СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Природа в опасности" Конспект урока чтения (9 класс, школа 8 вида)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-размышление. Приведен анализ данного урока.

Просмотр содержимого документа
«"Природа в опасности" Конспект урока чтения (9 класс, школа 8 вида)»

МКОУ «Чкаловская школа-интернат»








Конспект урока-размышления

в 9 классе


на тему


«Природа в опасности»













Выполнила

учитель русского языка

Бушуева Н. А.









г. Чкаловск

2018г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА.

В классе 9 обучающихся (3 мальчика и 6 девочек). 3 обучающихся имеют статус сироты (Светлана Б., Маргарита Г., Сергей М.), 2 обучающиеся интернированы (Алёна К. и Жанна), 3 обучающихся приходящие (Юлия Б., Владислав З. и Владилен Н.), 1 обучающийся по медицинским показаниям обучается на дому по индивидуальной программе (Евгения С.)

Обучающиеся делятся на 3 уровня. По результатам 2017-2018учебного года это:

1 уровень – Светлана Б., Сергей М. Они успешно овладевают программным материалом, имеют запас знаний, соответствующий требованиям программы, испытывают интерес в получении новых знаний и умений, принимают задания полностью, сохраняют его до конца деятельности, используют имеющийся опыт, выполняя новую работу, при выполнении сравнительно сложных заданий им нужна активизирующая и направляющая помощь взрослого. Текущие оценки «4» и «5».

2 уровень – Маргарита Г, Алёна К. и Жанна. Они успешно обучаются в классе, но испытывают несколько больше трудностей, чем обучающиеся 1 уровня, в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают содержание изучаемого материала, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Запас знаний примерно соответствует требованиям программы. Могут самостоятельно применять знания в знакомых условиях, задания принимают в полном объёме, но допускают ошибки.

Эта группа обучающихся отличается меньшей самостоятельностью в выполнении всех видов работ, поэтому нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Текущие оценки «3» и «4».

3 уровень – Владислав З, Юлия Б., Владилен Н. Они с трудом осваивают программный материал, т. е. запас знаний и умений крайне беден, недостаточно осознают сообщаемый материал, усвоение проходит без умения выделить существенные признаки, отделить второстепенное. Нужна опора на развёрнутую помощь учителя, воспитателя. Они медлительны, быстро истощаются. Их отличает низкая самостоятельность. Эта группа ребят нуждается в дополнительных занятиях, в разнообразных видах помощи: словесно-логической, наглядной, предметно-практической.

Нарушение осанки или сколиоз у 7 обучающихся. Что составляет более77%.

Нарушение слуха не выявлено.

В классе требуется работа:

  1. По формированию положительного отношения к школе.

  2. По формированию более терпимого и доброжелательного отношения друг к другу.

  3. По формированию у детей самоконтроля и внутренней организованности.

  4. По развитию всех сторон речи.

Тема урока: Природа в опасности

Тип урока – урок-размышление.

Цель:

ознакомить обучающихся с проблемой охраны природы.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать у обучающихся представление о состоянии природы живой и неживой природы на сегодняшний день;

  • продолжать формировать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;

  • способствовать формированию информационной культуры школьников;

  • учить добывать информацию;

  • развивать способность анализировать полученную информацию, размышлять и делать верные выводы;

  • расширить знания об окружающей среде;

  • учить пользоваться современными источниками информации;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать самоконтроль;

  • корригировать внимание путем использования презентации;

  • коррекция и развитие связной устной речи, совершенствовать навык выразительного чтения;

  • пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса через словарную работу и чтение стихотворений;

  • коррекция и развитие связной письменной речи при работе над сообщениями;

  • уточнять временные понятия;

  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) при использовании стихотворных форм;

  • коррекция и развитие зрительных восприятий при просмотре слайдов;

  • развитие слухового восприятия при просмотре видео;

  • коррекция и развитие крупной моторики (развитие ритмичности, соразмерности движений) через выполнение физкультминуток;

  • коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (усидчивости и выдержки);

Воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность при подготовке сообщений;

  • воспитывать любовь к природе;

  • развивать стремление оберегать природу;

  • умение держаться на публике;


Оборудование урока: мультимедийный проектор, видеоклип, раздаточный дидактический материал, форма одежды у детей.

