План - конспект
«Природно-хозяйственные зоны России: хозяйственное использование, экологические проблемы», 8 класс
Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цель урока: закрепление знаний о природно-хозяйственных зонах России, выявить экологические проблемы.
Задачи урока:
- закрепить знания о хозяйственной деятельности людей в пределах природно-хозяйственной зоны;
- познакомиться с заданиями ВПР по географии 8 класс;
- совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации;
- развивать познавательный интерес и творческую активность.
Планируемые результаты
Личностные: формирование мотивационной готовности и основы учебной деятельности, выражать положительное отношение к процессу познания, воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления
Регулятивные:
- постановка учебной задачи, принимать и сохранять учебную задачу.
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
- оценивать результаты свей деятельности и всего класса.
Познавательные: вывести с учащимися «схему» определения понятий; применяя ее, сформулировать определения новых для них понятий; закрепить и систематизировать знания по теме, познакомив учащихся с логическими операциями обобщения и ограничения понятий.
Коммуникативные:
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование:
- атлас по географии для 8 класса;
- природные зоны России, Физическая карта России (географические карты);
- раздаточный материал (ВПР-задания);
- ИКТ, видеофрагмент.
Ход урока
Организационный момент урока
Здравствуйте! Сегодня урок у нас необычный: присутствует много гостей. На уроках истории вы становитесь историками, на уроках литературы – литераторами, а на сегодняшнем уроке географии – вы географы и экологи.
Сегодня наш класс превратится в ученых-исследователей. И, конечно, будем успешными. У нас все получится!
Целеполагание
Природа нашей страны разнообразна и прекрасна. Величие и красота природы России вдохновляли и вдохновляют поэтов, художников, музыкантов на создание выдающихся произведений.
Внимание на экран, посмотрите небольшой видеофрагмент. (Видеофрагмент «Природа России»)
Сформулируем цель урока. Верно, цель: закрепление знаний о природно-хозяйственных зонах России, их использовании человеком.
Задачи показаны на слайде, каковы? Откройте тетрадь, запишите тему урока.
Проверка знаний и умений
Устно (фронтально):
- Что называется природной зоной?
- Покажите на географической карте природные зоны России.
- Расставьте по порядку природные зоны
С севера на юг | С юга на север |
А) пустыня | А) полупустыня |
Б) широколиственные леса | Б) арктические пустыни |
В) тайга | В) лесотундра |
Г) тундра | Г) смешанные леса |
Д) степь | Д) лесостепь |
- Что называется ландшафтом? В 1807 году немецкий географ и естествоиспытатель Александр фон Гумбольдт открыл науку под названием ландшафтоведение.
- Почему природные зоны мы называем природно-хозяйственными?
- Какие виды хозяйственной деятельности вам известны?
IV. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
Учитель: Человек, расселяясь по планете, приспособился к жизни почти во всех природных зонах. Сам человек не меняется, меняется характер его хозяйственной деятельности.
Назовите самую неблагоприятную для жизни природно-хозяйственную зону?
Учитель: Какой хозяйственной деятельностью занимается человек? (Северный морской путь, созданы заповедники. Откройте атлас с.26, назовите заповедники Арктики и Субактики.)
Задание №1. ВПР №10 Определите, какому климатическому поясу / типу климата соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса / типа климата под соответствующей климатограммой, выбрав его из приведённого списка.
А Б
Климатические пояса / типы климата:
арктический,
субарктический,
умеренный / морской,
умеренный / умеренно континентальный,
умеренный / резко континентальный,
умеренный / муссонный,
субтропический.
Учитель: Назовите крупнейший город за полярным кругом. Центр цветной металлургии? Норильск получил статус закрытого города – это сделано для «улучшения социального обеспечения» жителей города. Статус закрытого города означает, что всем иностранным гражданам придется получать специальное разрешение для въезда в город. Норильск занимает одно из первых мест в мире по уровню атмосферного загрязнения. Основным источником выбросов являются предприятия «Норникеля», Норильский горно-обогатительный комбинат ежегодно выбрасывающие в воздух около 1,7 млн тонн вредных веществ. В 2017 году на каждого жителя Норильска приходилось 10,4 тонны выбросов загрязняющих веществ. Учитель: О какой экологической проблеме говорится в тексте?
