритетных направлений:
Педагоги, имеющие специальное (коррекционное) образование.
В настоящее время к каждому из блоков предъявляются новые условия, продиктованные временем и социальным запросом общественности. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют специальные образовательные потребности, которые необходимо учитывать при построении коррекционного обучения и воспитания.
В Ульяновской области создана и функционирует дифференцированная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов.
В целом отмечается позитивная тенденция в обеспечении доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья за счет открытия новых образовательных учреждений и развития вариативных форм специального образования.
Инновационная система специального образования предъявляет высокие требования к качеству кадрового обеспечения. Специалисты коррекционных учреждений должны владеть современными образовательными технологиями, чтобы строить коррекционно-развивающее обучение с использованием инновационных методов и приемов. Они должны знать особенности развития детей с ОВЗ разной категории: особенности детей с детским церебральным параличом (ДЦП), с нарушениями зрения, слуха, речи, с расстройством аутистического спектра, со снижением интеллекта, с задержкой психического развития и др.
Кроме того, каждый специалист должен уметь использовать в своей работе информационно-коммуникативные технологии: компьютер, мультимедийный проектор, знать особенности работы с некоторыми компьютерными программами.
В августе 2012 года Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 101 принял участие в конкурсном отборе региональных программ развития образования по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей и был признан победителем по направлению «Социализация детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».
С 1 сентября 2012 года на базе нашего учреждения начала работать стажировочная площадка по данному направлению.
Основная цель создания стажировочной площадки – распространение опыта по решению проблем обеспечения доступного качественного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по реализации задачи модернизации дошкольного образования как института социального развития через практическое использование в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации программ развития системы дошкольного образования.
В рамках деятельности Федеральной стажировочной площадки на базе МБДОУ № 101 города Ульяновска появилось инновационное оборудование, которое используется для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и заиканием. И теперь специалисты ДОУ осваивают новую аппаратуру, которую имеют единицы образовательных учреждений на всей территории Российской Федерации.
Дети, которые нуждаются в специальной помощи (в условиях дошкольного учреждения или на дому)
Дети, которые посещают дошкольные учреждения компенсирующего вида, получают весь комплекс образовательных услуг в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями по всем образовательным областям. Сопровождение детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями речи, в условиях ДОУ носит системный характер: каждый ребенок получает психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. А знание таких технологий, как нейропсихологический подход, логоритмика, логомассаж и др. позволяет осуществить эту помощь более качественно.
Благодаря распространению на всей территории России современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования, была введена новая форма образования – инклюзивная. С ноября 2011 года наше дошкольное учреждение стали посещать дети с ограниченными возможностями здоровья, для которых педагоги составляют индивидуальную комплексную психолого-педагогическую программу сопровождения.
В связи с социальным заказом с марта 2012 года МБДОУ № 101 оказывает образовательную услугу на дому детям, которые в силу своих физических возможностей не могут посещать дошкольное учреждение.
Чтобы обеспечить полноценное развитие и обучение детям с ОВЗ не только в ДОУ, но и за его пределами, необходимо создать определенные условия:
- наличие высококвалифицированных кадров;
- наличие обеспеченной материально-технической базы;
- наличие специальной предметно-развивающей среды.
Развитие информационных и материально-технических ресурсов является приоритетным условием повышения качества инновационных технологий специального образования. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий включает обеспечение всеобщей доступности участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) к образовательным информационным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения.
3.Родители, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья
Родители детей с ОВЗ – особая категория родителей. Столкнувшись с проблемами в здоровье детей, они избегают находиться в обществе, становятся замкнутыми, а главное – они не знают, как общаться со своими детьми. И наша задача – научить их этому. Поэтому возникают новые инновационные формы взаимодействия с родителями: Консультативные пункты, Клубы молодых семей, форумы на сайтах в Интернете и др.
Возникает необходимость создания системы непрерывной специальной подготовки всех участников коррекционно-педагогического процесса, включая родителей, сопровождающих индивидуальные образовательные маршруты детей, их личностное развитие.
Необходимо изменить сознание общества, привить ему толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. А для этого нужно «выходить в социум» и рассказывать о проблемах специального образования, делиться своим опытом работы, своими достижениями и успехами. И тогда наши дети с нормой развития будут адекватно воспринимать детей с ОВЗ, а те, в свою очередь, комфортно себя чувствовать в среде сверстников.