Предварительная подготовка: ученикам дано задание подготовить сообщения с использованием презентации на тему «Природа в опасности».



  1. Оргмомент.

Видеоклип «Живая природа».

Никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. Ежегодно Красная книга пополняется новыми исчезнувшими и исчезающими видами. Овраги, леса, поля, реки засоряются бытовыми и промышленными отходами. Если люди всей планеты не вспомнят, что они частичка природы, не задумаются о возможных будущих экологических катастрофах, то они погибнут вместе с природой.

Ребята! Сегодня у нас не обычный урок чтения, (Слайд 1) а урок – размышление. Вам была предложена тема «Природа в опасности», над которой вы должны были подумать и поработать. Подготовить сообщения. Начнёт Света.

  1. Основная часть.

Ученица: Я сейчас вам прочитаю стихотворение С.Викулова, а вы, внимательно послушайте его и подумайте над таким вопросом «Какова главная мысль этого стихотворения?»


Монолог природы. (Слайд 2)

Я – природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни.

Я могу, Человек, тебя за соучастье надарить

В моей всё это власти! –

гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час восхода и захода, иву над рекой… (Слайд 3)

И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый хлебный колос! Как всему венец… (Слайд 4)

Только ты мой дар, моё ученье не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам - моё творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да ты вырос. Ты простился с детством.

Шире – что ни год – твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг

да он последний… (Слайд 5)

С помощью сложнейших вычислений

и машин новейших не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною, (Слайд 6)

Как не можешь быть и вне меня.

Учитель: Так какова главная мысль этого стихотворения?»

Обучающиеся: Человек часть природы. (Слайд 7)

Учитель: Действительно человек является частью природы, природа даёт человеку возможность дышать и жить, питание, материал для создания одежды и жилья; человек меняет природу, выращивая новые виды растений и животных, уничтожая вредных для себя животных, вырубая леса, загрязняя атмосферу. Человек создаёт новые предприятия, отходы которых загрязняют и воду, и почву. Каждый день в атмосферу попадают вредные газы, в воду и почву ядовитые вещества. Как вы думаете, отражается это на жизни животных, растений и самого человека? И как?

Обучающиеся: выпивая грязную воду, дыша загрязнённым воздухом, питаясь растениями, выросшими на загрязнённой почве, человек и животные чаще болеют, раньше погибают.

Чтение по цепочке.

Чего только люди не выдумали, чтобы обеспечить себе жизнь: удобрения для сбора урожая и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых - вредителей, автомобили, заполнившие наши города и сёла.

Перегородили реки плотинами, там, где были леса появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города и заводы.

Люди так увлеклись благоустройством своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах - птиц и зверей.

Рыба гибнет, отравленная стекающими с полей удобрениями, грязевыми стоками городов и заводов.

Повсеместно появлялись кучи мусора.

Мы забыли о том, что мы частица природы, которую во имя жизни обязаны беречь.

И как- то незаметно жизнь на Земле стала не лучше, а хуже.


Учитель: а как вы думаете, ребята, кто так сильно влияет на природу?

Обучающиеся: так сильно на природу влияет человек.

Учитель: сейчас Жанна поможет нам вспомнить, как называется наука, изучающая связь между человеком и природой.

Ученица: в этом нам поможет кроссворд.

Кроссворд. (Слайд 8)


1п





Р


И


Р

3 э



е

л

о

в

е

К



Д


О


А

Л




и

в

О

т

н

ы

е




Г



И

а

с

т

Е

н

и

я




Ж




И

В


А

и

в

а

я




  1. Весь мир, в котором мы живём? (Природа)

  2. Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом? (Человек)

4.Как одним словом можно назвать насекомых, зверей, птиц, ….? (Животные)

5.Как называют природу, включающую в себя солнце, воздух, воду, камни…? (Неживая)

6.Какие живые организмы способны, поглощая углекислый газ, вырабатывать кислород? (Растения)

7.Как называют природу, объединяющую растения, грибы, животных и человека? (Живая)

  1. Наука, изучающая связи между живыми существами и окружающей их средой? (Экология) (Слайд 9)

Физкультминутка.

