МКОУ «Кичигамринская СОШ»
Природа в рассказе «Бежин луг»
И.С. Тургенева
Провела: Алхилаева Аминат Гамидовна,
учитель русского языка и литературы.
2018г
Природа в рассказе «Бежин луг» И.С. Тургенева
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» - это один из самых прекрасных рассказов о природе. Тургенев описывает луг глазами охотника - человека, влюбленного в свой край, в родную природу.
Охотник подошел к мальчикам, которые пасли лошадей. Он не хочет им мешать, поэтому любуется ночным лугом. Как он говорит, картина, открывшаяся его взору, была чудесная: «Около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали».
Этот ночной пейзаж вселяет в героя и читателя гармонию, спокойствие, какую-то тихую радость. Тургенев так мастерски рисует нам этот пейзаж, что мы не просто видим его, но еще ощущаем то же, что и мальчики, собравшиеся вокруг костра.
Природе в рассказе отведено много места. Тургенев не просто показывает нам красоту русской природы, но еще высказывает философские мысли. Глядя на ночное небо, охотник задумывается о беге времени, о космосе и ином: «Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли...»
Такое философское настроение не проходит у героя и на рассвете, наоборот, он чувствует начало нового дня и новой жизни. Природа как бы говорит ему, что все меняется к лучшему, что за темнотой обязательно наступает рассвет, что окружающий мир прекрасен и этому надо радоваться.
В конце рассказа Тургенев дает восхитительную картину рассвета, которая заражает оптимизмом и бодростью: «...полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».
2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ ОБ ОЧЕРКЕ "БЕЖИН ЛУГ".
- "Бежин луг" входит в сборник рассказов "Записки охотника". В феврале 1851 года произведение было опубликовано в журнале "Современник". Оно сразу же породило самый громкий отклик в практике русской школы. Его начали изучать сразу же за созданием.
Рассказ о мальчиках в ночном - не просто очерк о представлениях детей одной из деревень средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумья писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины.
В "Бежином луге" природа для Тургенева - двуликий Янус: она дает отраду тишины, просветление, чистоту, но она же заставляет человека чувствовать себя бесконечно малым перед её простором, беспомощным перед её таинственными силами.
- Давайте прочитаем и озаглавим некоторые описания природы в очерке.
(Зачитывают описания пейзажей, дают им названия:
"Прекрасный июльский день".
"Вечер"
"Ночь приближалась и росла, как грозовая туча"
У костра: "запах русской летней ночи"
- Теперь с вами понаблюдаем, какие же художественные приёмы использует автор при описании неба, облаков, солнца. Выпишите их. (Групповая работа.1 группа находит тропы в описании неба, 2 - в описании солнца, 3- в описании облаков).
(В описании июльского пейзажа писатель обращается к описанию вполне реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, ветра, звезд. Небо ясное, чистое, лазурное..
При описании солнца использованы эпитеты "светлое и приветно лучезарное:мирно всплывает, свежо просияет".
Большое количество сравнений наблюдаем при описании облаков: они, "подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, :почти не трогаются с места", "так же лазурны, как небо". "Последние из них, черноватые и неопределенные, как дым". Днем облака "золотисто-серые, с нежными белыми краями".
Цвет небосклона "легкий, бледно-лиловый".)
- Какие краски преобладают при описании июльского утра и дня?
(И.С.Тургенев использует в основном краски светлых, теплых тонов)
- А какое настроение создает в целом цветовая гамма, которая как бы "заливает" ясным, теплым светом всю картину летнего погожего дня?
(От тургеневской картины "прекрасного июльского дня" исходит ощущение какой-то хрупкости и одновременно гармоничности, какой-то успокоенности, найденного покоя. Настроение светлое, хорошее)
- А каково отношение самого писателя к природе?
(Оно высказано не прямо, а косвенно: "Был прекрасный июльский день:")
- Обрамляя описание июльского дня мыслью о пребывающей в небе и на земле " какой-то трогательной кротости", автор еще больше усиливает в нашем сознании переживание природы как высшего, совершенного начала бытия.
