СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа - наш дом

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природа - наш дом»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СПАС-ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»



















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАМУЛЬТИМЕДИЙНОГО

ЗАНЯТИЯ КРУЖКА

«ПРИРОДА – НАШ ДОМ»
















Учитель начальных классов

Шмакова Ю.Н.,

Высшая квалификационная категория




2019г

Цель: 

  • формирование знаний о природе; раскрытие эстетических, познавательных, оздоровительных, практических значений природы в жизни людей и желания беречь и охранять природу;

  • формирование у детей положительного отношения   к объектам природы родного края, норм поведения в природе.

Задачи:

  • повторить  экологические правила поведения людей в природе;

  • рассмотреть значения леса для природы, для человека;

  • воспитать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других;

  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;

  • умение работать по предложенному учителем плану;

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:

  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые о результаты

Личностные УУД

Обучающийся научится:

  • выделять главную мысль из высказываний;

  • отвечать на вопросы по содержанию мероприятия;

  • формулировать несложные выводы;

  • эмоционально реагировать на события мероприятия;

  • выражать свои мысли в монологическом высказывании, вести диалог;

  • отвечать на вопросы педагога и одноклассников;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осмысливать нравственные жизненные ценности;

  • выражать своё мнение на высказывания и поступки людей;

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • принимать роль в учебном сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.


Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • пользоваться знаками, таблицами, диаграммами, моделями, схемами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);

  • проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и позицию;

  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать речь для планирования своей деятельности;

  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

У обучающегося будут сформированы:

Личностные: УУД

  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

  • интерес к материалу занятия;

  • знание основных моральных норм и их проекция на собственные поступки;

  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

  • расширение кругозора, знаний по окружающему миру, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней; 

  • чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.


Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;

  • индивидуальная;

  • парная.





Ход занятия

I.Мотивация к занятию

Учитель:

Добрый день, дорогие друзья!

Этой встрече рада я!

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.

- Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем учиться, играя.

Учитель:Вы послушайте рассказ:

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Всё перепуталось, всё заблудилось!

К счастью, такое лишь в сказке случилось.


Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли, точно,

Где ты живёшь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

(Учитель спрашивает по очереди у детей номер их дома, квартиры, название улицы, города, в котором они живут, в какой стране)

II. Актуализация знаний. Выявление проблемы

Учитель:

Тема нашего занятия,вы узнаете, отгадав загадки..


1) Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
(Дождь) (Слайд 2)


2) Раскаленный шар из газа,

В небе он заметен сразу,

Дарит нам тепло и свет,

Без него и жизни нет.

(Солнце) (Слайд2)

Учитель: Ребята, что это все?

Ученики: Природа.

Учитель: Да, это природа слайд 3

Учитель:Ребята, скажите, а природу мы можем назвать нашим домом?

Итак, какова же тема сегодняшнего занятия?

Ученики: «Природа – наш дом»слайд 4

Учитель: Да, это и будет темой нашего занятия.

Ребята, вы любите дом, в котором живете? (ответы детей)

Скажите, а природу нужно любить? (ответы детей)

(Открывается запись на доске «Береги и люби природу», слайд 5

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!

Учитель: Сегодня мы постараемся выяснить и ответить на вопрос: «Зачем же надо любить и беречь природу».

Учитель: Мы живём на планете Земля, это и есть наш общий дом.

(Учитель демонстрирует величие природы на экране)

А кто же еще живет на нашей Земле кроме людей? (Животные, птицы, рыбы, насекомые, растения).Слайд 6

А для чего они нам нужны?

Что было бы, если на Земле ничего этого не было?

Что нужно делать для того, чтобы все живое на Земле сохранялось, не погибло? (Беречь, охранять, т. е. соблюдать правила в природе). А вы знаете эти правила?

Ученик:Ксюша

Смотрю на глобус - шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги.»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги.»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек».

В тебя мы верим, не солги,

«Ты береги нас, береги.»

Учитель:

Я предлагаю вам отправиться в лес.

Согласны? Пойдем пешком, т. к. лес наш недалеко: По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем…..

Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с лесом.

Физкультминутка «Здравствуй, лес!»

Здравствуй, лес, прекрасный лес (руки развести в стороны)

Полный сказок и чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою? (покачивают над головой поднятыми руками).

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица? (повороты вправо-влево, всматриваясь вдаль).

Все открой – не утаи! (руки развести в стороны).

Ты же видишь (прижать ладони к груди)

Мы – свои! (широко развести руки в стороны).

