СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Природно-хозяйственные зоны России: хозяйственное использование, экологические проблемы»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Природно-хозяйственные зоны России: хозяйственное использование, экологические проблемы".

Просмотр содержимого документа
««Природно-хозяйственные зоны России: хозяйственное использование, экологические проблемы»»

 Тема:  «Природно-хозяйственные зоны России: хозяйственное использование, экологические проблемы»

Тема: «Природно-хозяйственные зоны России: хозяйственное использование, экологические проблемы»

Цель:  закрепление знаний о природно-хозяйственных зонах России, их использовании человеком Задачи урока: -   закрепить знания о хозяйственной деятельности людей в пределах природно-хозяйственной зоны; - выявить экологические проблемы природно-хозяйственных зон; -  познакомиться с заданиями ВПР по географии 8 класс; - совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации; - развивать познавательный интерес и творческую  активность.

Цель: закрепление знаний о природно-хозяйственных зонах России, их использовании человеком

Задачи урока:

-   закрепить знания о хозяйственной деятельности людей в пределах природно-хозяйственной зоны;

- выявить экологические проблемы природно-хозяйственных зон;

-  познакомиться с заданиями ВПР по географии 8 класс;

- совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации;

- развивать познавательный интерес и творческую  активность.

Расставьте по порядку природные зоны   С севера на юг С юга на север А) пустыня А) полупустыня Б) широколиственные леса Б) арктические пустыни В) тайга В) лесотундра Г) тундра Г) смешанные леса Д) степь Д) лесостепь Атлас, стр.22

Расставьте по порядку природные зоны

С севера на юг

С юга на север

А) пустыня

А) полупустыня

Б) широколиственные леса

Б) арктические пустыни

В) тайга

В) лесотундра

Г) тундра

Г) смешанные леса

Д) степь

Д) лесостепь

Атлас, стр.22

Что называется ландшафтом? В пределах России хорошо выражена природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира. Почему природные зоны мы называем природно-хозяйственными?

Что называется ландшафтом?

В пределах России хорошо выражена природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира.

Почему природные зоны мы называем природно-хозяйственными?

Рис. 70. Природно-хозяйственные зоны России Природно-хозяйственная зона представляет собой группу сельскохозяйственных районов со сходными природно-климатическими и экономическими условиями, производственной специализацией и общими проблемами развития ведущих отраслей сельского хозяйства.

Рис. 70. Природно-хозяйственные зоны России

Природно-хозяйственная зона представляет собой группу сельскохозяйственных районов со сходными природно-климатическими и экономическими условиями, производственной специализацией и общими проблемами развития ведущих отраслей сельского хозяйства.

 Значительные площади заняты распаханными землями, насаждениями, населёнными пунктами, дорогами и т. д. Поэтому правильнее говорить о природно-хозяйственных зонах.    Арктику  Тундру  Лесотундру  Тайгу Смешанные леса  Лесостепи  Степи  Полупустыни  Пустыни  Субтропики Природно-хозяйственные зоны  России делятся на: 7

Значительные площади заняты распаханными землями, насаждениями, населёнными пунктами, дорогами и т. д. Поэтому правильнее говорить о природно-хозяйственных зонах.

Арктику

Тундру

Лесотундру

Тайгу

Смешанные леса

Лесостепи

Степи

Полупустыни

Пустыни

Субтропики

Природно-хозяйственные зоны России делятся на:

7

 Работа по материалам ВПР  Задание №1. ВПР №10  Определите, какому климатическому поясу / типу климата соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса / типа климата под соответствующей климатограммой, выбрав его из приведённого списка. Климатические пояса / типы климата : арктический, субарктический, умеренный / морской, умеренный / умеренно континентальный, умеренный / резко континентальный, умеренный / муссонный, субтропический. Б А  Атлас, стр.14 -15

Работа по материалам ВПР

Задание №1. ВПР №10 Определите, какому климатическому поясу / типу климата соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса / типа климата под соответствующей климатограммой, выбрав его из приведённого списка.

Климатические пояса / типы климата :

арктический,

субарктический,

умеренный / морской,

умеренный / умеренно континентальный,

умеренный / резко континентальный,

умеренный / муссонный,

субтропический.

Б

А

Атлас, стр.14 -15

 Задание №2. ВПР№11 Школьник из Норильска отправил письмо с описанием особенностей местного климата своему другу, который живёт в Казани.  Климат в нашем городе суровый. Морозы начинаются уже в сентябре - октябре, а зимой достигают -40-45 °С. Зимой снега немного, но дуют сильные холодные ветры и часты метели. Лето короткое и прохладное, температура не поднимается выше +15 °С. Бóльшая часть осадков выпадает в начале осени.      9

Задание №2. ВПР№11 Школьник из Норильска отправил письмо с описанием особенностей местного климата своему другу, который живёт в Казани. Климат в нашем городе суровый. Морозы начинаются уже в сентябре - октябре, а зимой достигают -40-45 °С. Зимой снега немного, но дуют сильные холодные ветры и часты метели. Лето короткое и прохладное, температура не поднимается выше +15 °С. Бóльшая часть осадков выпадает в начале осени.  