Учитель: Ребята, вы уже знаете, что не всегда деятельность человека идёт на благо природе. А как человек может навредить природе?

Ученики: Засоряя овраги, леса и поля. Сбрасывая промышленные отходы в реки, вырубая леса. Растущие города занимают всё большие площади. Строительство скоростных магистралей. Строительство водохранилищ.

Учитель: О водохранилище подготовила материал Алёна.

Ученица: (Слайд 10) наш город Чкаловск построен на берегу реки Волги (Горьковского водохранилища), где Санахта впадает в Волгу. Горьковское водохранилище (Слайд 11) имеет площадь — 1590 км², средняя глубина — 3,65 м, максимальная глубина — 22 м, длина — 427 км, ширина — до 16 км. (Слайд 12) В последние годы всё чаще и чаще на берегах рек люди находят мёртвую рыбу, а в лесах не находят многих животных.

Обучающийся:

Как это страшно – умиранье рода. (Слайд 13) Миньков С.

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего. (С.Островой)

За 400лет бесследно исчезло более100 млекопитающих, 150 видов птиц и множество рыб. Только за последние полвека с лица земли навсегда исчезло несколько сотен видов растений. Почти 300 видам зверей и 200 видам птиц также грозит уничтожение. Сейчас предприняты шаги по спасению исчезающих видов.

Издана книга (Слайд14), в которой перечисляются все исчезнувшие и исчезающие виды животных и растений, описываются мероприятия по их спасению.

Подумайте, пожалуйста, от чего зависит исчезновение большинства видов?

Ученики: Засоряя овраги, леса и поля, сбрасывая промышленные отходы в реки, вырубая леса, мы убиваем природу.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте послушаем о чём думает наша великая русская река Волга (фрагмент сценки: «Плачь Волги и её детей Оки и Камы»).


ВОЛГА: в древности называли меня Ра - значит радость, река бога Солнца. Ещё вчера я радовалась жизни, гордилась знаменитыми волжскими просторами, своими детьми - малыми притоками, своей чистой водицей, которая давала богатырскую силу всем русичам, дарила людям вдохновение для песен и стихов, да вкусную рыбу. Испокон веков я была колыбелью, носительницей жизни. А сегодня медленно умираю, потому что люди перестали меня беречь.

ОКА: копают наши берега, срывают перекаты, понастроили плотин, храмы затопили: говорят, что ток России нужен! Но нам с матерью Валгой в бетонных тисках совсем туго!

КАМА: а мою водицу разбирают хозяйства - ведомства, заводы уральские. Раньше она была чиста, как слеза, а сейчас стала сырьём для химкомбинатов.

ВОЛГА: а что люди думают? Их заводы всю нечисть в меня сливают, в водах моих гибнет рыба, деревца вдоль реки летом стоят с жёлтыми листьями. Родники мусором завалены. Люди, опомнитесь! Потеряете Волгу-матушку.


Учитель:А чем мы можем помочь великой реке?

Ученики: мы можем сами контролировать расход воды, закрывая капающие краны; самим стараться не мусорить; собрать мусор около родников;

Ученица (Рита): давайте обратим внимание на родники .(Слайд15) К ним и зимой и летом идут люди за чистой водицей. Родниками подпитывается река.

Меж болот из малого колодца

Ручеёк не умолкая, льётся.

Неприметен чистый ручеёк,

Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдёшь его через дощечку,

А глядишь, ручей разлился в речку.

Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной,

И зовут её рекою Волгой, (слайд 16)

Матушкой, кормилицей родной!

(С.Я.Маршак)



Учитель: ребята, как вы думаете, в наших силах регулярно наводить порядок на роднике Керботовского оврага?

Ученики: да.

Физкультминутка.

Муравей нашел былинку,

(Выполняют повороты головы вправо-влево.)

Много было с ней хлопот.

(Выполняют наклоны головы вправо-влево.)

Как бревно взвалив на спинку,

(Круговые движения плечами вперёд.)

Он домой её несёт…

(Круговые движения плечами назад.)

Он сгибается под ношей,

(Наклоны вперёд.)

