Ф.И.О. учителя: Эмирсуюнов Сыдык Саитович
Конспект урока №24 по истории в 5 классе
Тема урока: Природа и люди Древней Индии
Дата проведения: 03.12.18.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: ознакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии; продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ.
УУД согласно КТП
Метапредметные УУД
Познавательные: показывать на карте основные географические объекты Древней Индии; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения поставленных задач.
Регулятивные: выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль.
Коммуникативные: рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата.
Личностные:
Выражать устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А. А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира», компьютер, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний
Ребята, вы познакомились со странами Передней (Западной Азии). Что это за страны, назовите их?
(Ответы детей: Двуречье, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия.)
Сегодня мы начинаем знакомство с древней историей новой страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами (звучит индийская музыка).
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия").
Учитель: Таким образом, тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии». (слайд №1). Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (Дети дают предполагаемые ответы: «Географическое положение Индии, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии»).(слайд 2).
Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. Эта схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо пропусков вам необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно? Итак, начинаем.(слайд 3).
Открытие нового материала
План
1) Географическое положение и природные условия Индии.
2) Занятия жителей Индии.
3) Религиозные верования индийцев.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать пп. 1, 2 § 20 на с. 95-97 Вигасина.
Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 96 Вигасина).
- Где находится Индия? (Индия расположена на юге Азии.) (Слайд 4).
- Какие моря омывают Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан.) (Слайд 5).
- Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире.) (Слайд 6).
- Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг.) (Слайд 7).
- Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые места.) (Слайд 8,9).
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (Бананами, плодами манго, кокосовыми орехами.)
- Чем опасны были джунгли? (Ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями.)
- Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? Давайте поработаем с контурной картой. Подпишите на карте название полуострова, где находится Индия и название океана, водами которого она омывается. (Работа с контурной картой).
Физ. минутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
2. Рассказ учителя о занятиях древних индийцев.
Вопросы к ученикам:
- Где строили свои деревни жители Древней Индии? (Слайд 10).
- Основное занятие древних индийцев? (Слайд 11).
- Какие культуры они выращивали? (Слайд 12-15).
3. Комментированное чтение п. 4 § 20 на с. 95-96 Вигасина. Беседа по вопросам. (Слайды 16-20).
— Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?
— Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно? (Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых, но не всех туда пускают. Это решает суд Осириса. Индийцы считали, что и после смерти человек не перестает жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое существо.)
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала (Слайд 21).
Учитель: А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с вами, ребята, прочитаем письмо об интересной и привлекательной стране – Древней Индии, которое писали своему другу
Письмо другу.
Индия расположена в _Южной Азии. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. Берега Индии омываются Индийским океаном. Самые многоводные реки Индии Ганг и Инд. Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. Там растут бананы, манго, кокосовые орехи. В джунглях живут тигры, львы, леопарды.
Одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. С особой любовью и почтением индийцы относились корове. Индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль малому зверьку, а в нём, возможно, живет душа твоего покойного отца.
V. Рефлексия (Слайд 22).
Обобщающая беседа:
- Мы ответили на все поставленные задачи, а теперь я предлагаю вам оценить собственную деятельность на уроке.
- Что мы изучали сегодня на уроке?
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- Что в новом материале вас заинтересовало?
- Как вы оцениваете свою работу?
Продолжите предложения:
- Мне больше всего удалось…….
- Своей работой на уроке я………..
- Я научился….
- Сегодня на уроке я смог….
VI. Домашнее задание:
1. прочитать § 20 Вигасина;
2. подготовить сообщение: «Древнейшие города Индии». (Слайд 23).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
КОНТУРНАЯ КАРТА
Письмо другу.
Индия расположена в _____________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире _________ . Берега Индии омываются__________. Самые многоводные реки Индии _______и_______. Климат полуострова очень _______и______. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами –_______. Там растут__________ , __________, __________. В джунглях живут __________, ___________, _______.
Одним из главных богов был мудрый__________ с головой слона. С особой любовью и почтением индийцы относились к _______. Индийцы верили в __________: ты причиняешь боль малому зверьку, а в нём, возможно, живет душа твоего покойного отца.