Тема урока: Природа и люди Древней Индии
Класс: 5
Предмет: Всеобщая история
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, презентация, дополнительный материал, историческая карта
Форма взаимодействия: парная, групповая, индивидуальная
Планируемые УУД:
Предметные УУД: Уметь называть и показывать на карте особенности географических объектов полуострова Индостан; описывать особенности природных условий Древней Индии; характеризовать занятия населения и религиозных верований населения; знать и применять новые исторические понятия
Регулятивная УУД: Определять цели и задачи урока; выполнять индивидуальные и задания различного вида в соответствие с поставленной целью; оценивать свою деятельность и других
Познавательные УУД: Исследовать различные источники учебной информации; определять понятия; ориентироваться по исторической карте;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; участие в коллективном обсуждении проблем, работать в паре; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Личностные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; участие в коллективном обсуждении проблем, работать в паре; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Ход урока
Друзья мои звенит звонок
И рада я начать урок
Нас впереди открытья ждут
Итак, вперед и в добрый путь!
Ребята мы продолжаем путешествовать по Древнему миру и знакомится с древнейшими цивилизациями, но прежде вспомним с какими государствами мы уже познакомились.
Каждой паре я даю характеристику, вы должны определить, какое это государство. Проверка задания
Включается индийская музыка
Как вы думайте, о каком государстве пойдет речь?
Конечно, это Индия.
Тема сегодняшнего урока
Природа и люди Древней Индии.
Я предлагаю вам заполнить таблицу «ЗХУ». Она расшифровывается как «Знаю, хочу узнать, узнал». Сейчас в группе вы заполните только 2 столбика - знаю, хочу узнать.
Итак, что вы знаете об Индии?
Что вы хотите узнать об Индии?
Проблемный вопрос нашего урока «Почему греки называли Индию страной чудес?».
В первом тысячелетии до н.э. в Древней Индии было множество племен и государств соперничавших друг с другом. В 3 в. до н.э. эти племена объединил под своей властью Ашока.
Поговорим сначала о географическом положении Индии. Опираясь на карту, расскажите о ее месторасположении. В этом вам помогут вопросы. И запишем это в тетрадь
Ответы детей: находится на полуострове Индостан
Ответы детей: омывается Индийским океаном
Ответ детей: горы Гимолаи
- Посмотрите на современную политическую карту и найдите этот остров Индостан, в какой части света она находится (Южная Азия)
Как вы думайте в Индии жарко или холодно?
-Конечно, там жарко, а связанно это с горами, как вы думайте почему?
Еще горы не дает дождевым тучам с юга двигаться дальше, поэтому там целых два месяца – июль и август идут дожди и реки выходят из берегов. Посмотрите, какие реки у нас имеется в Индии.
Итак, если у нас есть реки, значит, какое занятие преобладает у индийцев?
Давайте мы с вами посмотрим, что выращивали индийцы, и какие занятия у них еще были.
Разделимся на две группы. У каждой группы будет свой текст, составьте кластер – занятия индийцев.
Физкультминутка
Проверяются ответы
- Какое животное почитали индийцы и почему?
Ответы детей: корова и слон
На фото мы видим конкурс селфи с коровой, который проводился в Индии в прошлом году. Проходил он в городе Калькутта с целью привлечения внимания к защите коров на территории государства. Убой коров запрещен в 21 из 29 штатов Индии.
Индийцы очень почитали слона, он считался одним из главных богов – и звали его Ганеша (посмотрите на рисунок на с.98). Но он был не единственным богом. Давайте посмотрим, как они выглядели и запишем их. Дома вы должны приготовить сообщение об одном из богов.
А еще индийца верили в переселение душ, прочитайте. По парам составьте один вопрос из своего абзаца: 1 пара – 1 абзац, 2 пара – 2, 3 пара – 3, 4 пара – 4.
В долине Ганга было жарко и влажно, ее покрывали густые, труднопроходимые леса.
Как они называются?
Ответы детей: джунгли
Послушайте отрывок из поэмы Махабхарата и скажите, кого мы можем встретить в джунглях?
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
А какие опасности ждут путника в джунглях.
Ответы детей хищные животные, ядовитые змеи, насекомые
Особенно змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки варенного риса и молили: «Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте».
Молодцы ребята, а теперь давайте закрепим наши знания с помощью приема «Верно-неверно» (Приложение 5)
Проверка выполнения задания
Вернемся к нашей таблице «ЗХУ» и заполним опять же в парах третий столбик, что вы узнали на уроке.
Прочитайте, что вы узнали на уроке.
У нас с вами еще был проблемный вопрос, кто его помнит?
