2 КЛАСС – 1 ЧЕТВЕРТЬ
Урок 5
Тема: « Природа и музыка»
Цель урока: Познакомить как музыка своими специфическими средствами помогает почувствовать жизнь, ярче ощутить красоту природы.
Задачи:
Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи
воспитывать любовь к природе, интерес к слушанию различной по звучности музыки ( день, вечер, ночь – светлая, яркая, затем неясная тёмная ).
Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Подвести к самостоятельному выводу о том, что музыка может выражать и изображать в движении.
Почувствовать связь природы с чувствами человека, обратившись к их жизненному опыту.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник Музыка 2класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
Рабочая тетрадь к учебнику Музыка 2класс Е. Д. Критская., Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
Используемая методическая литература: Программа по Музыке Начальная школа под рук. Д. Б. Кабалевского. Методическое пособие по музыке начальных классов.
Используемое оборудование: Музыкальный центр, компьютер, интерактивная доска
Используемые ЦОР: Презентация "Музыка рисует картины природы"
Краткое описание: Продолжается путешествие в мир музыки через восприятие музыки, разучивание и исполнение песен.
Музыкальный материал:
"Облака" – исполнение;
"Попутная песня" М. Глинки – слушание;
"Утро в лесу" и "Вечер в горах" Э.Григ – слушание;
Ход урока:
-Продолжаем с вами путешествие в мир музыки.
Распеваемся:
-На одном звуке
-«Паровозик»; «Дудочка»; «Зайчик»; «Звукоряд»
-Какое движение изобразила музыка?
-С каким характером?
«Облака» В. Шаинского
-Исполнить в движениях, как подскажет вам музыка.
(слушание всего произведения сразу)
Оценить лучших.
-Почему так было интересно слушать?
-Какое движение изображает, какое настроение?
-Как интересно, в одном произведении музыка и выражает и изображает одновременно сразу.
-Что главное в музыке? Выразительность или изобразительность?
-Выразительность, потому что она уточняет мысль композитора.
«Попутная песня» М. Глинки
-А теперь послушаем тоже пьесу известного рус. композитора Михаила Глинки. Она была посвящена первой железной дороге в России
Что выражается и изображается в песне?
Слушание «Попутной песни»
-Мелодия «Попутной песни» ВЫРАЖАЕТ радость взволнованной толпы людей, ожидающих появление первого в России поезда (а первые паровозы назывались пароходами, поэтому так в песне и поётся: «…пароход»), а потом с удивлением и восторгом следящих за его движением, а в сопровождении ИЗОБРАЖЁН гулкий перестук колёс.
- Что будет, если из песни выкинуть перестук колёс?
-Песня останется, хотя ощущение движения перестанет быть таким же отчётливым.
-А теперь попробуем оставить перестук, выкинув музыку и слова.
-Всё исчезнет, не останется ничего, кроме однообразных и бессмысленных шумов и звуков.
«Утро в лесу» и «Вечер в горах» Э.Григ
-Мы уже многое узнали о музыке, но всё ли мы ещё заем, о чём может рассказать музыка?
-Какое настроение бывает у вас, когда на улице непогода, идёт дождь, дует сильный ветер?
Какие чувства чаще возникают при этом: радости, веселья или грусти, тревоги?
-И о природе мы иногда говорим, как о человеке: небо нахмурилось, солнце улыбнулось.
Сравнение музыки и живописи:
-Художник рисует солнечный день яркими, светлыми красками, а хмурый день или вечер, -тёмными, мрачными;
Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.
-Перед вами две картинки. Где более светлые краски, а где более затемнённые? Художник, когда рисует, выбирает краски. А может ли музыка рисовать картины?
-Послушайте музыку и скажите. К какой картине она подходит.
Слушание «Утра в лесу».
-Дайте название музыке и картине.
-Как музыка подсказала, что это утро?
-На какой жанр похожа эта музыка?
Слушание «Вечер в горах».
-Песня, а какие песни напоминают вам о том, что скоро надо спать?
Колыбельные песни
-В пьесе «Вечер» - черты колыбельной песни: плавное покачивание в сопровождении, спокойная, ласковая мелодия.
-Где было звучание более светлое, а где более тёмное?
-Где музыка звучала более громко и где более тихо?
-Где более светлая или более тёмная окраска звучания?
-Вот мы и узнали, может ли музыка рисовать картины природы.
-Что нового мы узнали на уроке?
Вывод:
Музыка прежде всего и главным образом ВЫРАЖАЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - его чувства, настроения, мысли, а ИЗОБРАЖАЕТ ВНЕШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе звуки и шумы природы. Изобразительные детали могут существенно дополнить музыку, сделать её более яркой, более доступной и понятной, они нужны в музыке как средство создания ещё большей выразительности.
Домашнее задание: Нарисовать рисунок к песне М. Глинки «Попутная песня» или рисунок Утра и Вечера.
4