III. Решение проблемы

«Мы твои друзья, Природа!» (проблемные ситуации)

Учитель:

Ребята, посмотрите на доску,что это за условное обозначение? (работа в группах)

Давайте вспомним правила работы в группах. Разделитесь на группы.

Сейчас мы с вами разберем несколько ситуаций (решают проблемные ситуации, записанные на карточках, высказывают свои мысли).


1ситуация: Слайд7

Олегу и Маше родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что заасфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и цветы. “Как же быть? – задумались мальчики. – Можно ли здесь кататься”?

Вопрос: Что вы посоветуете мальчикам?


2ситуация:

- Три друга (Вова, Коля, Миша) бежали через рощу к речке. Вдруг под деревом они увидели маленького беспомощного птенца. Широко расставив крылья, он пытался взлететь, но у него не хватало сил. Мальчишки подбежали к нему, взяли в руки и понесли домой.

Вопрос: Правильно ли поступили мальчики?

3ситуация:

Мальчик стоял у цветочной клумбы и бил по головкам цветов.

- Что ты делаешь? – спросила старушка.

- Пчел гоняю, они цветы жалят.

Старушка улыбнулась и, подозвав мальчика к себе, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

-А я и не знал об этом.

Вопрос: Что рассказала старушка Олегу?


Учитель:Я предлагаю вам поиграть в игру: «Если я приду в лесок», если вы согласны, то скажите «да», если не согласны, то скажите «нет»


Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да!)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет!)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет!)

Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да!)

Учитель:

Садитесь поудобнее на полянке, давайте послушаем тишину. (Запись голоса птиц).

Что это за звуки? Как вы думаете, чем сейчас заняты птицы? (Делают гнезда).

И как должны вести себя в лесу и дети, и взрослые? (Не шуметь, не кричать; не трогать птичьи гнезда).

Правильно!

IV.Открытие новых знаний

Игра «Экологический светофор» (у каждого ученика кружки 3 цветов: зеленый, желтый, красный) Слайд 8

Учитель: Дети, а вы обратили внимание на Экологический светофор? Он пришел сюда раньше вас, чтобы тоже посмотреть и послушать, как вы будете отвечать. Каким глазом он сейчас посмотрел на вас? (Конечно зеленым).

Учитель: Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги.

Красный свет - природе вред!

Желтый - осторожно!

Свет зеленый - как красиво!

Скажет лес тебе «спасибо!»

Итак, красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.

Желтый свет - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения.

Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела.

Учитель: Такая ситуация. (Слайд 9)Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.

Мальчик взял:

* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (желтый свет)

* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный свет)

* Спички, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет)

* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)

* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)

* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)

* Сачок для ловли бабочек. (красный свет)

Учитель: Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе!

VI.Закрепление новыхзнаний

Мультимедийная игра «Знатоки природы»

Учитель:Очень много загадок у природы: не хватит всей жизни, чтобы разгадать. Много можно узнать в лесу, если сидеть тихо и смотреть зорко, а если посидеть подольше и посмотреть позорче – не то ещё увидишь. Ведь кругом нас такие удивительные тайны и чудеса.Я предлагаю вам поиграть в игру «Знатоки природы»

V.Обобщение и систематизация знаний.

Учитель:Ой, ребята, что это за листочек?

Написано: Жалобная книга природы.

Давайте посмотрим, кто ее прислал.

Почему плачет белочка?

Почему на глазах у ромашки слезы?

Почему так плохо скворцам?

Отчего грустит мухомор?

Как надо обращаться с насекомыми?

Учитель:Ребята, бывают случаи, когда у вас появляются слезы? Когда это происходит? (ответы детей). Природа тоже живая. Когда ей больно и обидно, она тоже плачет.Я захватила с собой правила поведения на природе. Выберите нужное правило и поместите вокруг нашей планеты.

(Слайд 10) - Рассмотрите картинку и ответьте: от чего плачет белочка? (ответы)

При затруднении помогаю наводящими вопросами: чем питается белочка? Какие запасы делает на зиму? Где зимует? Как называется ее дом? Что случилось с деревом?

Обобщаю ответы детей: белочка готовила себе запасы на зиму, складывала в свою кладовочку. А кто-то срубил дерево и теперь ей негде зимовать. Она может погибнуть от холода и голода. Скажите ребята, могут ли звери жить в городе? (ответ). Почему нет, как вы думаете? Зачем им лес? Где их дом? Чем они питаются?  Обобщаю ответы детей: правильно, лес их оберегает и кормит. И нас с вами угощает орехами, ягодами и грибами. Дарит нам свою красоту. Чего не любит лес? (ответы).

