Мотивация к деятельности | Слайд - шоу ( картины природы) под музыку. Каждый из нас по-своему воспринимает этот мир, а самые чуткие души передают своё восприятие мира через звуки – и рождается музыка; через краски – появляются бесценные картины; через художественное слово – и звучит поэзия. Удивительным даром обладают поэты – даром рисовать словами. Стихи открывают нам необыкновенную красоту природы. Не сразу и далеко не каждому открывается природа, а только человеку доброму, чуткому и внимательному. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. . Сегодня на уроке чтения мы прикоснемся к творчеству замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, откроем мир бунинской поэзии, через поэтическое слово попытаемся увидеть красоту родной русской природы. | Смотрят презентацию с картинами природы, слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.
Формулируют тему урока (Красота родной природы глазами художника, композитора, поэта)
| Регулятивные Мотивационная и эмоциональная готовность к учебной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные Умение анализировать, сравнивать и синтезировать языковой материал Личностные Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению родной литературы |
Этап проблематизации | - Где провел свое детство Бунин? (раннее детство провел на хуторе Бутырки, недалеко от города Елец.) - А когда вы слышите слово «детство», что чувствуете, о чем думаете? - Ваня Бунин рос впечатлительным мальчиком. Особенно остро он ощущал красоту природы. Чтобы представить, что творилось в душе мальчика, посмотрим на репродукции. В них запечатлен мир, который окружал мальчика Ваню. Картины родной природы врезались в память мальчику навсегда. Вот что пишет И.А.Бунин о своем детстве, об окружающем его мире: СЛАЙДЫ «Я помню себя еще маленьким мальчиком, когда услыхал песню жаворонка. Это было весеннею зарёю, когда в небе одна за другою гасли серебряные звезды… Помню сочную молодую траву в мае, помню, как часто я сходил в жаркий полдень на лужки и разгорячённым лицом ложился в холодную траву…» «В лесу было пусто, просторно. Лес был нечастый, далеко видный насквозь, солнечный» «Мы шли под старыми березами, то по широким полям, на которых вольно и свободно стояли могучие ветвистые дубы» «Тут, в глубочайшей полевой тишине, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной. Море хлебов, трав, цветов… И вечная тишина этих морей, их загадочное молчание. Ах! Какая томящая красота!»
Это были самые счастливые минуты из жизни Вани Бунина. | Смотрят презентацию. Ученики цитируют воспоминания Бунина о детских годах | Регулятивные Принятие цели и планирование действий. |
Прослушивание стихотворения | а) Чтобы сотворить чудо поэзии, нужно уметь пользоваться словом – ярким, необычным, эмоциональным. Ведь в стихах могут быть выражены разные чувства: и радость, и восхищение, и грусть, и веселье. -Сейчас будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя…» б) Подготовка к восприятию – Сейчас вы услышите стихотворение «Детство». – Как вы думаете, о чем, о ком это стихотворение? – В нём рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете? в) Прослушивание фонограммы – Изменились мнения у вас? Вывод: за каждой строчкой стихотворения он сам, его переживания, его мысли. | Ученики настраиваются и слушают фонограмму | Регулятивные Умение формулировать учебную задачу. Регулятивные прогнозирование |
Лексическая работа Работа в группах | в) Самостоятельная работа с текстом – А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение самостоятельно. подчеркните непонятные слова. – Какие непонятные слова вы встретили? (В бору, ароматом, палатам, зной) – Назовите близкое по значению слово к слову «аромат» – (запах). – К слову «зной» – (жара) – Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне). – Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны) – Слово «палаты». Что вы о нём знаете? В каких случаях употребляют в речи? (Палата бывает в больнице) – А вот А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил тоже это слово… «Старичок к старухе воротился. Что ж? пред ним царские палаты. В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей». – Значит, что же такое «палаты»? Это помещение. Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие. Прильнуть – прислониться. | Вспоминают правила работы в группе: 1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно. 2.Выслушать мнение каждого. 3.Найти общее решение. Дети работают в группах по карточкам и проводят анализ текста, отмечают сложные для понимания слова, проводят лексическую работу | Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Познавательные Умение анализировать и делать выводы Коммуникативные Умение работать в группе, учитывать позицию товарищей, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнеров. Умение контролировать и оценивать свои действия. |
Работа с текстом |
а) Чтение стихотворения по частям Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом… -Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат? -Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу. -Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передаёт чувства поэта. - И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! -Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»? -Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг. -Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чём не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора. Ученики отмечают, что и слова весело, сладостней, тоже отражают авторское восприятие мира. Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок - как шёлк… -Что необычного в этих строчках? -Во-первых, повторяется дважды слово повсюду. -Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…» - Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет. - «Песок - как шёлк…». - Какой литературный приём использует автор? -Красивое сравнение. Необычное. -В чём его необычность? -Шелк – мягкий, нежный. -Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может ли песок блестеть на солнце? -Обратите внимание на многоточие: -Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шёлк…». -Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек. Прильну к сосне корявой… - Подберите к этому слову синонимы-близкие по значению слова. -Прильнуть – прислониться. -В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. И чувствую: мне только десять лет, А ствол — гигант, тяжёлый, величавый. -Послушайте, что нам прочитает о сосне… (карточка) Сосна - высокое стройное дерево. Она достигает высоты в 40 метров. Продолжительность жизни сосны – от 350 до 600 лет -Может ли так долго прожить человек? -Вспомните, сколько лет в этом стихотворении автору?(10) -Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну? -Да. Сосны живут долго. -О чём говорят эти великаны? -Они говорят, что мы очень маленькие. - Прочитайте строки, в которых автор описывает кору. СЛАЙД Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета! И, кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. -На примере этого четверостишия, ещё раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта: – Подумайте над вопросом: -Какое настроение соответствует этому стихотворению? (Радостное, весёлое, бодрое, приподнятое.) | Дети работают фронтально и проводят анализ текста, отмечают сложные для понимания слова, проводят лексическую работу | Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Коммуникативные Умение работать в группе, учитывать позицию партнеров, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера. Умение контролировать и оценивать свои действия. Познавательные Умение анализировать и делать выводы Регулятивные Умение контролировать и оценивать свои действия. Личностные Умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. Познавательные Общеучебные: умение осознанно и правильно строить речевое высказывание. Личностные Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
Работа с репродукцией картины И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем». | 8. СЛАЙД -Посмотрим на лес глазами художника. -Перед вами репродукция картины Ивана Ивановича Шишкина. -Посмотрите на сосны, какие они? (Большие, огромные, красивые, стройные, высокие). Что ещё мы видим на картине? - Траву, землю. -Эта картина называется «Сосны, освещённые солнцем»? Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину? Сосны с одной стороны жёлтые. Значит, на них падает солнечный свет. От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день. -Вы сегодня говорили о царских палатах. Их создаёт человек. -Глядя на картину, можно сказать, что перед нами солнечные палаты? -А кто создает палаты солнечные? – Совпадает ли по настроению прочитанное стихотворение с пейзажем Ивана Ивановича Шишкина? Обоснуйте свой ответ. (Пейзаж красив и стихотворение красивое) Если бы вас попросили нарисовать то, о чём вы прочитали, то какие цвета красок вы бы использовали? (Желтый и зеленый). Верно! Зеленый и желтый цвет – это цвет жизни, тепла. Закройте глаза. Попробуйте представить себе лес, «нарисованный» Буниным словами. Получилось? Давайте отправимся в лес, который возник в вашем воображении, и создадим, «нарисуем» его на бумаге. Коллаж «Сосновый бор» -Молодцы! Какой светлый, тёплый, добрый получился у вас лес. Сохраните в душе это чувство для чтения стихотворения.
Вывод: И картина и стихотворение вызывают радостное настроение. | Рассматривают репродукцию картины И.И.Шишкина. Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. Анализируют увиденное на репродукции картины, выдвигают предположения. Выполняют творческую работу в группах по созданию коллажа «Сосновый бор». Защита выполненных работ представителями групп. | Познавательные Информационные: поиск и извлечение информации. Общеучебные: умение осознанно и правильно строить речевое высказывание. Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные Согласованно выполнять совместную деятельность. Правильно выражать свои мысли в речи. |
Музыка |
Музыка так же, как и изобразительное искусство, способна выразить настроение человека. Чтобы понять ее без слов, ей достаточно только звуков, сотканных в неповторимую выразительную мелодию. -Сегодня на уроке мы послушаем произведение С. Прокофьева «Утро». Давайте предположим, какими будут интонации музыки, которая сегодня прозвучит на уроке? (Добрые, ласковые, мечтательные, певучие, напевные, задушевные) -С чего начинается утро человека? (с пробуждения…) Это утро человека. А в природе, как ведут себя деревья, солнце, трава? (Природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю, цветы и травы тянутся к солнышку…) -Мы нарисовали с вами утро, и в этом нам помогли слова. А теперь я предлагаю обратиться к звукам музыкальным. -Сядьте удобнее. Почувствуйте настроение музыки, ощутите ее цветовую гамму? СЛАЙД - Поднимите карточки того цвета, какой вы представили, слушая музыку? (Желтый - теплый, яркий, струящийся, радостный. Цвет солнца. Этот цвет надолго остается в памяти). Зеленый - насыщенный, спокойный свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Действует успокаивающе) Розовый – светлый, спокойный, добрый, мягконасыщенный) Вы подняли карточки в основном теплых цветов. -Действительно, звуки природы, которые мы представили в цвете, вызывают у человека приятные ощущения и чувство тепла. Сохраним это настроение при работе над выразительным чтением.
| Настраиваются на прослушивание музыки. Дают предположительные ответы. Слушают музыку, определяют настроение, цветовую гамму | Коммуникативные Участвуют в коллективном обсуждении Личностные - развивают эмоционально-чувственное отношение к природе. |