Просмотр содержимого документа
«Природа и человек, ориентирование на местности»
Составил Хватков С.С.
Конспект осенней экскурсии для 6 класса по ОБЖ
Тема: Природа и человек, ориентирование на местности
Цель: научить учащихся самостоятельно работать, приобретать опыт творческой деятельности через географическую направленность в области ОБЖ.
Задачи:
Образовательные: отработать навыки ориентирования по компасу и Солнцу, сформировать представление о формах рельефа; сформировать понятия «компас», «нивелир», «рельеф», «стороны света», «азимут», «ориентирование»;
Развивающие: развитие умений применения логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей учащихся; развитие наблюдательности, умения пользоваться приборами, фиксирования природных объектов и явлений;
Воспитательные: воспитать сознательное отношение к природе; добиться совершенствования навыков коллективной работы в группах; продолжить формирование научного мировоззрения; показать изменения равнины под воздействием внешних процессов, использование её в хозяйственной деятельности, воспитывать чувство любви к родной природе.
Оборудование: а
Индивидуальное снаряжение: планшет с компасом, чистые листы, карандаш, резинка, линейка.
Предварительная работа:
Инструктаж по правилам дорожного движения.
Инструктаж по правилам поведения в природе:
Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Не повреждай кору деревьев.
Не рви цветов. Пусть красивые растения останутся в природе.
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
Не разоряй муравейники.
Не оставляй в лесу, парке, у реки мусор, никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
Не жги костер рядом с деревьями. После себя не забудь затушить его.
Береги красоту окружающего мира, чтобы каждый мог ею любоваться.
Перед экскурсией раздать карточки с самостоятельным заданием(приложение1)
Маршрут экскурсии:
Место остановок | Что изучается на остановках | Содержание наблюдений | Практические работы | Выводы |
Остановка №1 | Ориентирование по компасу и Солнцу | Устройство компаса и ориентирование его | Определение сторон горизонта по компасу. Определение азимута по компасу | Человек должен уметь ориентироваться на местности |
Остановка №2 | Формы земной поверхности | Какие формы поверхности различают на земном шаре? На какой форме поверхности расположен г.Ульяновск | Как можно назвать равнину, на которой мы находимся: плоской или холмистой? | г.Ульяновск расположен на равнине |
Остановка №3 | Изучение обнажения | Траншея глубиной 2 метра | Какими породами сложена данная равнина? Как они залегают? | Для равнины характерны осадочные породы. |
Остановка №4 | Изучение оврага Наблюдение, измерение и описание оврага | Где находится? | Почему в данной местности образовался овраг? Продолжается ли рост оврага? Сухой овраг или на дне есть ручей? Как человек борется с оврагами? Какова глубина оврага? | Поверхность равнины разрушается водными потоками и в результате деятельности человека. |
Остановка №5 | Изучение водного объекта | Как он образовался? | Какими водами питается река? Как используется реку местным населением? | |
Остановка №6 | Изучение колодца | Местонахождение колодца. Подходы к колодцу | Сколько метров от колодца до школы? Сколько метров от поверхности земли до воды? Определить запас воды в колодце; каковы вкус, запах, прозрачность и её жёсткость | Подземные воды находятся на различной глубине от поверхности земли. |
Приложение 1
Задания для самостоятельной работы
1. Составить краткую характеристику наших остановок.
Выяснить состояние растений в них.
2. Написать о том как можно ориентироваться на местности.