Задание №2. ВПР№11 Школьник из Норильска отправил письмо с описанием особенностей местного климата своему другу, который живёт в Казани.
Климат в нашем городе суровый. Морозы начинаются уже в сентябре - октябре, а зимой достигают -40-45 °С. Зимой снега немного, но дуют сильные холодные ветры и часты метели. Лето короткое и прохладное, температура не поднимается выше +15 °С. Бóльшая часть осадков выпадает в начале осени.
Используя сведения, содержащиеся в письме, определите, какая климатограмма построена по данным метеонаблюдений в городе Норильске. Укажите в ответе букву, которой она обозначена, и заполните таблицу климатических показателей по этой климатограмме.
Ответ:
Климатограмма – ______
Климатические показатели:
Учитель: О какой природной зоне России идет речь? Занимает почти 1/6 территории России, имеет избыточное увлажнение, продувается сильными ветрами, от которых деревья вырастают «чуть больше грибов». В летние месяцы пестрит яркими цветами и разноцветными годами. Многочисленные озера богаты рыбой. На особых лишайниках пасутся огромные стада северных оленей.
- Назовите народы, которые проживают в тундре (атлас стр.38)
- Назовите, как называется традиционное жилище народа Крайнего севера?
- Откройте учебник стр. 225 рис. 138, назовите вид транспорта.
- Чем занимаются народы в тундре? (промысел морского зверя, оленеводство, добыча полезных ископаемых).
На партах у вас лежат информационные листы. Рассмотрим схему «Классификация природных ресурсов». Далее решим задание ВПР по географии за 2025 год.
Задание №3. ВПР №5 Установите соответствие между примерами природных ресурсов и типами, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРИРОДНЫХ ТИПЫ ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ РЕСУРСОВ
А) энергия ветра 1) исчерпаемые невозобновляемые
Б) нефть 2) неисчерпаемые
В) природный газ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание №4. ВПР №5 Установите соответствие между примерами хозяйственной деятельности и типами природопользования, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) использование металлолома для выплавки стали 1) рациональное
Б) сжигание попутного нефтяного газа в факелах 2) нерациональное
при добыче нефти
В) строительство ветровых электростанций
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Учитель: какой пример хозяйственной нерациональной деятельности характерен для тундры, тайги? Внимание на слайд, фото.
Учитель: Какая природная зона находится южнее зоны тундры, с хвойной древесной растительностью? Что называется «мягким золотом»? Назовите виды хозяйственной деятельности в лесной зоне? (Охота, звериный промысел, добыча полезных ископаемых, животноводство)
Задание №5. ВПР№7 Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года в значительной степени зависят от средних зимних температур. В каком из перечисленных городов средние температуры января самые низкие?
1) Санкт-Петербург
2) Казань
3) Красноярск
4) Ставрополь
Запишите номер выбранного города.
Учитель: В какой природной зоне мы проживаем?
В русских народных сказках степь описывают как пестрый ковер. В сказке «Сивка-бурка» конь мчался гривой задевая траву мураву.
«Бежин луг» - Тургенев описал «..великолепие степной растительности, где резвилась его собака, пугая разнообразную дичь, которая то там, то здесь выдавала себя многоголосием.»
Едешь, едешь – степь до неба
Степь, все степь, зелено море…
И взгрустнется поневоле
На буйном просторе.
Иван Захарович Суриков.
Учитель: Назовите, основное богатство степей? Назовите основные виды деятельности в степях?
Задание №6. ВПР №7 От степени плодородия почв во многом зависит урожайность сельскохозяйственных культур. В каком из перечисленных регионов России почвенный слой обладает наибольшим естественным плодородием?
1) Республика Карелия
2) Кировская область
3) Ростовская область
4) Томская область
Запишите номер выбранного региона.