9

   Используя сведения, содержащиеся в письме, определите, какая климатограмма построена по данным метеонаблюдений в городе Норильске. Укажите в ответе букву, которой она обозначена, и заполните таблицу климатических показателей по этой климатограмме.  Ответ: Климатограмма – ______  Б А

Используя сведения, содержащиеся в письме, определите, какая климатограмма построена по данным метеонаблюдений в городе Норильске. Укажите в ответе букву, которой она обозначена, и заполните таблицу климатических показателей по этой климатограмме.

Ответ: Климатограмма – ______

Б

А

Климатические показатели: А  Б

Климатические показатели:

А

Б

О какой природной зоне России идет речь?   Занимает почти 1/6 территории России, имеет избыточное увлажнение, продувается сильными ветрами, от которых деревья вырастают «чуть больше грибов». В летние месяцы пестрит яркими цветами и разноцветными годами. Многочисленные озера богаты рыбой. На особых лишайниках пасутся огромные стада северных оленей.   12

О какой природной зоне России идет речь?

Занимает почти 1/6 территории России, имеет избыточное увлажнение, продувается сильными ветрами, от которых деревья вырастают «чуть больше грибов». В летние месяцы пестрит яркими цветами и разноцветными годами. Многочисленные озера богаты рыбой. На особых лишайниках пасутся огромные стада северных оленей.

12

Классификация природных ресурсов

Классификация природных ресурсов

 Задание №3. ВПР №5  Установите соответствие между примерами природных ресурсов и типами, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.   ПРИМЕРЫ ПРИРОДНЫХ ТИПЫ ПРИРОДНЫХ  РЕСУРСОВ РЕСУРСОВ А) энергия ветра 1) исчерпаемые невозобновляемые Б) нефть 2) неисчерпаемые В) природный газ Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В 14

Задание №3. ВПР №5 Установите соответствие между примерами природных ресурсов и типами, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРИРОДНЫХ ТИПЫ ПРИРОДНЫХ

РЕСУРСОВ РЕСУРСОВ

А) энергия ветра 1) исчерпаемые невозобновляемые

Б) нефть 2) неисчерпаемые

В) природный газ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

14

 Задание №4.  ВПР №5 Установите соответствие между примерами хозяйственной деятельности и типами природопользования, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.   ПРИМЕРЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) использование металлолома для выплавки стали 1) рациональное Б) сжигание попутного нефтяного газа в факелах 2) нерациональное  при добыче нефти В) строительство ветровых электростанций Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами А Б В

Задание №4. ВПР №5 Установите соответствие между примерами хозяйственной деятельности и типами природопользования, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) использование металлолома для выплавки стали 1) рациональное

Б) сжигание попутного нефтяного газа в факелах 2) нерациональное

при добыче нефти

В) строительство ветровых электростанций

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Сжигание попутного нефтяного газа в факелах при добыче нефти     По информации экологов, в стране в результате сжигания газа в факелах ежегодно образовывалось почти 100 млн. т углекислого газа, что наносило ущерб состоянию окружающей среды.   Штрафы находится на рекордно низком уровне: 5500 руб. за тонну, сообщается в публикации. Согласно действующему законодательству, компании могут сжигать только 5% от добычи ПНГ.  Сжигание сверх нормы предполагает введение коэффициентов, повышающих штрафы — 25 и 100 тыс.руб. 16

Сжигание попутного нефтяного газа в факелах при добыче нефти

По информации экологов, в стране в результате сжигания газа в факелах ежегодно образовывалось почти 100 млн. т углекислого газа, что наносило ущерб состоянию окружающей среды.

  Штрафы находится на рекордно низком уровне: 5500 руб. за тонну, сообщается в публикации. Согласно действующему законодательству, компании могут сжигать только 5% от добычи ПНГ.

Сжигание сверх нормы предполагает введение коэффициентов, повышающих штрафы — 25 и 100 тыс.руб.

16

 Какая природная зона находится южнее зоны тундры, с хвойной древесной растительностью? Что называется «мягким золотом»? Назовите виды хозяйственной деятельности в лесной зоне?

Какая природная зона находится южнее зоны тундры, с хвойной древесной растительностью? Что называется «мягким золотом»? Назовите виды хозяйственной деятельности в лесной зоне?