Он ползёт уже с трудом.

(Несколько приседаний.)

Но зато какой хороший

(Тянутся вверх на носочках.)

Муравьи возводят дом!

(Через стороны опускают прямые руки.)

Работа с пословицами.


Вода и мельницу ломает.

Вода путь найдёт.

Волга – добрая лошадка; всё свезёт.

Волга – всем рекам мать.

Глаза боятся, а руки делают.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Не место человека красит, а человек место.

Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Умел взять – умей отдать.

Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Умел взять – умей отдать.

Учитель: сейчас прочитаем рассказ Астафьева «Костёр возле речки».


Костёр возле речки. В. П. Астафьев.

Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает.

Нет, не на родине, не в Сибири. В Подмосковье встретил.

Ехал из аэропорта Домодедово и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину, с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя, время от время наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутьё — всё, чем сорит вокруг себя человек.

— Видал чокнутых? — почему-то со злобой воскликнул шофёр-таксист, вёзший меня в Москву. Я поглядел на него вопросительно. — Академик с бабой своей. Дача у них тут недалеко. Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-иы-ди-о-о-оты-ы!.. Да разве за нами, за поганцами, всё приберёшь? И-иы-ди-о-о-оты!

Он резко крутанул руль. Двое пожилых людей исчезли за поворотом...

Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле, — жгут мусор возле речки.


Учитель: Гуляя, очень часто можно заметить, что на земле валяются пустые фантики, упаковки из-под шоколадок, чипсов, соков, пустые бутылки. Как вы думаете, такой мусор засоряет природу?

Ученики: да, загрязняет.

Учитель: Даже выбрасывая мусор в мусорное ведро, мы невольно загрязняем природу, не говоря уже о разбрасывании его в лесу или в парке. Ученые подсчитали, что каждый житель крупного города в год выбрасывает около тонны мусора. Часть его сжигают, часть – закапывают. Однако и в том и в другом случае вредные вещества попадают в окружающую среду, отравляя её. Именно поэтому учёные многих стран работают над проблемой новых способов переработки мусора.

  1. Подведение итогов.

- Как называется наука, которая изучает взаимовлияние человека и окружающей среды? (экология)

- Как деятельность человека отражается на окружающей среде? (Загрязняется почва, вода, воздух)

- Какой вклад мы с вами можем внести в охрану природы? (Не загрязнять мусором, (Слайд 17) не проходить мимо. Организовывать экологические акции по очистке родников, парков. Провести с младшими школьниками внеклассное мероприятие на тему «Береги природу».)

Учитель: каждый из нас способен изменить ситуацию на планете Земля в лучшую сторону, особенно, если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему новому поведению друзей и знакомых.

Природа – наш огромный дом, (Слайд 19)

И всем найдётся место в нём:

Букашке, зверю и побегу,

И дереву, и человеку.

Хоть дом большой, но хрупок он

Ему всё хуже с каждым днём.

Не враг вредит из века в век,

Природу портит человек.

Но, может, скоро мы поймём,

Что мы неправильно живём,

Что дом наш охранять должны

От грязи, злобы и войны.

Чтоб в доме нашем навсегда (Слайд 20)

Царили мир и чистота.

  1. Оценка работы обучающихся.

(Слайд 21)

  1. Домашнее задание.

1.Участвовать в экологических акциях

«Чкаловские родники», «Чистый школьный двор».

2.Подготовить внеклассное мероприятие для младших классов.

АНАЛИЗ УРОКА

Тема урока: Природа в опасности

Тип урока – урок-размышление.

Основная цель урока – ознакомить обучающихся с проблемой охраны природы.

Задачи урока.

