Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чулокская основная общеобразовательная школа
Урок истории в 5 классе
по теме
«Природа и люди Древней Индии»
Учитель: Едрышова Н.Н.
Цель: познакомить учащихся с географическим положением, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями её жителей; развивать познавательный интерес, умение работать с исторической картой и историческими источниками.
Оборудование: учебник А.А.Вигасина и др. «История древнего мира», карта «Древний Восток», карточки с географическими названиями, карточки с указанием основных занятий жителей Древней Индии, исторический документ «Природные богатства Индии» Диодора Сицилийского, рисунки или фигурки животных, нити хлопка, кроссворд.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: работа с картой, работа с историческим источником, рассказ, решение кроссворда.
Ход урока:
1.Организационный момент. 2.Вступительное слово учителя. Объявление темы и плана урока.
-Мы с вами побывали во многих государства древности. Вспомните , в каких именно? (Дети называют Др. Египет, Двуречье, Финикию, Палестину, Персию, Ассирию и тд.)
-А сегодня мы отравимся в удивительную страну под названием Индия. Узнаем, где она находится, что там произрастает, кто водится там. Кто живёт в этой стране и чем занимаются люди.
План изучения.
1.Местоположение, растительный и животный мир Индии.
2. Занятия жителей.
Постановка задачи: «Почему греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?
3.Изучение нового материала.
-Для того, чтобы добраться в Индию, нам потребуется карта. Откройте учебник на странице 92.(Работа сопровождается демонстрацией карточек с географическими названиями.)
Изучение первого вопроса.
Работа с картой. Беседа по вопросам:
-Каким знаком на карте показана граница Индии ? (Зелёной полосой).
-Где находится Индия? (на юге Азии).
-Как называется полуостров? (полуостров Индостан).
-Чем омывается? (с запада, юга и на востоке Индия омывается водами Индийского океана).
-Что расположено на северо-востоке Индии ? (Горы Гималаи).
-Какую роль эти горы играли в жизни жителей Индии? (они защищали страну от набегов врагов и от холодных северных ветров).Самая высокая вершина в Гималаях- Джомолунгма.
Рассказ учителя о климатических условиях Индии.
-Климат в Индии разнообразный: есть районы, где весьма прохладно. В горах, на их вершинах лежит снег. В южных районах тепло и влажно, дожди могут идти по несколько месяцев. И поэтому в тропических лесах, которые называются джунгли, очень обильная растительность.
Работа с учебником. Выяснение растительного мира джунглей.
-А что растёт в джунглях, мы узнаем, когда прочтём в учебнике пункт 2.
Чтение текста учителем
-Кого из животных мы встретили в тропическом лесу? (На доске вывешиваются карточки с изображениями животных или выставляются их фигурки на демонстрационный столик.)
Первичное закрепление.
-Составьте рассказ о местоположении, растительном и животном мире Индии, используя карточки и карту.
Изучение второго вопроса.
Работа с историческим источником.
-Перед вами исторический документ. Найдите, кто его автор ? (Диодор Сицилийский)
-Как называется источник ?( «Хроники») .
-Прочтите документ и ответьте на вопрос: «Правда ли, что жители Индии никогда не знали голода? Почему?»
-Перечислите основные занятия жителей. (На доске демонстрируются карточки с основными занятиями жителей).
Решение исторической задачи.
-Вчера нам с вами прислали письмо, в котором один путешественник рассказывает о том, что в Индии на деревьях растёт белая шерсть. Прав ли он? (Белая шерсть- это хлопок. Учитель демонстрирует хлопковое волокно).
3. Закрепление.
-Чтобы наше путешествие надолго осталось у вас в памяти, я предлагаю вам решить кроссворд. Решение кроссворда.
4.Подведение итога урока. Ответ на вопрос задачи, поставленной в начале урока.
-Правы были греки, когда называли Индию «волшебной, сказочной страной»?
5. Домашнее задание: