СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа и музыка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природа и музыка»

3 КЛАСС – 1 ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2.

Тема урока: «Природа и музыка.

Лирические образы русских романсов».

Цель урока: Познакомить с новыми романсами.

Задачи урока: Раскрыть особенности романса. Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки. Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение.

Музыкальный материал: «Жаворонок» Глинки; «Благославляю вас, леса» муз.П.Чайковского сл. А. Толстого; «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова; «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков; «Край родной» Д.Кабалевского

Проблема урока: В чем сложность и притягательность романса?

Дополнительный материал: «презентация».

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку.

«Край родной» Д.Кабалевского (минусовка)

  • Под какую музыку вы вошли в класс? (Песня, мы её пели на прошлом уроке)

  • А как вы узнали эту песню? (по мелодии)

  • Давайте споем все вместе песню.


2. Распевка и исполнение песни «Край родной» Д.Кабалевского


3. Тема урока «Природа и музыка»

«О, если б мог в свои обьятья

Я… всю природу залючить!» А.Толстой

- Сегодня на уроке пойдёт речь, об одном из самых прекрасных жанров вокальной музыки, который называется РОМАНС!

Романс – так называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по - романски, т.е. по – испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее – в сопровождении фортепиано.

- В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе.


4. Понятие:

Романс, Певец-солист, Мелодия, Аккомпанемент


5. Работа с презентацией.

  • Подготовительным этапом к прослушиванию романса «Благословляю вас, леса» П. Чайковского (стихи А.К. Толстого) может послужить знакомство детей со стихотворным текстом, который прочитает учитель. Пусть ребята выскажут свои предположения о том, музыку какого характера они сочинили бы на эти стихи, если бы были композиторами. Третьеклассники, несомненно, услышат песенную мелодию своего будущего произведения, его неторопливый темп, торжественный, возвышенный характер высказывания. Нужно связать их раздумья с восторгом человека-путешественника, любующегося природой, с неспешностью и сдержанностью его размышлений, благоговейным отношением к красоте жизни.

  • определение жанра романса, послушать романс «Благословляю вас, леса» П.И. Чайковского в записи

  • отметить контраст различных настроений в музыке вступления, а также разучить мелодию романса. Мужской голос, который исполняет романс, называется баритон.

  • Контрастом к романсу Чайковского послужит музыка другого романса – «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова (на стихи того же поэта – А.К. Толстого). Стремительная мелодия, быстрый темп, энергичные ритмы сопровождения, яркий мажорный колорит музыки также передают восторг человека, наблюдающего за весенним пробуждением природы. Пусть ребята вспомнят название высокого женского голоса (сопрано) исполнительницы романса Римского-Корсакова.

  • Закрепить понятия «лирический образ», «романс» можно в процессе исполнения учащимися знакомого им романса М. Глинки «Жаворонок» (стихи Н. Кукольника).

  • Продолжить знакомство с лирическими романсами можно на примере фрагмента инструментального «Романса» Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»). Пусть ребята сами определят, что этот романс звучит в исполнении симфонического оркестра, без слов. Если есть учебники, предложите им найти нотную запись мелодии романса на с. 9 Учебника.

  • Ответить на вопросы:

  • Каков характер звучания романса?

  • Какие средства выразительности использует композитор в этой музыке?

  • Какие чувства передает эта музыка?

  • Какому из романсов, прослушанных на этом уроке, близок по характеру и настроению романс Свиридова?

  • Ответы на эти вопросы помогут детям усвоить особенности романсовой лирики русских композиторов.


Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией.

( Романс Свиридова – на прошлом уроке слушали – скрипка и гитара)

Итог урока:

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с одним из жанров вокальной музыки – романсом, ещё раз закрепили понятие о том, что такое аккомпанемент и как исполняются романсы и насладились музыкой известных русских композиторов: П.И.Чайковским и Н.А. Римским-Корсаковым


Дом.задание: ребята могут выполнить задания, предложенные на разворотах Учебника «Звучащие картины» и в Рабочей тетради «Я люблю тебя, Россия».

Завершить урок можно исполнением одной из знакомых лирических песен, которые ребята разучивали в предыдущих классах.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!