Какое правило мы придумаем по этой картинке? (ответы).

Правило №1  Берегите лес, он источник всех чудес!

Учитель:Посмотрите на эту картинку. О чем беспокоится скворец? Почему он расстроился? Кто мог разорить его гнездо? (ответы).Какую пользу приносят птицы лесу? Как вы думаете, что будет, если не станет птиц? (ответы).

Обобщаю ответы детей: разведутся гусеницы, повредят деревья, станет меньше кислорода, а значит всем растениям, животным и людям будет плохо, они станут болеть.

Учитель:Птиц не надо обижать, о них нужно заботиться. Как? (ответы).

Какое правило №2 мы составили? Не трогать птичьи гнезда.

Учитель:Посмотрите, почему на этой картинке у ромашки слезы? Кто мог ее сломать? (ответ). Да, играть нужно на площадках, а ходить по тропинкам, что бы никому и ничему не причинить вреда.А если вы увидите на поляне много цветов, что вы сделаете? (отв).

Обобщаю ответы детей: если оборвать все цветы, то они не успеют дать семена и на следующий год не вырастут новые цветы. Можно просто полюбоваться их красотой. Без них наша жизнь будет скучной и серой.

Правило №3 - не обрывайте цветы. Полюбуйтесь ими и идите дальше, пусть и другие люди порадуются.

Учитель:Посмотрите на эту картинку. От чего грустит мухомор? (ответы).

Обобщаю ответы детей: мухомор хочет, что бы люди полюбовались его красотой, посмотрите какой он красивый!

Мухомор ядовит только для людей, а животные его едят, лоси и белочки им лечатся. Грибы питают корни растений, помогают      жить деревьям. А людям нужно знать все грибы, но собирать и употреблять в пищу только съедобные. А какие съедобные грибы вы знаете? (ответы).Как их нужно собирать?

Правило №4- ядовитые грибы обходить стороной, не топтать их. Собирать грибы, срезая их ножом или выкручивать из грибницы.

 Игра «Веселый мяч»

(Дети по очереди бросают мяч и называют правила)

 Учитель:Давайте вспомним все правила, которые мы сегодня составили.

1.Берегите лес, он источник всех чудес.

2. Не разоряйте птичьих гнезд.

3. Не рвите цветы, полюбуйтесь  ими и идите дальше.

4. Ядовитые грибы обходить стороной, не топтать их.

VII. Итог занятия

Учитель:Я предлагаю вернуться к эпиграфу «Береги и люби природу»,

Учитель: Ребята, почему же нужно любить и беречь природу? (ответы)

На этот вопрос нам ответит Арина.

Что же нам даёт природа?

Что же нам даёт природа?

Пищу, воду, кислород.
На планете без природы
Дня не проживёт народ.

Всё сейчас у нас есть в мире,
Но природа всех нужней,
Если б не было природы –
То и не было б зверей.

И ни рыбы, и ни птицы,
Не увидишь ты, поверь.
Если б не было природы –
Нас бы не было теперь!

Почему же без природы
Мы не можем жить сейчас?
Ну, а можно ль жить с природой,
Той, какая есть у нас?

Чёрной, липкой паутиной
Смог скрывает города.
Всё грязнее и грязнее
Стала синяя вода.

Чем дышать нам в этом мире
Дымом, газом или чем?
Может спросим у себя мы
Ну зачем нам всё, зачем?

Ну зачем нам столько фабрик,
Чёрных труб высь до небес.
Горы пепла, сажи, гари
Губят воздух, речку, лес.

Люди, надо торопиться
Эти трубы убирать
И больной природе нашей
Всем, чем можно, помогать.

Если хочешь, чтоб счастливым
Было всё в твоей судьбе
Надо думать о природе,
Значит – думать о себе!!!

VIII. Рефлексия

Учитель: Ребята, внимательно послушайте следующее стихотворение:

«Я сорвал цветок, и он завял,

Я поймал жука, и он умер на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться

К природе можно только сердцем».

Учитель:Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем услышали шорох листьев, шелест травы, журчание ручейка, пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть все живое в лесу.

- Давайте отдадим частичку нашего сердца природе!

(Украсить макет Земли сердечками)

Учитель:Вот вам на память о нашем занятии буклет, читайте его и не забывайте о том, как нужно вести себя в лесу, у реки, на поле.

(Слайд 11) «Лесные Правила».

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки –

Убегут с лесной опушки.

Бабочки в лесу пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ветки дерева не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать,

Из рогатки не стрелять:

В лес приходят отдыхать!

Нам пора возвращаться в наш класс!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!