Почему же, как вы думайте?
А теперь давайте оцените, как вы работали на уроке возьмите на столе у вас кружок, оценку своей работы.
Красный – все получилось
Зеленый – есть недочеты, но я старался
Синий – получилось плохо, я не доволен своей работой
Желтый – не могу оценить
Запишем домашнее задание П. 20, сообщение об одном из богов либо вопросы проверь себя письменно либо рассказ «Мое путешествие в Индию»
Молодцы ребята хорошо поработали, спасибо за урок!
Приложение 1
1.Это государство находилось на северо-востоке Африки, по его территории протекает река Нил. Управлял этим государством фараон. До нашего времени сохранились на его территории пирамиды и сфинкс. Это государство называется -_______________
2. Это государство находилось на восточном побережье Средиземного моря. Больших рек на его территории не было, но были три крупных города: Тир, Библ и Сидон. Его жители изготавливали прозрачное стекло, пурпурную краску из морских раковин, а так же создали алфавит. Это государство называлось - ____________________
3.Это государство находилось на восточном побережье средиземного моря, севернее Финикии. По его территории протекал река Иордан впадающая в Мёртвое море. Среди царей управлявших этим государством наиболее известен царь Соломон, прославившийся своей мудростью. Народ этого государства поклонялся одному Богу и даже построил ему красивый храм в Иерусалиме. Это государство называлось ____________________
4.Эта страна находилось в передней Азии. По её территории протекали крупные реки Тигр и Ефрат. Её население – шумеры превратили эту страну в цветущий край. Также из глиняных кирпичей они построили ступенчатые храмовые башни – зиккурат. Письменность шумеров называлась – клинопись. Эта страна называлась – …..
«ЗХУ»
«ЗХУ»
Занятия жителей Индии
Основным занятием древних индийцев было земледелие. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали также сахарный тростник и хлопчатник. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок - сахар. Из хлопчатника они делали пряжу, а затем ткали легкие, удобные в жарком климате ткани, но такие тонкие, что платье можно было продеть сквозь маленькое колечко. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. В северных районах страны, где выпадает мало дождей, индийцы еще в древности строили оросительные системы, похожие на египетские.
Индийцы разводили скот. Археологические раскопки позволили установить, что в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица. Многие индийцы держали кошек и собак. Из всех домашних животных больше всех ценилась корова. Она давала людям молоко, простоквашу, масло и поэтому её называли божественной кормилицей.
С тех давних времен, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Позже пряности и благовония стали продавать торговцам из разных стран.
Приложение 4
Занятия жителей Индии
С течением времени удобных мест для поселений вдоль рек перестало хватать. И тогда индийцы стали строить деревни на краю джунглей. Так они отвоевывали землю у непроходимого леса. Иногда деревни строились на краю джунглей. Животные, обитавшие в джунглях, оказывались соседями людей. И с ними приходилось вести постоянную борьбу или приручать. Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные животные участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Древние индийцы были искусными мастерами. Они изготовляли на гончарных кругах глиняные сосуды и покрывали их красивыми узорами. Индийцы умели делать обожженный кирпич. И из него жители Индии строили свои жилища. Индийцы были превосходными ткачами. Они широко использовали медь и бронзу, делая из них ножи, булавы, гири, бусы, печати.
Индийцы были превосходными кораблестроителями и путешественниками. Их торговые караваны, вероятно, достигали городов Месопотамии и Египта.
№ | Утверждение | Верно/неверно |
1 | Индия находится на полуострове Индостан | |
2 | С юга, востока и запада полуостров омывает Атлантический океан | |
3 | На севере границей Индии служат самые высокие горы Гималаи | |
4 | Самые многоводные реки Индии – это Тигр и Евфрат | |
5 | Первые поселения индийцев возникли на берегах рек | |
6 | Индийцы занимались земледелием, охотой, рыболовством, ремеслом, скотоводством | |
7 | Индийцы верили в одного бога Ганешу | |
8 | Индийцы обожествляли животных | |
№ | Утверждение | Верно/неверно |
1 | Индия находится на полуострове Индостан | |
2 | С юга, востока и запада полуостров омывает Атлантический океан | |
3 | На севере границей Индии служат самые высокие горы Гималаи | |
4 | Самые многоводные реки Индии – это Тигр и Евфрат | |
5 | Первые поселения индийцев возникли на берегах рек | |
6 | Индийцы занимались земледелием, охотой, рыболовством, ремеслом, скотоводством | |
7 | Индийцы верили в одного бога Ганешу | |
8 | Индийцы обожествляли животных | |