Образовательные задачи:

  • формировать у обучающихся представление о состоянии природы живой и неживой природы на сегодняшний день;

  • продолжать формировать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;

  • способствовать формированию информационной культуры школьников;

  • учить добывать информацию;

  • развивать способность анализировать полученную информацию, размышлять и делать верные выводы;

  • расширить знания об окружающей среде;

  • учить пользоваться современными источниками информации;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать самоконтроль;

  • корригировать внимание путем использования презентации;

  • коррекция и развитие связной устной речи, совершенствовать навык выразительного чтения;

  • пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса через словарную работу и чтение стихотворений;

  • коррекция и развитие связной письменной речи при работе над сообщениями;

  • уточнять временные понятия;

  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) при использовании стихотворных форм;

  • коррекция и развитие зрительных восприятий при просмотре слайдов;

  • развитие слухового восприятия при просмотре видео;

  • коррекция и развитие крупной моторики (развитие ритмичности, соразмерности движений) через выполнение физкультминуток;

  • коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (усидчивости и выдержки);

Воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность при подготовке сообщений;

  • воспитывать любовь к природе;

  • развивать стремление оберегать природу;

  • умение держаться на публике;


Оборудование урока: мультимедийный проектор, видеоклип, раздаточный дидактический материал, форма одежды у детей.

Предварительная подготовка: ученикам дано задание подготовить сообщения с использованием презентации на тему «Природа в опасности».

Актуальность выбранной темы.

Никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. Ежегодно Красная книга пополняется новыми исчезнувшими и исчезающими видами. Овраги, леса, поля, реки засоряются бытовыми и промышленными отходами. Если люди всей планеты не вспомнят, что они частичка природы, не задумаются о возможных будущих экологических катастрофах, то они погибнут вместе с природой. Дети – наше будущее. Их правильное, рациональное отношение к окружающей среде сможет спасти всё человечество.


Цель и задачи урока соответствуют уровню знаний и умений обучающихся.

Цель достигнута, задачи, поставленные на уроке были выполнены.

Урок получился динамичным, прошёл в хорошем темпе. Была создана деловая рабочая обстановка, налажен хороший контакт с ребятами. Дети были активны, занимались с интересом, желанием, отвечали на поставленные вопросы. В течение всего урока были заняты, внимательны, работоспособны. Не было безразличных.

Все этапы урока взаимосвязаны, прослеживалась логическая последовательность. Рационально использовалось оборудование кабинета Методы и средства, используемые на уроке, были целесообразны, соответствовали воспитательным, образовательным и коррекционно-развивающим задачам.

В течение всего урока была организована постоянная смена видов деятельности с целью повышения познавательной активности, работоспособности, интереса обучающихся Предлагаемый наглядный материал на уроке доступен для понимания и рассчитан на развитие у детей зрительного и слухового восприятия. Использование ответов более сильных учеников для направления учеников более слабых дает хорошие результаты.

Прослеживалась связь содержания урока с жизнью нашего города.

Материал преподносился ученикам в понятной и доступной форме.

При просмотре слайдов обращалось внимание на красоту окружающей нас природы.

Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода учебные задания были разработаны на несколько уровней в зависимости от возможностей усвоения учебного материала детьми.

В классе 77% детей имеют нарушение осанки или сколиоз, поэтому физкультминутка проводилась дважды. Постоянно контролировалась осанка обучающихся.

Для организации учеников в начале урока посмотрели видеоклип «Живая природа». Этим эмоционально настроила детей на работу.

Ученики легко справились с предложенными заданиями, опираясь на накопленные знания.

Объяснение учащимся цели и задач урока - один из коррекционных приёмов, оказывающих благотворное влияние на развитие осмысленной и целенаправленной деятельности умственно отсталых школьников на уроках.

Урок был посвящен родникам и реке Волге. Весь материал был подобран в соответствии с этим, что позволило весь урок поддерживать интерес и активность детей. Они должны знать наши родные места, любить и стремиться к их сохранению.

Воспитательная задача решалась и при помощи творческого задания – подготовь сообщение.

При работе с кроссвордом и подготовке сообщения происходит расширение словарного запаса детей, перевод слов из пассивного в активный словарь.

Подведение итогов урока, просмотр и анализ работ с точки зрения поставленных задач, фиксирование внимания детей на достоинствах - всё это придавало важность и необходимость выполняемых работ.

На уроке использовались разнообразные методы (словесные, наглядные и практические).

Ученики не устали, т. к. постоянно менялась их деятельность. Они слушали, читали, отвечали, смотрели, рассказывали.

Данный урок достиг своих целей, т.к. ученики поняли материал, осознанно предложили реальную помощь по охране окружающей среды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!