Природа и люди Древней Индии
Класс: 5
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: Познакомить обучающихся с географическим положением и природными условиями Индии, занятиями древних индийцев.
Задачи урока:
Образовательные:
- рассмотреть вопрос о географическом положении и природе Древней Индии, познакомиться с основными занятиями жителей Индии.
- познакомить с новыми терминами и понятиями.
Развивающие:
- развить познавательный интерес к предмету,
- развивать навыки исследовательской и проектной деятельности,
- развивать умение сравнивать, приводить доказательства, умение обобщать,
- развивать самостоятельность,
- развивать восприятия, внимания, расширять кругозора учащихся.
Воспитательные:
- Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов, воспитание толерантности.
Здоровьесберигательные:
- создать мотивационные и благоприятные психологические условия для деятельности и развития учеников.
Форма организации деятельности:
фронтальная, парная, групповая
Оборудование
Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Учебник для общеобразовательных организаций А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая - М., Просвещение, 2016,
ноутбук, проектор, экран, презентация (содержит триггеры и гиперссылки), маршрутные карточки, раздаточный материал, флажок
Этапы урока
1.Мотивационно-целевой этап (7 минуты)
1.1. Организационный (2-3 минуты)
Учитель: Всем здравствуйте! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Начинаем урок!
Деление на пары. Сегодня мы поработаем в парах, а кто-то поработает в группе, втроем. Для этого я вам раздала карточки: у одних ребят на карточках названия древних государств, а у других – столицы или крупные города данных государств. Ваша задача, найти свою пару или группу. (Древний Египет – Мемфис; Финикия – Библ, Сидон, Древнееврейское царство – Иерусалим) (Раздает карточки, ученики делятся на пары)
1.2. Актуализация знаний (2 минуты)
Давайте для начала вспомним ранее изученные темы. Для этого поиграем в игру «Флажок». (слайд 1).
Игра «Флажок»
Объяснение правил: Я отдаю одному ученику флажок. Он отвечает на вопрос учителя, передает флажок следующему ученику. Этому ученику задается следующий вопрос.
Вопросы к игре:
1. Какая река протекает по территории Древнего Египта (Нил)
2. Какую страну называли страной двух рек? (Двуречье, Междуречье)
3. Между какими реками находилось Двуречье? (Тигр и Евфрат)
4. Какой город в результате борьбы стал главным в Двуречье (Вавилон)
5. Какая держава поглотила почти все государства Западной Азии? (Персидская держава)
6. Как звали самого могущественного правителя Персидской державы? (Дарий Первый)
7. Где был изобретен первый алфавит? (в Финикии)
8. Из какого материала были сделаны книги в библиотеке Ашшурбанапала? (из глины)
Молодцы, отметьте баллы на листке оценивания
1.3. Постановка темы и целей урока: (3 минуты)
Сегодня мы продолжим путешествие по странам Древнего мира. Но вы сами должны догадаться, с каком страной мы сегодня познакомимся.
Что у меня в руках? (шахматы) Какая страна является родиной шахмат? (Индия). Мы уже изучали это государство? (нет). Определите тему нашего урока (ученики пытаются определить тему урока)
Запишите число и тему урока «Природа и люди Древней Индии». (слайд 2).
Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? (где находится Древняя Индия, какие реки там протекают, чем занимаются жители Индии)
Исходя из темы, сформулируйте цель урока. Вам в помощь слова-подсказки для формулирования цели. (Используя слова-подсказки ученики пытаются сформулировать тему урока. Узнать…Познакомиться…Выяснить…Приобрести знания о…)
Учитель прописывает лучшую цель, названную детьми. Ученики соглашаются с целью. (слайд 3).
(слайд 4) Создает проблемную ситуацию: «Древние греки называли Индию «страной чудес». Вы сможете ответить – почему? (Ученики не знают ответа)
В конце урока мы должны ответить, почему древние греки называли Индию «страной чудес».