- Теперь понаблюдаем, как же описано наступление вечера и ночи. Зачитайте этот эпизод.
(Учащиеся зачитывают указанные эпизоды )
- Что произошло с рассказчиком? Как изменилось его настроение? А ваше?
(Рассказчик заблудился. И сразу природа пугает его, становится враждебной ему: "Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость:", "все кругом быстро темнело и утихало", "летучие мыши уже носились, :таинственно кружась и дрожа". Человек вдруг почувствовал себя некомфортно, даже жутко. Охотник вдруг заблудился в знакомых ему местах. Кажется , что какая-то сила, стоящая над человеком, и руководит им.
Настроение у читателя тоже изменилось. Тревога, страх, беззащитность наполняют душу. Чувствуешь себя маленькой песчинкой в огромном мире.)
- Действительно, определяющим для "ночного" повествования является "другое" время, его абсолютная власть над землей и человеком. Время ночи привносит в мир тайну, превышающую познания человека. Ночь смиряет его самонадеянные мысли. Но главное, ночью к человеку, мыслящему себя венцом мироздания средоточием вселенной, приходит осознание подчиненности законам всеобщим.
- Что же явилось точкой разрыва в повествовании?
(Мрак ночи и темноту разорвали "красным пламенем" два огонька на равнине и в отсвете одного из них была видна "передняя половина маленькой кудрявой головы")
- Что изменилось в ночной природе? Ощущаете ли вы метаморфозу ночи?
(Под сводами ночи залаяли собаки, зазвучали "детские звонкие голоса", где-то рядом пасутся лошади. Звуки, свет, тени: А в природе удивительная умиротворенность и покой. И ночной мир начинает восприниматься им по-другому).
- А теперь представьте себе: ночь, костер, река, где-то рядом пасутся лошади. Над всем царит таинственность, недосказанность. И деревенские мальчишки: О чем они говорят у костра?
(Они рассказывают разные страшные истории, "страшилки", былички.) Ученики пересказывают запомнившиеся рассказы)
Рассматривают репродукцию картины Е.В.Маковского "Ночное"
Почему же именно страшные истории так интересуют наших героев?
(Во всех рассказах присутствует какая-то сверхъестественность, вымысел. Это можно объяснить влиянием той же таинственной, странной ночи, которая подчинила своим законам всех, даже людей. Для мальчишек природа-их жизнь, а с другой стороны, природа полна загадок, непонятных явлений).
3. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Учитель: - Ребята, связан ли эпиграф с темой урока «Человек и природа»? Ученик 1 - Связан, потому что в рассказе много описаний природы, да и ребята рассказывают свои истории, пытаясь понять саму природу.
Учитель: - А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? Ученик 2 - Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем, и она наказывает, горят не только леса, но и дома.
4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ.
Учитель: - Предлагаю сопоставить двух героев: Павлушу и Илюшу, используя записанные в тетрадях вопросы.
1.Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет)
2. О ком рассказывает в своих историях?
3. Откуда герой узнал то, о чем он рассказывал у костра?
4. Как относится герой к своим рассказам?
5. как относится герой к чужим рассказам?
6. Как герой относится ко всему, что происходит у костра?
ВЫВОД: Ученик 1 - Два мальчика демонстрируют совершенно различный подход к окружающему миру: Илюша смотрит на него восторженно, для него мир, не познанный разумом, великолепно освоен фантазией, поэтичен и ярок.
Ученик 2 - Павлуша активно мыслит. Он насмешливо враждебен тому сказочному миру, который дорог Илюше.
Ученик 3 - Он энергичен, и его нельзя обвинить в духовной сухости и неумении ценить красоту природы. Напротив, Павлуша близкий к природе и отваживался разобраться в том, что его окружает.
5. КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ИНСЦЕНИРОВКУ ЭПИЗОДА. (работа в группах: одна группа из 4-х учеников рассказывает от имени Илюши о случае на рольне, историю с псарем Ермилой, с бабкой Ульяной и с дедушкой Трофимовичем. Другая группа из 3-х учеников рассказывает от имени Кости о случае со слободским плотником Гаврилой, с ним самим, с мальчиком из его деревни).
6. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. ( СЛОВО УЧИТЕЛЯ):
В центре композиции – описание сцены у костра: сюда вошли и характеристики мальчиков, и их рассказы.
Именно здесь в рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом».
И действительно, композиция рассказа такова, что ночь с порожденными ею страхами обрамлена светлыми картинами двух прекрасных июльских дней. Так, картины светлые и радостные оказываются важными не только сами по себе, но и для уяснения общей позиции автора. Приведу пример одной дневниковой записи Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе…» так автор умел вслушиваться в природу. Чувствовал каждый звук или шорох.
ЗАДАНИЕ: Учитель: - проследить за умением Тургенева рассказать читателю о том, что он видел и слышал.
7. БЕСЕДА С КЛАССОМ:
Учитель: - Какие строки помогают понять, что начался новый день? Ученик 1 - «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем».
Учитель: - Обращаем внимание на приемы, которые использует автор. Ученик - Эпитет и отрицательное сравнение помогают создать лирическое описание.)
Учитель: - Как «зачиналось» утро? На что обращает внимание автор? Какими мы видим звезды, луг, холмы, кусты, небо, речку? Ученик 2 - «Солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей…а светлое и приветно-лучезарное». Ученик 3 - «Около полудня обыкновенное появляется множество круглых высоких облаков»; Ученик 4 - «В такие дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости»; Ученик 5 - «В такие дни жар бывает иногда весьма силен…и вихри-круговороты – несомненный признак постоянной погоды – высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню».
(во всех эпизодах рассматриваем изобразительно-выразительные средства).
(Презентация заканчивается.)
ВЫВОД: Ученик 6 - Небо июльского дня в начале рассказа автор видит глазами человека, знакомого с народными приметами о погоде, проверенными поколениями.
Учитель: - Какую же роль выполняет этот поэтичный и ясный пейзаж в рассказе о ночном? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем проследить шаг за шагом путь сбившегося с пути охотника. Будем внимательны к тому, как он шел, где он шел, как описаны эти места. Обратим особое внимание на то, как переданы его состояние, его внутренняя напряженность и тревога.
Как шел? (Дети находят ответы, зачитывают):
1. - Быстрыми шагами прошел, взобрался, остановился в недоумении, оглянулся, проворно опустился.
Где шел?
1. - Длинная площадь кустов, холм, долина.
Что увидел и почувствовал?
1. - Увидал…Неизвестные места. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко.
2. - Поскорей вскарабкался, забирая налево.
2. - Осинник.
2. -Летучие мыши уже носились над…заснувшими верхушками, таинственно кружась.
3. - Добрался наконец до угла леса.
3. - Угол леса, низкие кусты.
3. - Пустынное поле.
4. - Опять остановился. Пошел вправо.
4. - Кусты. Неторная дорожка.
4. - Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.
5. - Я вышел на опушку кустов.
5. - Кусты. Опушка.
5. - Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновеньем надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак.
6. - Отчаянно устремился вперед.
6. - Лощина.
6. - На дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, и казалось, они сползлись туда для тайного совещания, - и до того в ней было немо и глухо, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось.
ВЫВОД:
Ученик 1 - Ночью знакомые места становились таинственными, непонятными: теперь кругом было смутно, угрюмо, глухо. Так воспринимал охотник природу. Ученик 2 - Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает понимание причин возникновения быличек у костра и объясняет их правдоподобие.
Ученик 3 - Мальчики у костра увлеченно рассказывают, а рядом с ними продолжает жить своей жизнью природа. Плеснула щука – понятно и не пугает, покатилась звездочка – тоже объяснимо и знакомо. Ученик 4 - Резкий, болезненный крик дважды прозвучал над рекой…странный посвист раздался где-то в небе… Стоило сказать, что это цапли кричат, посвистывают кулички, как успокаиваются мальчики. (Презентация закончилась).