Задание №7. Установите соответствие между природной зоной, хозяйственной деятельностью человека и проблемой в природной зоне.
А) тундра | 1) лесозаготовка | 1) эрозии |
Б) тайга | 2) виноградство | 2) нарушение растительного покроя и вечной мерзлоты |
В) широколиственные леса | 3) животноводство | 3) пожары |
Г) степь | 4) оленеводство | 4) шквалистые ветры |
Д) субтропики | 5) земледелие | 5) Исчезновение видов животных |
Учитель: обратите внимание на информационный лист. Экологические проблемы природно-хозяйственных зон России. Назовем их.
Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры – разливы нефти, уничтожение маломощного почвенного покрова, сокращение естественных оленьих пастбищ, радиоактивное загрязнение.
Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов – вырубка лесов, обмеление рек, лесные пожары, загрязнение воды и воздуха промышленными и городскими отходами, увеличение площади свалок.
Зоны степей и лесостепей – ветровая эрозия и снижение плодородия почв.
Зона пустынь и полупустынь – вытаптывание травы скотом, опустынивание.
Зона субтропиков – замусоривание морских побережий.
V.Закрепление. Ответьте «Да» или «Нет».
1.Поверхность тундры сильно заболочена.
2. В тундре люди занимаются оленеводством.
3. К безлесным зонам на территории России относятся тундра и степь.
4.Главнейшее богатство тайги – древесина.
5.В настоящее время степи в основном распаханы.
6. В тайге люди занимаются сельским хозяйством.
7.Степные и полупустынные территории - это главные сельскохозяйственные районы нашей страны.
VI. Рефлексия (подведение итогов)
- Какова была тема урока?
- Какова была цель урока? Достигли ли цели?
- Как сегодня работалось? Какие трудности испытали в ходе урока?
Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке, ответив на вопрос: Что вы сделаете с информацией, которую получили на уроке?
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Составить «Визитную карточку природной зоны своей местности».
Молодцы! Спасибо за урок.
Ответы
Станция 1. «Географическая»
Допишите предложения
1. Какая природная зона занимает острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья? Арктическая пустыня
2. Какая природная зона в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная»? Тундра
3. Какая природная зона небольшая по площади и расположена на берегах Каспийского моря? Пустыня
4. Какая природная зона находится южнее зоны тундры, с хвойной древесной растительностью? Тайга.
5. От чего зависит количество природных зон в горах? От высоты и ГП положения.
Расставьте по порядку природные зоны
С севера на юг | С юга на север |
А) пустыня | А) полупустыня |
Б) широколиственные леса | Б) арктические пустыни |
В) тайга | В) лесотундра |
Г) тундра | Г) смешанные леса |
Д) степь | Д) лесостепь |
Г-в-б-д-а А-д-г-в-б
Станция 4. «Проблемная»
Установите соответствие между природной зоной, хозяйственной деятельностью человека и проблемой в природной зоне.
А) тундра | 1) лесозаготовка | 1) эрозии |
Б) тайга | 2) виноградство | 2) нарушение растительного покроя и вечной мерзлоты |
В) широколиственные леса | 3) животноводство | 3) пожары |
Г) степь | 4) оленеводство | 4) шквалистые ветры |
Д) субтропики | 5) земледелие | 5) Исчезновение видов животных |
А – 4-2; Б -1-; В -3-5; Г – 5-1; Д – 2-4.
Станция 5. «Да» или «Нет».
Ответьте «Да» или «Нет».
1.Поверхность тундры сильно заболочена. Да
2.Тайга занимает юг европейской части России и Западной Сибири. Нет
3.Тип почв, характерный тайге – это серые лесные. Нет
4.К безлесным зонам на территории России относятся тундра и степь. Да
5.Самым малым количеством высотных поясов отличается Кавказ. Нет
6. В степях водятся бурундуки, белки, лоси Нет
7. В степях преобладают серые лесные почвы Нет
8. Главнейшее богатство тайги - древесина Да
9.В настоящее время степи в основном распаханы Да
10.Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря. Нет
12