2. Ориентировочный этап (2-3 минуты)
(слайд 5)
Давайте познакомимся с планом нашего урока.
План урока.
1.Географическое положение Древней Индии.
2.Природные особенности Индии.
3.Занятия населения Древней Индии.
Исходя из плана поставьте с помощью слов-подсказок задачи нашего урока. Каждая группа должна составить задачу по одному из пунктов плана. (Ученики с помощью слов-подсказок определить…, познакомиться…, выяснить…формулируют задачи урока)
Предположите, как мы организуем работу? ( в парах, в группах, индивидуально)
Для изучения темы откуда вы сможете узнать информацию (у учителя, из учебника, из карты)
3. Поисково-исследовательский этап. (20 минут)
(слайд 6) 1. Географическое положение Индии.
(слайд 7) Государство Древняя Индия возникло в III тысячелетии до н.э .- все индийские государства объединил под своей властью Ашока. (изображение Ашоки)
Мы начинаем путешествие по Древней Индии. Мы должны определить ее основные географические объекты.
(слайд 8) Задание 1. На маршрутном листе найдите задание 1. «Географическое положение Индии». Заполните ответы на вопросы, используя карту (стр. 96) и текст параграфа 20. А также заполните ваши контурные карты. На выполнение вам 3 минуты.
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Где расположена Индия? | В Южной Азии |
2. | На каком полуострове находится Индия? | Индостан |
3. | Какой океан омывает берега Индии? | Индийский |
4. | Какие горы служат северной границей Индии? | Гималаи |
5. | Какие крупные реки протекают по территории Индии? | Инд и Ганг |
(после завершения таблицы ученики по очереди отвечают, учитель задает дополнительные вопросы)
От чего Гималаи защищают Индию? (Гималаи защищают Индию от холодных ветров).
Где берут свое начало реки Инд и Ганг? В Гималаях.
Как они ведут себя в июле и августе? (выходят из берегов из-за проливных дождей)
Молодцы, отметьте баллы на листке оценивания
(слайд 9) 2. Природные особенности Индии. (2-3 минуты)
(слайд 10) Долину реки Ганг покрывали джунгли. Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые леса).
Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Почему? (Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые)
(слайд 11) Какие фрукты вы видите на экране? (папайя, кокос, джекфрут, маракуйя)
Вы знаете, какие животные водились в джунглях? (ученики называют обитателей джунглей)
(слайд 12) Игра «Пазлы». Сейчас мы познакомимся с некоторыми обитателями джунглей, поиграв в игру «Пазлы». Вытащите пазлы из конверта. За одну минуту вам нужно в паре (в группе) собрать пазлы и назвать, какое животное у вас получилось. Приложение 1
Примечание: Пазлы созданы с помощью Онлайн-конструктора пазлов https://pazlyigra.ru/
Хорошо, отметьте баллы на листке оценивания
(слайд 13) Физкультминутка (2 минуты)
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Встаем на зарядку. Повторяйте за мной движения:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко и потянулись вверх руками (потягивания).
Учитель: Чем были опасны джунгли? (ядовитые змеи, насекомые, хищные животные)
Учитель: Чтобы задобрить животных, люди начали их подкармливать, поклоняться им. Как мы называем животных, которым поклоняются? (священные).
Учитель:Какие священные животные были в Египте? (кошка, насекомое скарабей)
Учитель:Вы знаете, какие животные в Индии считались и считаются до сих пор священными? (Ученики выдвигают свои версии)
Хотите узнать?
Задание 3. «Головоломка» (выполнено с помощью сайта Развитие ребенка https://childdevelop.ru/generator/letters/puzzle.html#preview)
Для ответа на данный вопрос выполните логическую головоломку. Нужно найти 3 наименования священных животных Индии (30 сек)
1 группа – крыса, лев, обезьяна, 2 группа – тигр, корова, змея, 3 группа– слон, крокодил, павлин.