 Задание №5.  ВПР №7 Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года в значительной степени зависят от средних зимних температур. В каком из перечисленных городов средние температуры января самые низкие?  1) Санкт-Петербург  2) Казань  3) Красноярск  4) Ставрополь   Запишите номер выбранного города.             А Б В Атлас, стр.14 -15 18

Задание №5. ВПР №7 Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года в значительной степени зависят от средних зимних температур. В каком из перечисленных городов средние температуры января самые низкие? 1) Санкт-Петербург 2) Казань 3) Красноярск 4) Ставрополь Запишите номер выбранного города.      

А

Б

В

Атлас, стр.14 -15

18

В какой природной зоне мы проживаем?  Назовите, основное богатство степей?  Назовите основные виды деятельности в степях?  В русских народных сказках степь описывают как пестрый ковер. В сказке «Сивка-бурка» конь мчался гривой задевая траву мураву.  «Бежин луг» - Тургенев описал «..великолепие степной растительности, где резвилась его собака, пугая разнообразную дичь, которая то там, то здесь выдавала себя многоголосием.»  Едешь, едешь – степь до неба  Степь, все степь, зелено море…  И взгрустнется поневоле  На буйном просторе.  Иван Захарович Суриков Спорыш птичий, или Горе́ц пти́чий, или гречиха птичья

В какой природной зоне мы проживаем? Назовите, основное богатство степей? Назовите основные виды деятельности в степях?

В русских народных сказках степь описывают как пестрый ковер. В сказке «Сивка-бурка» конь мчался гривой задевая траву мураву.

«Бежин луг» - Тургенев описал «..великолепие степной растительности, где резвилась его собака, пугая разнообразную дичь, которая то там, то здесь выдавала себя многоголосием.»

Едешь, едешь – степь до неба

Степь, все степь, зелено море…

И взгрустнется поневоле

На буйном просторе.

Иван Захарович Суриков

Спорыш птичий,

или Горе́ц пти́чий,

или гречиха птичья

 Задание №6. ВПР №7  От степени плодородия почв во многом зависит урожайность сельскохозяйственных культур. В каком из перечисленных регионов России почвенный слой обладает наибольшим естественным плодородием?   1) Республика Карелия  2) Кировская область  3) Ростовская область  4) Томская область   Запишите номер выбранного региона.   20

Задание №6. ВПР №7 От степени плодородия почв во многом зависит урожайность сельскохозяйственных культур. В каком из перечисленных регионов России почвенный слой обладает наибольшим естественным плодородием? 1) Республика Карелия 2) Кировская область 3) Ростовская область 4) Томская область Запишите номер выбранного региона.

20

Установите соответствие между природной зоной, хозяйственной деятельностью человека и проблемой в природной зоне    А) тундра 1) лесозаготовка Б) тайга 1) эрозии 2) виноградаство В) широколиственные леса 3) животноводство 2) нарушение растительного покроя и вечной мерзлоты Г) степь Д) субтропики 3) пожары 4) оленеводство 5) земледелие 4) шквалистые ветры 5) исчезновение видов животных Ключ - А4,2; Б1,3; В3,5; Г5, 1; Д 2,4 21

Установите соответствие между природной зоной, хозяйственной деятельностью человека и проблемой в природной зоне

А) тундра

1) лесозаготовка

Б) тайга

1) эрозии

2) виноградаство

В) широколиственные леса

3) животноводство

2) нарушение растительного покроя и вечной мерзлоты

Г) степь

Д) субтропики

3) пожары

4) оленеводство

5) земледелие

4) шквалистые ветры

5) исчезновение видов животных

Ключ - А4,2; Б1,3; В3,5; Г5, 1; Д 2,4

21

Закрепление. Ответьте «Да» или «Нет»   1.Поверхность тундры сильно заболочена. 2. В тундре люди занимаются оленеводством. 3. К безлесным зонам на территории России относятся тундра и степь. 4.Главнейшее богатство тайги – древесина. 5.В настоящее время степи в основном распаханы. 6. В тайге люди занимаются сельским хозяйством. 7.Степные и полупустынные территории - это главные сельскохозяйственные районы нашей страны. 22р

Закрепление. Ответьте «Да» или «Нет»

1.Поверхность тундры сильно заболочена.

2. В тундре люди занимаются оленеводством.

3. К безлесным зонам на территории России относятся тундра и степь.

4.Главнейшее богатство тайги – древесина.

5.В настоящее время степи в основном распаханы.

6. В тайге люди занимаются сельским хозяйством.

7.Степные и полупустынные территории - это главные сельскохозяйственные районы нашей страны.

22р

Домашнее задание   Составить  «Визитную карточку природной зоны своей местности».

Домашнее задание Составить «Визитную карточку природной зоны своей местности».

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!