СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа и музыка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природа и музыка»

2 КЛАСС – 1 ЧЕТВЕРТЬ

Урок 5

Тема: « Природа и музыка»


Цель урока: Познакомить как музыка своими специфическими средствами помогает почувствовать жизнь, ярче ощутить красоту природы.


Задачи:

    Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи

      воспитывать любовь к природе, интерес к слушанию различной по звучности музыки ( день, вечер, ночь – светлая, яркая, затем неясная тёмная ).

      Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости.

      Развивать вокально-хоровые навыки.

Подвести к самостоятельному выводу о том, что музыка может выражать и изображать в движении.

Почувствовать связь природы с чувствами человека, обратившись к их жизненному опыту.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Используемые учебники и учебные пособия: Учебник Музыка 2класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Рабочая тетрадь к учебнику Музыка 2класс Е. Д. Критская., Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина


Используемая методическая литература: Программа по Музыке Начальная школа под рук. Д. Б. Кабалевского. Методическое пособие по музыке начальных классов.


Используемое оборудование: Музыкальный центр, компьютер, интерактивная доска

Используемые ЦОР:  Презентация "Музыка рисует картины природы"


Краткое описание: Продолжается путешествие в мир музыки через восприятие музыки, разучивание и исполнение песен.


Музыкальный материал:

"Облака" – исполнение;

"Попутная песня" М. Глинки – слушание;

"Утро в лесу" и "Вечер в горах" Э.Григ – слушание;



   Ход урока:

-Продолжаем с вами путешествие в мир музыки.

Распеваемся:

-На одном звуке

-«Паровозик»; «Дудочка»; «Зайчик»; «Звукоряд»

-Какое движение изобразила музыка?

-С каким характером?


«Облака» В. Шаинского

-Исполнить в движениях, как подскажет вам музыка.

(слушание всего произведения сразу)

Оценить лучших.

-Почему так было интересно слушать?

-Какое движение изображает, какое настроение?


-Как интересно, в одном произведении музыка и выражает и изображает одновременно сразу.


-Что главное в музыке? Выразительность или изобразительность?

-Выразительность, потому что она уточняет мысль композитора.


«Попутная песня» М. Глинки

-А теперь послушаем тоже пьесу известного рус. композитора Михаила Глинки. Она была посвящена первой железной дороге в России

Что выражается и изображается в песне?

Слушание «Попутной песни»

-Мелодия «Попутной песни» ВЫРАЖАЕТ радость взволнованной толпы людей, ожидающих появление первого в России поезда (а первые паровозы назывались пароходами, поэтому так в песне и поётся: «…пароход»), а потом с удивлением и восторгом следящих за его движением, а в сопровождении ИЗОБРАЖЁН гулкий перестук колёс.

- Что будет, если из песни выкинуть перестук колёс?

-Песня останется, хотя ощущение движения перестанет быть таким же отчётливым.

-А теперь попробуем оставить перестук, выкинув музыку и слова.

-Всё исчезнет, не останется ничего, кроме однообразных и бессмысленных шумов и звуков.


«Утро в лесу» и «Вечер в горах» Э.Григ

-Мы уже многое узнали о музыке, но всё ли мы ещё заем, о чём может рассказать музыка?

-Какое настроение бывает у вас, когда на улице непогода, идёт дождь, дует сильный ветер?

Какие чувства чаще возникают при этом: радости, веселья или грусти, тревоги?

-И о природе мы иногда говорим, как о человеке: небо нахмурилось, солнце улыбнулось.

Сравнение музыки и живописи:

-Художник рисует солнечный день яркими, светлыми красками, а хмурый день или вечер, -тёмными, мрачными;

Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.

-Перед вами две картинки. Где более светлые краски, а где более затемнённые? Художник, когда рисует, выбирает краски. А может ли музыка рисовать картины?

-Послушайте музыку и скажите. К какой картине она подходит.

Слушание «Утра в лесу».

-Дайте название музыке и картине.

-Как музыка подсказала, что это утро?

-На какой жанр похожа эта музыка?

Слушание «Вечер в горах».

-Песня, а какие песни напоминают вам о том, что скоро надо спать?

Колыбельные песни

-В пьесе «Вечер» - черты колыбельной песни: плавное покачивание в сопровождении, спокойная, ласковая мелодия.

-Где было звучание более светлое, а где более тёмное?

-Где музыка звучала более громко и где более тихо?

-Где более светлая или более тёмная окраска звучания?

-Вот мы и узнали, может ли музыка рисовать картины природы.


-Что нового мы узнали на уроке?


Вывод:

Музыка прежде всего и главным образом ВЫРАЖАЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - его чувства, настроения, мысли, а ИЗОБРАЖАЕТ ВНЕШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе звуки и шумы природы. Изобразительные детали могут существенно дополнить музыку, сделать её более яркой, более доступной и понятной, они нужны в музыке как средство создания ещё большей выразительности.

Домашнее задание: Нарисовать рисунок к песне М. Глинки «Попутная песня» или рисунок Утра и Вечера.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!