Учитель: - Давайте внимательно проследим за последней историей, которая происходит именно тут, почти на глазах у крестьянских ребят. Вот они испугались болезненного крика, Павлуша успокоил их – это прокричала цапля. Вот опять все вместе мирно смотрят на звездное небо и молча опять сидят у костра. Именно в эти минуты Павлуша берет котельчик и идет на реку за водой. Можно предполагать, что состояние лирической настроенности, восторга перед прекрасным миром природы и страх перед таинственной нечистью дали результат. Трудно было не вспомнить о водяном, когда идешь к реке, и о мальчике, который в ней недавно утонул, ведь о нем только что говорили у костра. И действительно, ребята поговорили об утопшем Васе, а Павлуша услышал его голос. Отсюда вывод: Павлуша сумел узнать и понять в окружающем его мире чуть больше своих товарищей, но способ воспринимать этот окружающий мир у него примерно такой же. Он пытается объяснить все непонятное, но объяснения-то чаще всего приходится черпать из традиционных народных представлений, известных и его собеседникам.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА С КЛАССОМ:
Учитель: - Какова же основная тема рассказа? Ученик 1 -Главная тема «Бежина луга» - человек и природа. Не случайно рассказ и начинается и завершается описанием картин природы.)
Учитель: - Какие чувства вызвало у вас это произведение? Ученик 2 - сочувствия, жалости; ученик 3 - ощущения красоты природы; ученик 4 - таинственности, фантастики, ученик 5 – страха.
Учитель: - Какую картину нарисовали бы вы и какими красками? Это будет одно из ваших заданий на дом.
Учитель: - Чем отличается первое описание июльского дня от второго? Ученик 1 - Первое вводит читателя в мир крестьянской жизни, оно дается глазами охотника-рассказчика и крестьянина-земледельца. «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…» Ученик 2 - Второе завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Тургенев верил в судьбу России, ее будущее.)
9. ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:
Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа – стихия таинственного и непостижимого для человека.
Рассказ завершается известием о гибели Павла. В образе Павла пересекаются три линии: природа – человек – судьба. Он противостоит миру «непознанного и тайного». Но мир природы полностью не раскрывает себя, лишь единицам позволяет «заглянуть в себя», и за это часто берет самую жестокую и высокую плату – человеческую жизнь. И слова И.С. Тургенева, которые стали эпиграфом к теме урока «Человек и природа в рассказе» перекликаются с данной проблемой.
Человек и природа – проблема, нашедшая место на страницах многих произведений. В этом рассказе мы видим, как, подчиненный силам природы, крестьянский мальчик стремился понять все вокруг себя, включая и ум, и фантазию на осмысление окружающего. На то, чтобы уцелеть в этом сложном мире.
10. РЕФЛЕКСИЯ:
Учитель: - Оцените работу в группах, индивидуальную работу, кто был самым активным на уроке?
Ученики: - понравилась инсценировка, презентация. Все в группах работали «отлично», активными были на уроке: Епифанов Владимир, Чернобук Аня, Моссур Кирилл, Мтварадзе Анзори, Коробейникова Аня, Русанова Аня, Буканов Рома.
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нарисовать понравившийся пейзаж или написать мини-сочинение о природе – по выбору.
« Список использованных источников»:
-
Т.Ф. Курдюмова. Тургенев в школе. Пособие для учителей/ Сост. Т.Ф. Курдюмова. Мин-во просвещения РСФСР. - М.: Просвещение, 1981 – 175 с., 400 000 экз.
-
З.С. Смелкова и М.В. Черкезова. Пропедевтический курс русской литературы: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / [ З.С. Смелкова, М.В. Черкезова, Д.А. клумбите и др.] - 2-е изд. перераб. - Л.: Просвещение, 1986. – 352 с., 20 000 экз.
-
О.Ю. Богданова, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова. Методика преподавания литературы.
-
http://go.mail.ru/