Ученики по порядку называют священные животные Индии, учитель задает дополнительные вопросы.
Почему крыса считается священным животным Индии?
(слайд 14) Почему корова считалась священным животным в Индии? (корова давала еду: молоко, масло, ее нельзя было убивать)
(слайд 15) Почему слон считался священным животным в Индии? (его использовали в хозяйстве, а также во время войн)
Молодцы, отметьте баллы на листке оценивания
(слайд 16) 3. Занятия населения Древней Индии.
(слайд 17) Исходя из природно-географических особенностей Индии, определите основные занятия жителей этой страны? (земледелие- плодородные почвы, скотоводство – разводили овец, коров, ремесло – изделия из металла, глины, ткачество)
(слайд 18) Посмотрите на иллюстрации и определите, какой вид земледелия в Древней Индии преобладал. (земледелие – вариант 1)
Примечание:
на слайде 18 на картинках установлены триггеры. Нужно нажимать на картинки. При выборе неправильного ответа – картинка покачивается, верная картинка – увеличивается в размере
(слайд 19-22) Задание «Чудо-сундучок» (4 минуты)
Все верно. А для того, чтобы узнать какие растения выращивали индийцы мы с вами поиграем в игру «Чудо-сундучок». Каждая группа должна узнать, что лежит в ее сундучке. Для этого вы должны разгадать загадку. А также расскажите о том, где это могло выращиваться, что из этого индийцы могли делать. Информацию найдете в учебнике.
1 группа: Загадка. «Он — кормилец на Востоке. С давних пор растёт в полях. Очень сильно любит воду. Злак зелёный и высокий, белое зерно даёт»
2 группа: «На стеблях белеют чашки, в них и нитки, и рубашки»
3 группа: «Порошок из растений. Он слаще мёда. Белый как снег, он нравится всем»
Примечание:
Игра «Чудо-сундучок» имеет гиперссылки. Нужно нажимать на сундучки, откроется слайд с верным ответом. Для возврата к сундучкам нужно нажать на кнопку «Возврат» внизу страницы.
Молодцы, отметьте баллы на листке оценивания
(слайд 23)
Учитель: Давайте вспомним цель нашего урока. Мы ее достигли?
Примечание:
Для перехода к слайду с напечатанной целью, на слайде 23 нужно нажать на значок «К цели» в. левом нижнем углу слайда. Для возврата к нужным слайдам на слайде 4 нужно нажать кнопку «К проблеме»
(слайд 24) Давайте вспомним проблему нашего урока. Почему древние греки называли Индию «страной чудес»? (в Индии были благоприятные природные и климатические условия, плодородные земли; полноводные рек, удивительные растения и животные, экзотические фрукты)
4. Практический этап (3 мин)
(слайд 25) У меня есть документ, который испортился от времени. Вам нужно самостоятельно его восстановить, вспомните, о чем мы говорили и вставьте слова вместо пропусков. (2 минуты)
Индия расположена на полуострове……..
Северной границей Индии служат горы …………….
Самые крупные реки Индии – это …………
Густые, непроходимые леса Индии называются ………………
Жители Древней Индии выращивали ……………. и делали из него одежду.
Индийцы называли ……………… матерью, божественной кормилицей.
Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга текст. Как мы будем отмечать верные и неверные ответы? (верные отмечать знаком плюс, неверные – знаком минус)
Примечание: во время проверки нужно нажимать на документ, что бы ответы выходили по очереди
5. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: В какую страну мы сегодня совершили путешествие? Вам понравилось путешествие?
(слайд 26) Поделитесь вашим впечатление от урока, продолжив одно из предложений.
«Меня удивило на уроке…»
«Я сумел понять, что…»
«Я не успел на уроке …»
«Я бы еще хотел узнать о том, что…»
Проставьте баллы в листах самооценки за работу в паре себе и своим товарищам А теперь посчитайте баллы, и поставьте себе оценку. По желанию озвучиваем ваши достижения на уроке по листу самооценки
Урок подошел к концу. Всем спасибо. Откройте дневники и запишите домашнее задание:
(слайд 27) Параграф 20, отв. на вопрос 3
Доп. Подготовить сообщения не тему «История шахмат», «Индийские цифры»
ПРИЛОРЖЕНИЯ
Приложение 1.
Таблица «Географическое положение Индии»
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Где расположена Индия? | |
2. | На каком полуострове находится Индия? | |
3. | Какой океан омывает берега Индии? | |
4. | Какие горы служат северной границей Индии? | |
5. | Какие крупные реки протекают по территории Индии? | |
Приложение 2. Пазлы
Приложение 3. Головоломки «Найди священные животные Индии»
1.
2.
3.
Лист самооценки ________________________________/___________
Фамилия, имя Класс
Выполнение заданий
№ | Задание | Баллы |
Справи-лись | Справились, но с помощью учителя | Не справи-лись |
1 | Игра «Флажок» | 2 | 1 | 0 |
2 | Таблица «Географическое положение Индии» | 2 | 1 | 0 |
3 | Пазл | 2 | 1 | 0 |
4 | Головоломка | 2 | 1 | 0 |
5 | «Чудо сундучок» | 2 | 1 | 0 |
6 | «Испорченный документ» | 2 | 1 | 0 |
РАБОТА В ПАРЕ (ОЦЕНИВАЮ САМ)
№ | Критерий | Баллы |
Да | Нет |
1 | Был(-а) активным(-ой) | 1 | 0 |
2 | Соблюдал(-а) культуру общения | 1 | 0 |
РАБОТА В ПАРЕ (ОЦЕНИВАЕТ ТОВАРИЩ)
№ | Критерий | Баллы |
Да | Нет |
1 | Он(-а) был(-а) активным(-ой) | 1 | 0 |
2 | Соблюдал(-а) культуру общения | 1 | 0 |
Перевод баллов в оценку
16-14 баллов – оценка «5»
13-11 баллов – оценка «4»
10-7 баллов – оценки «3»
Менее 7 баллов – оценка «2»
Лист самооценки ________________________________/___________
Фамилия, имя Класс
Выполнение заданий
№ | Задание | Баллы |
Справи- лись | Справились, но с помощью учителя | Не справи-лись |
1 | Игра «Флажок» | 2 | 1 | 0 |
2 | Таблица «Географическое положение Индии» | 2 | 1 | 0 |
3 | Пазл | 2 | 1 | 0 |
4 | Головоломка | 2 | 1 | 0 |
5 | «Чудо сундучок» | 2 | 1 | 0 |
6 | «Испорченный документ» | 2 | 1 | 0 |
РАБОТА В ПАРЕ (ОЦЕНИВАЮ САМ)
№ | Критерий | Баллы |
Да | Нет |
1 | Был(-а) активным(-ой) | 1 | 0 |
2 | Соблюдал(-а) культуру общения | 1 | 0 |
РАБОТА В ПАРЕ (ОЦЕНИВАЕТ ТОВАРИЩ)
№ | Критерий | Баллы |
Да | Нет |
1 | Он(-а) был(-а) активным(-ой) | 1 | 0 |
2 | Соблюдал(-а) культуру общения | 1 | 0 |
Перевод баллов в оценку
16-14 баллов – оценка «5»
13-11 баллов – оценка «4»
10-7 баллов – оценки «3»
Менее 7 баллов – оценка «2»
Древний Египет | Финикия | | Древнееврейское царство |
Мемфис | Библ | Сидон | Иерусалим |
Используемая литература
1. Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Учебник для общеобразовательных организаций А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая - М., Просвещение, 2016;
2. Сорокина Е. Н. «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику А. Вигасина.» - М.: ВАКО, 2017.